Подготовила Анна ЮРЬЕВА
География бизнес-путешествий охватывает уже практически весь мир, но ряд отдаленных направлений по-прежнему остается экзотикой. Всё зависит от того, сколько именно организатор готов потратить на перелет до места назначения.
Отдаленные острова Океании, Африка, Латинская Америка, небольшие азиатские государства - все те страны, которые в турбизнесе условно называются экзотикой, не устают бороться за российского туриста. Они рапортуют о своих достижениях, о строительстве новых отелей, о том, что в их государствах безопасно и комфортно.
Стенды таких стран на крупнейших туристических выставках страны растут, растут и бюджеты на продвижение на российском рынке. Всё это обозначает одно, и этого не скрывают представители таких стран - российский турист приносит в государственную казну зачастую больше, чем гость из любой другой страны.
Корпоративный сегмент в особенности интересует турпредставительства разных стран, и не только из-за перспектив принимать делегации и инсентив-группы. Если гости - менеджеры крупных компаний - будут впечатлены поездкой, то в дальнейшем они могут выбрать страну и местом проведения отпуска с семьей. А это и есть основная целевая аудитория большинства рекламных кампаний - состоятельные россияне, а также верхний сегмент среднего класса.
Какие из экзотических стран сейчас успешно борются за сердце и кошелек корпораций, оставаясь при этом чем-то действительно необычным в географии бизнес-путешествий?
Экзотический по-прежнему значит далекий
Как правило, экзотичность определяется расстоянием до места назначения. Именно об этом в первую очередь говорят эксперты, отвечая на вопрос о редких, необычных направлениях деловых путешествий. "По нашему опыту, как и были, так и остаются различные сильно отдаленные "островные варианты" - Французская Полинезия, Британские Виргинские острова, Карибы", - рассказала Екатерина Гусар, PR-менеджер департамента по развитию бизнеса компании MaxiMICE. По ее словам, к не массовым направлениям, а скорее предпочитаемым "гурманами путешествий" можно отнести также Новую Зеландию, Австралию, Борнео. Индия в данном контексте неинтересна. Азия - Китай, Таиланд, Мьянма, Непал, Лаос - набирает обороты.
"Безусловно, к экзотическим направлениям можно причислить большинство так называемых longholedestinations, то есть те страны, куда перелет, являясь существенной частью бюджета поездки, занимает пять и более часов, страны, поездки в которые связаны с резкой переменой климата, - говорит гендиректор компании "Арт тур" Дмитрий Арутюнов. - Конечно же, Сейшелы, Маврикий, Мальдивы были и остаются таковыми, а Китай для большинства восточных, особенно пограничных, регионов страны или Эмираты для центральной и южной части России к экзотическим направлениям можно отнести теперь уже весьма условно".
Всё же иногда экзотика не означает необходимости преодолевать огромные расстояния. "Так, среди трендовых направлений мы можем отметить страны Восточной Европы, а Исландия (хотя и дальше, однако с удобной и давно отлаженной системой стыковок) вообще признана самым привлекательным направлением 2012 года по оценкам международных экспертов", - рассказала Екатерина Гусар.
Стоит сказать и о том, что вообще понятие "экзотика" достаточно субъективное. Его понимание зависит от того опыта совместных выездов, который имеет та или иная компания.
"Есть компании, прежде всего IT-специализации, которые и в Антарктиде побывали, и все джунгли Борнео излазили. Для них остается Джомолунгма или сплав по Амазонке", - говорит гендиректор RCS - Russian Corporate Services Сергей Шаньгин. Для другой категории клиентов, которые нечасто используют инструменты мотивации своих сотрудников или партнеров зарубежными поездками, и ОАЭ - экзотика. Всё относительно. По его словам, для организации экзотического путешествия не обязательно выбирать необычную страну, можно и рядовую поездку наполнить экзотическим содержанием. "Можно и в Финляндии организовать экзотические программы на ледоколе за Полярным кругом с подледными погружениями, хотя сама Финляндия отнюдь не экзотика для большинства россиян", - рассказал Шаньгин. По его словам, реальная экзотика на экзотических направлениях стоит достаточно дорого, и сложно говорить о какой-то моде. Сухие цифры статистики говорят о приросте количества корпоративных поездок в Мексику, Бразилию, Аргентину, Малайзию, Вьетнам, Камбоджу.
