BusinessTravel №1, Январь 2012 «Знание - сила!»← Вернуться к журналу

Стамбул - центр встреч


Удивительный город на берегах Босфора - одна из важнейших мировых столиц делового туризма, принимающая ежегодно миллионы туристов. Авиакомпания Turkish Airlines немало этому способствует, превращая путешествие в Стамбул в настоящую восточную сказку.
Город на Босфоре
С каждым годом по делам бизнеса, на конференции и симпозиумы и просто отдохнуть в Стамбул приезжает все больше туристов. И с какой бы целью гости ни прибыли в этот удивительный город, они всегда находят время посетить хотя бы пару достопримечательностей. Древний город лежит на берегах широкого пролива Босфор - вполне зримой границы между Европой и Азией. Это вовсе не условное деление: азиатская часть города более хаотична, она покрыта небольшими домиками, заполнена бесконечными дешевыми рынками; европейский берег упорядочен, там расположились роскошные дворцы, парки, дорогие магазины и переполненные туристами рынки с безделушками.
Куда же стремится попасть большинство туристов, даже если у них совсем ни на что нет времени? Прежде всего, все едут в центральную часть старого города, на небольшой полуостров, омываемый заливом Золотой рог и Мраморным морем. В его центре расположена древняя площадь. С одной стороны на ней высится непрезентабельная снаружи громада бывшего собора Святой Софии. Увидев ее впервые, и не подумаешь, насколько удивительно легкая, воздушная и просторная она внутри, где на потолках и стенах сохранились редкие византийские мозаики на золотом фоне. С другой стороны, напротив, несколькими веками позже построили ажурное здание Голубой мечети. Но прежде чем направиться к ней, стоит заглянуть в цистерну базилики: в скромном, почти незаметном одноэтажном домике через дорогу от Софии находится гигантское подземное водохранилище, которое некогда снабжало водой дворец византийских императоров. Кстати, цистерны поменьше были раньше почти под всеми константинопольскими домами, но после того, как город перешел во власть турков и поменял имя, о них на некоторое время забыли.
На горе сразу за собором Софии стоит первая официальная резиденция султана - дворец Топкапы, служивший оттоманским правителям с 1465 по 1865 год. Внутри с тех времен сохранились интерьеры, там хранится коллекция древностей - исламские манускрипты, фарфор, старинная одежда, редкие украшения. Те, кого заинтересовала история, могут посмотреть, куда переехал султан из Топкапы: на берегу Босфора стоит великолепный совершенно "европейский", на первый взгляд, дворец Долмабахче. А туристы, которые заскучали по шопингу, сразу после первого дворца обычно отправляются на находящиеся поблизости скромный по размерам рынок специй или огромный Гранд-базар, напоминающий настоящий город, внутри которого есть сотни лавок, мечеть и даже небольшое кладбище.
И это только малая часть того, что может предложить гостям Стамбул: каждый год открываются новые экспозиции, так, совсем недавно появилась гигантская панорама, посвященная событиям 1453 г., когда турецкое войско овладело византийским Константинополем. Если вы хотите представить, увидеть и услышать, как это было, стоит посетить комплекс Panorama 1453.
Курс на Стамбул
Если вам нужно быстро долететь до турецкого берега, стоит приобрести билет на рейс авиакомпании Turkish Airlines, вот уже более восьми десятков лет доставляющей пассажиров в Стамбул и другие города Турции.
По словам генерального директора и члена исполнительного комитета Turkish Airlines Темеля Котиля, прежде всего эта авиакомпания работает именно для бизнес-туристов. Маршрутная сеть национального перевозчика насчитывает более 190 городов по всему миру. В Стамбул организованы прямые перелеты из Москвы (40 рейсов в неделю!), Санкт-Петербурга, Сочи, Екатеринбурга, Казани, Ростова-на-Дону и Уфы. Только в 2010 г. появились новые рейсы в Вашингтон и Лос-Анджелес, в Валенсию и Малагу, в Хошимин и Гуанчжоу и другие города мира. В прошлом году пассажирами Turkish Airlines стали 30 млн жителей разных стран мира, в том числе 600 тыс. россиян.
Каждый пассажир может выбрать те услуги, которые необходимы именно ему. Для этого помимо традиционных бизнес- и экономического классов в конце 2010 г. на дальних направлениях появился класс "комфорт": воспользовавшиеся им пассажиры получают ряд преимуществ бизнес-класса по довольно низким ценам. Так, пассажиров поприветствуют на борту соками и легкими закусками. Даже в длинном трансатлантическом перелете время пройдет намного быстрее, потому что вы сможете смотреть фильмы и телешоу, играть и отслеживать полет на 10,6-дюймовом жидкокристаллическом экране, через USB-порт к нему можно подключить свой iPod или ноутбук. И, главное, расстояние между рядами современных эргономичных кресел класса "комфорт" - 116 см, что позволяет вытягивать ноги даже довольно высоким пассажирам. А в бизнес-классе в самолетах, летающих на другие континенты, установлены кресла, которые за секунды превращаются в нормальные кровати. А можно заказать чартерный рейс - в парке авиакомпании семь VIP-самолетов.
