BusinessTravel №5, Май 2012 «На краю земли»← Вернуться к журналу

Казахстанский бизнес-оазис


Подготовила Анна ЮРЬЕВА


По сложившемуся мнению, туриндустрия Казахстана пока находится в зачаточном состоянии. Страна имеет устойчивый имидж нефтяной авторитарной республики, единственной целью приезда в которую может быть бизнес. Однако вполне вероятно, что вскоре этот стереотип если не будет разрушен, то сильно сдаст позиции. В мире может сформироваться другой образ Казахстана, что во многом будет зависеть от умелой маркетинговой стратегии, а также от успеха реализации заявленных инфраструктурных проектов.

Бизнес привлекает туристов
По данным Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов (КАГиР), в 2011 году турпоток Казахстана возрастал как в направлении выезда, так и внутреннего и въездного туризма. Число тех, кто прибыл в республику, увеличилось на 14,2%.
С января по сентябрь 2011 года сами казахи путешествовали по стране и за рубеж больше, чем в аналогичный период прошлого года. Рост числа путешествующих жителей Казахстана составил 24,5%. "Из этого следует, что туризм постепенно восстанавливается после кризисного периода", - полагает менеджер по маркетингу КАГиР Татьяна Ходоровская.
По статистике, с января по сентябрь 2011 года туристические компании страны обслужили 13,569 тысяч человек. Из них туристов, прибывших в Казахстан - 3,834 тыс. (28,3%), туристов, отправившихся за границу, - 5,932 тысяч человек (43,7%). Тех, кто путешествовал за рубеж - 3,801 тысяч человек.
Как и прежде, в Казахстан туристы приезжают в основном с деловыми целями. Бизнес-путешественники составили более половины (57,5%) от всего въездного потока в целом. В то же время развитие делового туризма - хорошая предпосылка для роста числа отдыхающих. О стране и ее достопримечательностях становится лучше известно за рубежом, развивается инфраструктура. "Чем больше проходит людей через конгрессный туризм, тем больше доля туристов, приезжающих сюда отдыхать", - уверена Татьяна Ходоровская.
По данным КАГиР, наиболее популярными местами посещения туристов приезжающих с деловой целью в 2011 г. стали деловые и финансовые центры: Алматы, Астана, Атырау, Южно-Казахстанская область, Караганда. С целью отдыха туристы чаще всего посещают Алматы, Южно-Казахстанскую и Акмолинскую области.

Скандальный "Борат" как туристический бренд
Рост потока туристов в Казахстан нетрудно объяснить немалым числом важных спортивных и деловых мероприятий, которые прошли в стране в прошедшем году: это Зимняя Азиада -2011, которая проходила в Астане и Алматы, IV Астанинский экономический форум, Деловой форум "Поддержка рынков - встреча Азии и Европы", ЕБРР и др. Кроме того, Казахстан ежегодно принимает ряд крупных мероприятий, таких как Съезд лидеров мировых и традиционных религий.
Тем не менее, очевидно, что существующего спроса недостаточно для того, чтобы в стране появилась полноценная инфраструктура делового туризма. Как сообщают в Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов, около трети гостиниц, находящихся в крупных городах, располагает возможностями проведения конференций от 10 до 500 человек.
"Но, к сожалению, залы вместимостью 1000 и более человек, можно пересчитать по пальцам, в основном такие залы расположены в крупных бизнес-центрах", - рассказала Татьяна Ходоровская.
Одна из самых больших площадок - Дворец мира и согласия в Астане, построенный в 2006 году. Здание было спроектировано знаменитым Норманом Фостером и открыто специально для  проведения "Конгресса лидеров мировых и традиционных религий". Во дворце - концертный зал на 1500 мест.
В основном залы для мероприятий расположены в городских отелях Казахстана, но таковых в стране не слишком много. Структуру гостиничного рынка страны можно рассмотреть на примере столицы - Астаны. Здесь расположено три отеля высокого класса под управлением международных сетей: Rixos President Hotel Astana, Ramada Plaza Astana, Radisson Hotel Astana. По словам директора по продажам Radisson Hotel Astana Гаухар Диханбаевой, постояльцы этих отелей в основном - деловые туристы из-за границы. Командировочные из других городов Казахстана предпочитают более бюджетное размещение - трех и четырехзвездочные отели, также имеющиеся в столице. "Отель Radisson работает в Астане с 2007 года и принимает в основном деловые группы из России и из Европы. В отеле 6 залов для мероприятий, самый большой - бальный, вмещает до 1000 человек", - рассказала Гаухар Диханбаева. По ее словам, среднегодовая загрузка гостиницы составляет 70-80%.
Осенью 2012 года в столице Казахстана откроется одна из первых гостиниц эконом-класса под управлением международной сети. В Park Inn Astana на 240 номеров будет также рассчитан на деловых туристов из-за границы. "Сейчас многие компании стараются экономить на расходах на путешествия, поэтому пользуется спросом более экономичное размещение", - рассказала Гаухар Диханбаева. "В то же время существующее в Казахстане размещение этого класса не может удовлетворять запросам иностранных туристов, поэтому возникла потребность в гостинице под управлением международной сети".
Ситуация в других городах Казахстана примерно повторяет структуру гостиничного рынка столицы. Очевидно, что он только развивается, первые крупные гостиницы высокого класса стали появляться в стране сравнительно недавно. Помимо неразвитости инфраструктуры размещения, есть и другие проблемы, препятствующие развитию массового туризма в Казахстан. Это, в первую очередь, трудности с транспортным сообщением, плохие дороги, недостаток квалифицированного персонала во всех сферах туризма. При том, что эксперты признают: в стране есть, что посмотреть: горы и ущелья Сайрам-Угамского национального парка, Высокогорье заповедника Аксу-Жабаглы и степные горы заповедника Каратау, Всемирное природное наследие ЮНЕСКО: Тенгиз и Коргалжынские озера, Лесные массивы, сопки, озера Кокшетау, Алтын-Эмель, Саты.
Несмотря на все это, в сознании большинства Казахстан остается сырьевой авторитарной республикой. В странах Запада в качестве объекта для посещения он воспринимается пока лишь любителями экзотики и экстремального отдыха.
В то же время эксперты зафиксировали рост цен на проживание в отелях Казахстана, что является одним из основных показателей реабилитации туристической отрасли. Особенно показателен период праздников, когда въездной турпоток формируется не за счет бизнес-туристов. Как сообщается, цены на отдых перед новогодними праздниками на популярных у туристов турбазах в Алатау и на курорте "Борабай" были повышены на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, стоимость проживания в большинстве гостиниц и отелей страны достаточно сильно возросла.
Между тем местные СМИ сообщают о резко возросшем интересе со стороны иностранцев к стране после выхода фильма "Борат". Напомним, кинофильм "Борат: культурные исследования Америки на благо славного народа Казахстана" вышел в 2006 году. Он повествует о приключениях вымышленного казахского журналиста Бората Сагдиева. Главную роль сыграл британский комик Саша Барон Коэн. В фильме множество шуток в отношении различных национальностей, и он вызвал негативную реакцию властей Казахстана. Однако не так давно власти страны сменили гнев на милость и признали заслуги этого произведения пере страной. Как сообщил глава МИДа республики Ержан Казыханов, "с выходом этого фильма количество виз, выданных в Казахстан, выросло в 10 раз. "И я говорил, что это для нас большая победа", - сказал министр.