Так ли опасны джунгли, как о них говорят
Помимо дальнего и непростого перелета необитаемые острова и другие отдаленные уголки могут отпугивать потенциальных туристов неизвестными особенностями быта и нравов, опасными болезнями и другими рисками. Как полагает Екатерина Гусар из компании MaxiMICE, ни один из этих страхов не станет причиной для отказа от поездки. "Основными причинами скорее будут сложность логистики, а также отсутствие достаточных знаний о направлении, что означает лишь одно - пока данное направление мало промотируется в России. Или же, как в случае с Бутаном, сказывается долгое время существовавший режим изоляции.
Аналогичного мнения придерживается Дмитрий Арутюнов. По его словам, определяющими понятиями для термина "экзотика" являются удаленность направления и, соответственно, довольно дорогая стоимость перелета, "неисхоженность" его массовыми туристами, большая разница в климате. "Что касается прививок, то на самом деле таких стран не так много, более того, зачастую рекомендации по необходимости привиться или принимать таблетки от малярии, к примеру, связаны с посещением определенных регионов этих стран, где более высок риск заболеваемости. Уровень преступности - тоже вещь весьма зависимая именно от конкретного региона, причем в крупных городах мира, в том числе и в весьма цивилизованных странах, он везде выше среднего".
Отдых, но не только
В большинстве случаев даже поощрительная поездка имеет и дополнительные цели, от которых зависит выбор конкретного направления. Как рассказал Дмитрий Арутюнов, уже сформировались альтернативные Европе и Северной Америке бизнес-центры планеты, такие как Ближний Восток (Дубай, Абу-Даби, Доха), Азия (Сингапур, Гонконг, Шанхай, Куала-Лумпур). Формируются свои центры притяжения делового туризма в Латинской Америке, Южной Африке и Австралии. "Многие из международных выставок и конференций в этих регионах просто обязательны к посещению для ведущих российских участников рынка. Состав участников тура определяется заказчиком и зачастую одна и та же компания заказывает несколько туров - один для руководящих сотрудников, другой - для дистрибьюторов, к примеру", - рассказал эксперт.
"География деловых поездок напрямую связана с бизнесом, - подтверждает Екатерина Гусар. - В самом этом заключении уже кроется тавтология: преимущественно партнеры отечественных компаний - компании европейские, если же клиент сотрудничает, допустим, с американским производителем или японским, тогда и заокеанские поездки не будут для него чем-то необычным".
В то же время, если мы говорим об инсентиве или любом другом бизнес-мероприятии, не имеющем обязательной привязки к какой-либо стране, то тут определяющим уже становится travelpolicy заказчика.
При организации чисто поощрительных туров одним из основных факторов для успешной поездки должен быть так называемый "wow-фактор", т.е. организатор должен поразить, приятно удивить публику. "Конечно же, привезти их в страну, курорт или город, где многие уже были, а то и не раз, вряд ли спровоцирует этот эффект. Поэтому зачастую и выбирают экзотические направления", - говорит Дмитрий Арутюнов.
По словам Екатерины Гусар, ради новизны клиент иногда готов пойти на некоторые неудобства: "Действительно, привлекает новизна, всё другое - люди, природа, культура. Ради этого даже возможны уступки по сервису (не all inclusive), климату".
Сергей Шаньгин отмечает, что инсентивные поездки в дальние страны - дорогое удовольствие и, конечно же, организуются они для топ-менеджеров и особо ценных партнеров. Экзотика также может быть привязана к каким-либо карнавалам или другим местным ивентам, но, как правило, заказчики просто хотят показать то, куда сами мы вряд ли поехали бы за свои заработанные рубли.
Как ни странно, при выборе экзотического направления клиент может руководствоваться практическими соображениями. Помимо упомянутого "wow-фактора" и тоски россиян по теплу и солнцу свою роль может сыграть вопрос цены. "Так, к примеру, во многих странах Азии при стоимости перелета незначительно более дорогом, чем в Европу, стоимость "туродня" значительно дешевле европейского или российского при существенно более высоком качестве. При таком раскладе цель поездки может быть любой", - рассказал Дмитрий Арутюнов.