Деликатесы на борту
Авиакомпания Turkish Airlines неоднократно удостаивалась различных наград, таких как "Лучшая авиакомпания в Южной Европе", "Лучшая авиакомпания в Европе", "Лучшее питание на борту в экономклассе". Еда для пассажиров Turkish Do&Co, готовится в отдельной кейтеринговой компании.
"Высокую" во всех отношениях кухню можно оценить по дороге в Стамбул. Бортовое питание для бизнес-класса выше всяких похвал. Однако и пассажирам экономкласса предлагают не нечто невразумительно-бесформенное, неаккуратно накиданное в пластиковые тарелочки (у некоторых компаний бывает и такое!), а вкусные красиво оформленные блюда, настоящий полноценный обед. Шеф-повара компании Turkish Do&Co очень тщательно разрабатывают несколько вариантов меню, в которые обязательно включают блюда разных стран мира. Такой ассортимент способен удовлетворить запросы людей, придерживающихся разных диет, разных религиозных убеждений. Все готовится из продуктов высочайшего качества, из специально выращенных овощей, из отборных мяса и рыбы. На стеллажах фабрики-кухни лежат тысячи пластиковых коробочек с холодными закусками (коралловые ломтики свежепосоленного лосося, салаты...), касалетки с горячим (обычно на борту есть возможность выбрать блюдо из мяса, рыбы, курицы, индейки, пасту или какое-то особое типично турецкое блюдо, подобное шиш-кебабу) и, конечно, десерты - восхитительные турецкие сладости. Чтобы часто летающие пассажиры не заскучали, примерно каждые три месяца в меню появляются новые блюда, но всегда соблюдается правило: интернациональные кушанья должны соседствовать с едой в традиционном турецком стиле. Помимо этого на длительных рейсах предлагаются сэндвичи и легкие закуски. Если же есть какие-то особые запросы, обратитесь заранее в авиакомпанию, и повара приготовят всё что нужно.
Только учебные тревоги
Пилотов и стюардесс готовят в Летной академии Turkish Airlines. Снаружи это обычное здание, похожее на наши учебные заведения, внутри есть классы, в которых будущие члены экипажей овладевают теорией. Но самое интересное - это огромные залы-ангары, в которых проходят практические занятия. Там находятся фрагменты самолетов, в которых все по-настоящему. Стюардессы занимаются в "салоне": они должны не только разносить пищу и газеты, но и уметь действовать в критических ситуациях - открывать аварийный выход, руководить эвакуацией по надувным трапам, помогать пассажирам спускаться на землю или в воду (один из трапов опущен в огромный бассейн!). Все действия (от надевания кислородных масок, что нужно сделать за 15 секунд, иначе человек погибнет, до воздействия на внезапно разбушевавшегося пассажира) повторяются и отрабатываются многократно, до автоматизма. Особое внимание уделяется четким и быстрым действиям при эвакуации, ведь, по правилам, на то, чтобы полностью освободить самолет, дается всего 90 секунд.
В соседнем зале тренируются летчики. Им весь салон не нужен, поэтому там в ряд стоят несколько симуляторов - кабин тех моделей самолетов, которые имеются в воздушном парке Turkish Airlines. Внутри все приборы полностью соответствуют тому, что есть в настоящих лайнерах, только за спинами у двух пилотов-учеников находится не дверь, а еще одно кресло перед большим монитором. В нем обычно сидит инструктор, который по компьютеру отслеживает все действия пилотов, наблюдает за показаниями приборов. Он же дает первоначальное задание, а потом корректирует условия полета, например, может внезапно включить дождь, ураганный ветер, снегопад - все это будущие летчики увидят в лобовое стекло, пусть это всего лишь компьютерная графика, но виртуальные осадки выглядят вполне достоверно. Обычно время на тренажерах расписано, ведь в этом центре обучаются не только молодые пилоты. Уже работающие в авиакомпании летчики должны ежегодно проходить аттестацию и сдавать экзамен, подтверждая свою квалификацию.
Ожиданис комфортом
Нужно начинать заботиться о пассажире еще на земле, полагают в Turkish Airlines, и потому в стамбульском аэропорту открылся оборудованный по последнему слову техники бизнес-зал. К услугам пассажиров кинозал, просторный игровой зал с развлечениями для самых маленьких и play station для детей постарше (хотя, по правде говоря, у экранов нередко замечают даже их родителей!), большая зона шведского стола со всевозможными закусками, рядом пекут традиционные турецкие лепешки с разными начинками. Даже если вы не хотите поесть, отдохнуть, воспользоваться одним из компьютеров, поиграть в бильярд, послушать легкую классическую музыку или посмотреть телевизор, все равно стоит там побывать хотя бы ради эстетического удовольствия: зал спроектирован несколькими известными архитекторами, в оформлении использованы традиционные турецкие мотивы, которые очень гармонично сочетаются с дизайнерскими деталями.