МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ
|
|
Георгий Мохов «Электронная путевка - за и против»
← Вернуться к списку Глава Ростуризма Олег Сафонов полагает, что «Электронная путевка» принесет больше положительных моментов, чем отрицательных. Поэтому глава Ростуризма предложил сделать ее использование обязательным, хотя у системы еще много недоработок. Как вы считаете, эту программу можно исправить? Движение прогресса неумолимо, и все мы рано или поздно придем к информатизации всех процессов реализации турпродукта. В этом смысле «Электронная путевка», безусловно, новаторское движение, даже со всеми недоработками и недостатками. Но внедрение таких механизмов необходимо начинать с электронного документооборота в отрасли, а вовсе не с обязательного учета сделок в ИС ЭП. Иначе получается телега впереди лошади. Закон устанавливает с 1 января 2018 года возможность электронного обмена документами и заключения сделок в электронной форме между туристом, турагентом и туроператором. Вот это и есть начало процессов перехода от бумажного документооборота к электронному. Информационная система ЭП– это результат электронного документооборота, а не наоборот. Для регулирования процедур электронной сделки принимается специальное постановление Правительства РФ о порядке обмена документами в электронной форме и заключения электронного договора о реализации турпродукта, имеющего юридическую силу. Причем речь ведь идет не только об отношениях с туристами. Если происходит полноценный переход к электронным сделкам, они должны приниматься и для целей налогового учета, и для административного надзора, и для судов в качестве доказательства в спорах. Электронные сделки совершаются с применением так называемого «Аналога собственноручной подписи» –электронной цифровой подписи (ЭЦП), для туристов простой (с логином и паролем), а для туроператоров усиленной, с применением идентифицирующих программ. До применения ЭЦП с пользователем заключается соглашение, для идентификации в системе ему присваивается уникальный пароль. В турбизнесе сейчас никто не применяет ЭЦП, а для внедрения понадобится не менее года-двух, и то только если ее не будут саботировать. Установка ЭЦП на одно рабочее место может стоить 25–30 тысяч рублей, в зависимости от уровня информатизации офиса, а для крупного туроператора такая интеграция обойдется в миллионы. В противном случае вносить в ИС ЭП все придется вручную, а электронные сделки, совершенные без применения ЭЦП,не будут иметь юридической силы. Речь должна идти в первую очередь не о доработке созданной системы, а о внедрении в отрасли полноценного документооборота, позволяющего перейти от бумажных договоров, заявок, актов и отчетов к электронным на всех этапах реализации турпродукта. Далее должны быть созданы и внедрены «шлюзы», позволяющие автоматически переносить сведения о заключенных сделках в ИС ЭП, и когда будет понятно, что этот процесс освоило не менее 80% рынка, можно говорить об обязательности. Если государство возьмет на себя расходы по обеспечению интеграции, то дело пойдет быстрее, если же расходы лягут на турбизнес, то застрянет надолго. |
Дмитрий Петров
Олег Шабуцкий
|
|
||||
|