Российские компании перенимают традиции поощрения
Инсентив в далекие страны, как правило, понимается как небольшие группы топ-менеджеров, которые фактически решили поощрить сами себя. В то же время группы бывают самые разные, к примеру, MaxiMICE имеет опыт отправки группы из 900 человек в Сингапур на цикловое совещание. Однако такие случаи, конечно, не слишком часты. "Определенные клиенты регулярно делают такие заказы. И это инсентив", - рассказала Екатерина Гусар. По ее словам, MaxiMICE преимущественно организует выезды в экзотических направлениях для крупных российских компаний, а также представителей сферы IT.
"Как правило, на экзотических направлениях проводят инсентив-туры", - подтверждает Сергей Шаньгин. По его словам, число участников таких поездок от 15 до 60 человек. Редко бывает больше. "Иногда в распорядке дня комбинируются деловая программа, общение, экскурсии и активный отдых. По нашему опыту, такие туры заказывают крупные компании, в большинстве случаев с иностранным капиталом", - рассказывает эксперт.
О том, что заказчиками инсентив-экзотики выступают крупные западные компании и их филиалы, рассказал и Дмитрий Арутюнов. По его словам, для таких компаний MICE-туры давно уже стали частью корпоративной культуры. "Крупные отечественные компании тоже подхватили этот метод интерактивного взаимодействия с персоналом и дистрибьюторской сетью, - отметил он. - Приятно отметить, что и представители малого и среднего бизнеса в последние годы стали понимать высокую эффективность такого рода поездок, хотя на этом горизонте перспективы роста весьма значительны".
Светлана ТИТЕНКОВА, менеджер по инсентив-поездкам департамента делового и индивидуального туризма компании "Демлинк"
Экзотические страны выбираются как направление проведения делового мероприятия, в том случае, когда поездка направлена на повышение лояльности топ-менеджмента или уже искушенных клиентов, много поездивших и повидавших. Экзотические страны - наиболее дорогостоящие для проведения мероприятия, поэтому и группы в таких случаях обычно небольшие, и бюджеты выше. Реже такая поездка может быть связано с направлением развития бизнеса.
В процентном отношении доля заказов на организацию деловых поездок в экзотические страны не так велика и составляет 10-20% от всех заказов. Как правило, такие поездки носят поощрительный характер, иногда проводятся короткие семинары (познакомится, поблагодарить за результаты и сотрудничество, наградить призами).
С точки зрения организации деловых поездок, к немассовым направлениям можно причислить такие страны как Перу, Малайзия, Индонезия, Австралия, Япония, Аргентина, Непал, Южная Корея. Остаются такими направлениями и Китай, Маврикий, Сейшелы, ОАЭ.
Стоит отметить, что Китай - очень большая страна, наиболее посещаемы ее центральные города. В то время как регионы полны экзотики и нераскрытых возможностей! ОАЭ - активно развиваются. Например, в Абу-Даби идет масштабное строительство и предлагается масса новинок. Маврикий и Сейшелы до сих пор чаще предлагаются для индивидуального отдыха, хотя данные направления идеальны и для активного отдыха (скалолазание, зиплайн, посещение национальных парков и т.д.)
Входят в моду среди любителей экзотического туризма Гонконг, Сингапур, Бразилия, Филиппины. Крайне редко мы сталкиваемся с запросами на Непал, Бутан, Перу, Вьетнам, Танзании, ряд стран Африки и Латинской Америки.
Основные причины того, что какое-либо направление остается экзотикой - это отсутствие прямых перелетов (как следствие более дорогие и сложные стыковки), специфика местной инфраструктуры (отели и рестораны, отличающиеся от привычных европейских стандартов), сложные визовые формальности. Существенно сказывается отсутствие профессиональных русскоговорящих гидов и другие факторы.
Из недавних примеров выполнения подобного заказа можно привести недельный тур в Танзанию и на остров Занзибар. В программу входили сафари в национальных парках, во время которых участникам поездки представилась возможность увидеть практически все виды диких животных, проживающих на Африканском континенте, обед на площадке с видом на кратер вулкана, посещение деревни одного из африканских племен, экскурсия на жемчужную ферму и кофейную плантацию, посещение столицы Занзибара Стоун Тауна.