Юрий Сарапкин
Однажды услышал ремарку Михаила Жванецкого: "После окончания университета американцы выходят узкими специалистами, а мы - широко образованными людьми".
Мне подумалось, а ведь действительно, многие наши специализированные институты, в частности в туризме, предпочитают выпускать "массовым тиражом" универсальных работников широкого профиля.
А что это дает для развития индустрии деловых встреч и бизнес-путешествий? Думаю, что крайне мало. Выпускников вроде бы много, а на работу брать некого. Ищем персонал "по сусекам" и "доводим его до кондиции" на рабочих местах уже после приема на работу.
Известно, что сегодня российские ВУЗы ежегодно выпускают 20-25 тыс. специалистов в области туризма в год, из которых по специальности работают только 25-30% (!). Почему?! Слабый уровень подготовки? Да, это присутствует, а "недоспециалисты" не интересны работодателю. Может быть, дело в слабой популяризации профессии в молодежной среде? И это имеет место.
В общем, напрашивается грустный вывод: нет в России качественной, системной, целенаправленной, узкопрофессиональной подготовки кадров для работы в индустрии деловых встреч и путешествий. Не продумана она ни на государственном, ни на межведомственном уровнях.
Я бы еще сказал, что не налажено у нас обучение кадров для данной индустрии в "ручном режиме" на "штучной основе". Ведь отрасль деловых встреч - специфическая, особая, и кадры работающие в ней должны быть особенными. Противопоказана эта индустрия "широкопрофильным" работникам.
Мы говорим, что туризм "спасет отечество". Но это произойдет, если спасать будут профессионалы. А их хронически не хватает.
Ведь люди - наш самый беспокойный и непредсказуемый актив. При организации их профессиональной подготовки старые правила игры неуместны, советские стандарты не подойдут, нужны новые подходы. Тем более что Россия собирается вступать во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).
Не хочу обидеть наших уважаемых преподавателей, беззаветно работающих в сфере туристического образования. Дело далеко не в них или не только в них. Проблема таится прежде всего в постановке образовательного процесса в целом в стране, дело в эффективной системе обучения, вернее, в ее отсутствии.
Российская система подготовки специалистов в туризме, в частности в индустрии деловых встреч, функционирует в условиях каких-то "разрывов". Они имеют место быть между традиционным централизованным управлением и рыночной реальностью, теорией и практикой, зарубежным и отечественным опытом. Отсюда, в частности, основная проблема наших выпускников лежит не в сфере общих знаний, а в сфере компетенций, в умении принимать грамотные решения, знании нюансов отрасли и т.д.
И понятно, что такие нарушения целостности все равно когда-нибудь потребуют реформирования действующего российского образования в туризме.
В России нужен системный подход к созданию некого "многоэтажного образовательного лифта", который будет работать для детей старших классов образовательных школ и далее для студентов ВУЗов и профессионалов. То есть необходимо закладывать основы понимания туризма, его популяризацию еще в молодежной среде.
В США и других странах работа с молодежью фундаментально выстроена. В этих странах умеют и любят качественно и самозабвенно работать с подрастающим поколением, будущими лидерами отрасли. У нас же в России в бизнесе, спорте, туризме работают с молодежью кто как может: варимся в своем котле.
В различных странах мира эффективно и интересно работают с молодыми кадрами, привлекая их к участию в специализированных образовательных семинарах, летних школах, в том числе в рамках деятельности крупнейших международных отраслевых ассоциаций, проведения отраслевых выставок и т.д.
Например, особая среда общения молодежи и специалистов отрасли создается в ежегодных своеобразных "индустриальных бюро знакомств" - на Форумах молодых лидеров на всемирной выставке IMEX. Почему-то наших российских студентов там нет. Хотя приглашения от организаторов выставки поступают, а практически все расходы по участию в Форуме берет на себя принимающая сторона.
Россия не может развиваться, если не будет накоплена критическая масса эффективных менеджеров в сфере индустрии деловых встреч, менеджеров нового поколения, которые будут хорошо образованными, обладать высокой культурой и иметь серьезный практический опыт управления.
В мире специалисты учатся фактически непрерывно всю жизнь, а в России предпочитают один раз на всю жизнь. А ведь менеджер индустрии встреч, как профессиональный спортсмен, обязан быть всегда в форме и постоянно ее поддерживать.
Мировой опыт доказывает, что компании-победители будут отличаться от проигравших участием в постоянном процессе бизнес-образования.
Первым делом хочется осмысления, четкого понимания ситуации и профессиональных выводов, что делать с подготовкой кадров для работы в туризме.
Было бы легче, если бы во всем этом действе проглядывала какая-то стратегия, внятный посыл. Нужна стратегия развития на будущее. Нужен системный подход и современная программа подготовки персонала.
Нам давно пора меняться, принимать новые правила и стандарты, по которым живет мир. Дело в создании сильной отраслевой системы подготовки лидеров индустрии встреч на государственном уровне. Ее-то у нас в России пока по-прежнему нет, отсюда все проблемы.