Алексей Крылов «Что ждет рынок MICE и Business travel в будущем?» ← Вернуться к списку

Как вы охарактеризуете нынешнее положение дел в индустрии? Многие ли игроки сошли или сойдут с дистанции?

Раньше крупному бизнесу было легче выходить из кризисных ситуаций, сейчас же все наоборот: у небольших компаний больше возможностей для маневров, они более гибкие и поэтому им кризис удается пережить легче. Плюс не стоит забывать, что небольшие игроки получили поддержку от государства. У крупного и среднего бизнеса такой поддержки и таких возможностей для маневров не оказалось.

Пока нет громких банкротств и никто не уходит с рынка, это логично. Потому что сейчас мы находимся, условно говоря, в тепличных условиях. Мы – пострадавшая отрасль, поэтому нам легально разрешено не возвращать кредиты, даны налоговые льготы и послабления, и прочее. Но этот период закончится. Первого ноября или декабря, когда закончится этот режим, все вернется на круги своя – и вот тогда оголится все. Нужно будет выстраивать новую систему и новый взгляд на работу.

Например, мы оценили наши ресурсы и сопоставили их с нуждами, сократили менее значимое. В нашей компании пришлось сократить направления MICE и въездной туризм. Второе подразделение мы срезали потому что понимали, что в течение ближайшего года въездного туризма не будет, а MICE будет испытывать очень большие сложности, плюс будет долго восстанавливаться и, конечно, трансформируется. Думаю, что будут преобладать мотивационные поездки, то есть, внутрикорпоративные для сотрудников, агентов и прочее. Я делаю такой вывод потому, что сейчас четко прослеживается преобладание дистанционной работы. Отпала нужда в большом количестве командировок, как следствие, возникает пробел в личной коммуникации. Если мы не можем видится каждый день, нам необходимо раз в месяц, квартал, полгода собраться: показать новый продукт, дестинацию, собрать агентов и т.д.

Могу даже предположить, что на смену MICE-компаниям придут индивидуальные консультанты, которые будут устраивать выездные мероприятия, как это принято в Европе. Там MICE-модель строится на основе малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Есть конкретный специалист с большим кредитом доверия и колоссальным опытом, у которого есть команда с помощью которой он сделает все «под ключ». Думаю, что после пандемии именно такая модель MICE будет в приоритете на рынке.

Выставочный MICE поменяется до неузнаваемости. Многое будет переносится в виртуальную реальность: организация выставок и конференций, предоставление стендов, назначение встреч.

Уже сейчас в рамках “Мир без границ” мы организуем множество онлайн-воркшопов, наши партнеры поддерживают эту инициативу. Это дает возможность участникам из разных городов и стран оказаться в одном месте, плюс огромную экономию.

Дмитрий Петров
Генеральный директор транспортной компании «Интерсервис»

Олег Шабуцкий
Основатель и совладелец группы компаний "Демлинк"

Дарья Саламатова
Директор Конгресс-центра ЦМТ