МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ
|
|
BusinessTravel №1, Январь 2011 «Конгрессы и конференции»← Вернуться к журналу"Наступят времена почище..."Индустрия встреч Дальнего Востока переживает в последние годы те же трудности, что и другие российские регионы. Морально устарело большинство объектов размещения, прочая инфраструктура: дороги, аэровокзалы; конгресс-центры также не добавляют региону привлекательности для организаторов деловых мероприятий. В то же время ряд крупных городов показывает на этом фоне положительную динамику развития - это Хабаровск, Южно-Сахалинск и, безусловно, Владивосток, который примет в 2012 г. саммит АТЭС.
Хабаровск - крупный промышленный центр региона с крупнейшим на Амуре речным портом, важным железнодорожным узлом и сотней предприятий. В 2008 г. здесь проходил Дальневосточный экономический форум, в последние годы было открыто несколько современных отелей. Один из них - бутик-отель "Хабаровск-сити". Несмотря на это, гостиничная сеть в городе продолжает оставаться весьма неразвитой: "В Хабаровске мало конгрессных залов, практически все отели - без звездности, качество сервиса в них довольно низкое. В последние годы были построены две гостиницы более высокого уровня, но этого, конечно, недостаточно для всего города. Как был упор на двух гостиницах - "Интурист" и "Парус", так и остается, к сожалению. Из недавних открытий можно и нужно отметить бутик-отель "Хабаровск-сити", который, безусловно, выделяется на фоне гостиничной инфраструктуры города", - рассказала Анна Русина из туристической компании "Санта Авиа". Как и во многих городах России, несовершенство гостиничной инфраструктуры - далеко не единственное препятствие на пути развития туризма. "Региону не хватает качественного транспорта (автобус для VIP-группы из 15 человек пришлось поискать), хорошей отельной базы и доступных цен в заведениях общественного питания. В кафе и ресторанах Хабаровска очень дорогое питание, что отмечают не только местные жители, но и приезжие гости города", - говорит Анна Русина. При этом, что, по словам эксперта, в городе есть и интересные турпродукты, и достойное экскурсионное обслуживание: "Конечно, нам есть что показать и о чем рассказать. На мой взгляд, процесс тормозит именно неразвитость гостиничной сети и низкий уровень сервиса". Поэтому, считает г-жа Русина, наиболее динамично развивающимся в городе остается выездной туризм, который, конечно, пострадал в результате кризиса (стало меньше заказов на индивидуальные туры, сократились бюджеты клиентов), но в этом году начинает восстанавливаться. Перспективы развития индустрии встреч в Хабаровске, по ее мнению, весьма туманны. Возможно, дать толчок могло бы проведение в городе мероприятия международного значения. Так это или нет, можно будет понять на примере Владивостока, который в 2012 г. примет у себя саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества. До настоящего момента индустрия встреч города имела те же проблемы, что и в Хабаровске. По ее словам, во Владивостоке с 1997 г. не построено ни одной новой крупной гостиницы. Последней такой постройкой являлся Владивостокский бизнес-центр и отель "Хендэ" (номерной фонд - 155 номеров, 3 ресторана, 4 многофункциональных банкетных зала общей вместимостью до 450 человек). "Если говорить о конгрессной инфраструктуре Владивостока, то в данный момент наблюдается явная нехватка специализированных так называемых многофункциональных залов и комплексов", - рассказала директор гостиничного департамента Владивостокского бизнес-центра Светлана Посадова. Конечно, в последние 10-15 лет все крупные гостиницы города подверглись той или иной степени модернизации. Это касалось обновления и номерного фонда, и ресторанно-банкетных служб. В каких-то гостиницах есть банкетные залы, комнаты для переговоров и проведения семинарских занятий, оборудованные современными техническими средствами; в некоторых гостиницах есть залы со стационарной сценой, как, например, в гостинице "Экватор". "Ни одна из гостиниц не в состоянии предоставить полный комплекс конгрессных услуг, предусматривающий и размещение, и питание, и организацию совещаний, а также проведение приемов, банкетов и презентаций различных проектов, если в здании изначально не были предусмотрены технические условия, позволяющие организовать подобные мероприятия. Более того, вместимость этих залов очень маленькая - от 50 до 200 человек", - рассказала Светлана Посадова. Иными словами, в городе можно найти хорошие отдельно взятые банкетные залы или отдельно взятые залы совещаний, но говорить о целостной структуре преждевременно. Вообще, по утверждениям экспертов, в большинстве регионов гостиницы высокого класса и не требуются. "Пятизвездную гостиницу трудно заполнить даже в городах на европейской территории страны, - говорит Ольга Широкова, директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood. - Как правило, самыми востребованными бывают современные четырехзвездные гостиницы. В зависимости о того, в каком городе они расположены, и один-два таких отеля могут перекрыть спрос. А дублировать крупные конгресс-центры смысла не имеет". Однако возрастающий интерес к Владивостоку в последние годы провоцирует нехватку гостиниц высокого класса. Здесь регулярно проводятся мероприятия международного уровня (кинофестиваль "Пасифик Меридиан", международный экономический конгресс стран АТР, ежегодный международный форум рыбаков). В то же время все крупные гостиницы города являются наследием советских времен и требуют очень больших капитальных вложений для модернизации. Поэтому их уровень не превышает две-три звезды. "Исключением можно назвать гостиницу "Меридиан", проведшую полную реконструкцию своего здания, - считает Светлана Посадова, - но по качеству сервиса она мало отличается от остальных гостиниц среднего класса". Возросший спрос к региону