Госпрограмма поднимет Казахстан в рейтинге
На ближайшие годы в Казахстане запланировано открытие ряда крупных отелей. А в рамках программы по развитию туризма планируется несколько масштабных проектов по строительству и модернизации курортов.
Помимо уже упомянутого Park Inn Astana, летом 2014 года в столице откроется отель Hilton Garden Inn. Он будет работать под управлением компании Astana Development Group. Как сообщал пресс-релиз компании, гостиница разместится в центре столицы Казахстана, на набережной реки Ишим. Кроме того, отель будет удобно расположен по отношению к аэропорту, Дому Оперы и торгово-развлекательному центру "Хан Шатыр".
В отеле будет 229 номеров, оснащенных, в частности, фирменными кроватями Garden Sleep System(tm) и эргономичными креслами. Также планируется круглосуточный бизнес-центр павильон с закусками и напитками Pavilion Pantry, фитнес-центр, будет бесплатный высокоскоростной wi-fi доступ в интернет. Для конференций и мероприятий предусмотрены помещения общей площадью 507 кв.м.
С 2007 года ведется работа по строительству горнолыжного курорта неподалеку от Алматы. Он расположится в урочище Кокжайлау на территории Иле-Алатауского национального парка. Планируется, что здесь появятся гостиницы, рестораны, торгово-развлекательные центры, поля для гольфа и многое другое. Общая протяженность лыжных трасс превысит 100 километров. Строительство обойдется в 112 миллиардов тенге (745 миллионов долларов).
"Одним из важных вопросов текущего развития является диверсификация потоков прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана, и их нужно направлять в перспективную отрасль, например, в сферу туризма. Надо изучить в целом по стране точки роста туризма, их немало", - сказал глава государства, выступая на совместном заседании палат парламента с посланием к народу страны. По его словам, развитие курорта близ Алматы - важный проект в связи с диверсификацией экономики. "Подсчеты и рассмотрения показывают абсолютную возможность такого. Это очень выгодное для государства дело, но нам придется вложить деньги в инфраструктуру. Поручаю правительству в связи с этим разработать системный план развития этой уникальной зоны, а также Боровской курортной зоны", - распорядился президент.
Боровская курортная зона, или Бурабай, в данный момент на реконструкции. Здесь появится отель Burabay Resort на 402 места, три горнолыжные трассы различной сложности, ресторан, база канатной дороги, спортивный клуб, сообщает агентство РИА "Новости".
Общая площадь застройки составит три гектара. Ввод в эксплуатацию первого этапа планируется осенью текущего года, а полная модернизация Бурабая займет более десяти лет.
Власти рассчитывают, что протяженность горнолыжных трасс в ближайшие пять лет вырастет вдвое. После Азиады-2011 зимние виды спорта начали развиваться в стране особенно интенсивно.
Кроме того, предусмотрено строительство гостиничного комплекса на побережье озера Алаколь в Восточно-Казахстанской области а также международного курорта "Кендерли" в Мангистауской области.
Перечисленные инвестпроекты реализуются в рамках госпрограммы развития перспективных направлений туристской индустрии на 2010-2014 гг. По итогам ее реализации ожидается, что рост инвестиций в основной капитал предприятий сферы туризма к 2015 году составит 30% от уровня 2009 года. В 2009 году объем инвестиций составил 123 млрд тенге.
Одна из задач программы - к 2015 году подняться с 92 на 90 место в "Индексе конкурентоспособности путешествий и туризма" согласно отчету о развитии туристического бизнеса и путешествий Всемирного экономического форума.