сказывается на показателях существующих отелей. "Загрузка в нашем отеле увеличилась на 16% по сравнению с 11 месяцами прошлого года, - рассказала Валерия Райц, руководитель департамента региональных продаж AZIMUT Hotels Company. - Такой интерес к "АЗИМУТ Отель Владивосток" объясняется в числе прочего тем, что конкуренция в городе пока не высока, растущий интерес к региону опережает гостиничный рынок". По ее мнению, на данный момент во Владивостоке наблюдается дефицит отелей во всех ценовых сегментах: "Сейчас строятся несколько отелей верхней ценовой категории, но спрос на среднюю ценовую категорию останется достаточно высоким. Основной турпоток в город составляют бизнесмены среднего достатка, участники спортивных мероприятий и жители Китая, которые предпочитают останавливаться в отелях средней ценовой категории". В то же время сейчас город посещают и другие туристы. "Крупные российские монополии, расширяя сферы своей деятельности и осваивая Дальневосточный регион, регулярно проводят региональные совещания, требующие размещения, организации питания и проведения совещаний на самом высоком уровне обслуживания. Чувствуя заинтересованность российского правительства в развитии Дальнего Востока, "зашевелились" и представители зарубежного бизнеса. Итак, в рамках подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке строятся два отеля высокого класса под управлением гостиничного оператора Hyatt International. Помимо этого, ведется строительство дорог, производится газификация города, монтаж оборудования по переработке мусора, реконструкция пункта пропуска Пограничный и проч. Гостиница курортного типа на мысе Бурном рассчитана на 250 номеров, в ней будут расположены СПА-салон и фитнес-центр, рестораны, бары и другие общественные помещения. Вторая гостиница - на Корабельной набережной (в районе 36-го причала) - делового типа, также на 250 номеров. Здесь на первом этаже будет располагаться Дворец бракосочетания. По замыслу, отели должны стать частью нового морского фасада Владивостока. "Если предположить, что основными гостями отеля на набережной станут бизнес-туристы, то его расположение выбрано очень удачно, что обеспечит достаточно высокую наполняемость", - комментирует Светлана Посадова. Это первый отель уровня пять звезд с современным техническим оснащением под управлением известной международной компании. Этот отель может стать площадкой для проведения мероприятий, требующих большого количества участников. "Второй отель строится на берегу Амурского залива, можно сказать, что тоже в центре города. Но, учитывая сложный рельеф Владивостока и отсутствие в непосредственной близости от отеля объектов городской инфраструктуры (нет торговых центров, экскурсионных объектов на расстоянии пешей прогулки, в данном районе не проходят никакие маршруты городского транспорта), место размещения выбрано несколько странно. А если учесть, что в 30 м от строящегося отеля уже присутствует гостиница "Амурский залив", принадлежащая компании "Азимут", то такое тесное соседство вряд ли оправдано", - считает эксперт. По ее мнению, один отель уровня пять звезд с номерным фондом не более 200 номеров перекрыл бы потребность города в высококлассном размещении. В то же время ощущается нехватка современного четырехзвездного отеля в деловой части Владивостока. В любом случае эксперты сходятся во мнении, что для существующих гостиниц Владивостока появление нового игрока не повлечет существенных изменений. "У "Хаятта" другая ценовая категория, и до начала саммита конкуренция на гостиничном рынке города не усилится. Во время мероприятия в отелях такой категории будут останавливаться высокопоставленные участники, в то время как дипломатические сотрудники, организаторы и другие сопутствующие службы будут проживать в отелях уровня три-четыре звезды", - уверена Валерия Райц. Более интересный вопрос, как будет развиваться индустрия встреч в дальнейшем. По мнению Валерии Райц, после саммита АТЭС еще некоторое время (порядка двух-трех лет) интерес к городу не угаснет, а потом может сойти на нет. Тогда отели высокой ценовой категории будут снижать цены и конкурировать со средней ценовой категорией, как это происходит сейчас в Санкт-Петербурге и Астрахани. Ольга Широкова из компании Blackwood считает, что есть два возможных сценария развития, которые обсуждались при подготовке саммита. Площадки, построенные к саммиту, можно перепрофилировать в апартаменты для последующей продажи в качестве жилья. Однако этот путь более дорогостоящий, поскольку у элитного жилья свои требования. Согласно второму варианту, в городе будет развиваться конгрессная деятельность, для этого необходимо продолжить совершенствование объектов городской инфраструктуры, а также приложить усилия для привлечения крупных азиатских мероприятий. Реализацию такого сценария можно наблюдать на примере Сочи, где к олимпийским объектам привлекается ЧМ по футболу, соревнования "Формулы-1". Это вполне возможно, особенно если учесть богатый туристический потенциал региона. "Создание на острове Русский рекреационной зоны с развитой инфраструктурой, постройка океанариума тоже должны "шевельнуть" интерес к городу как у зарубежных так и российских туристов", - считает Светлана Посадова. Кроме того, во Владивостоке есть еще один перспективный и очень мощный туристический объект - Владивостокская крепость, уникальное фортификационное сооружение, не имеющее аналогов в мире. Поэтому интерес к региону ощущается не только со стороны крупных международных компаний, но и туристов из старого и нового света (например, пассажиры туристического поезда "Транссибирский экспресс" или круизных судов типа "Принцесс"). Для этой категории гостей уровень четыре звезды является нормой, а для некоторых отсутствие в городе пятизвездного отеля может послужить поводом для отмены поездки. Подготовила Анна ЮРЬЕВА |
|
||||
|