Бизнес-класс – это гордость и визитная карточка любой авиакомпании: там работают самые профессиональные сотрудники, оперативно внедряются самые передовые технологии, а интерьеры и спектр услуг на борту вполне можно сравнить с роскошным пятизвездочным отелем.
Перед полетом
Обслуживание пассажиров бизнес-класса начинается еще на земле. Все перевозчики понимают: каждая минута клиента стоит очень дорого, и не стоит заставлять его ждать в аэропорту. Авиакомпании делают все, чтобы люди, летящие бизнес-классом, потратили как можно меньше времени на различные формальности. Поэтому пассажиры бизнес-класса Cathay Pacific всегда могут воспользоваться не только специально выделенными стойками регистрации, но и приоритетным прохождением иммиграционного контроля. Несколько лет назад фаст-трек, отдельную регистрацию для пассажиров бизнес-класса и ускоренное прохождение предполетных формальностей, таких как регистрация, паспортный контроль, таможенные коридоры, досмотры служб безопасности, первой среди европейских авиакомпаний ввела SAS. А, например, пассажирам bmi, чтобы они не заблудились и как можно быстрее прошли через лондонский аэропорт, дорогу указывает консьерж. Причем клиенты bmi, вылетающие из Хитроу по маршрутам малой и средней протяженности, могут зарегистрироваться на рейс всего за 30 минут до вылета.
Очень быстро попасть на борт удается пассажирам Lufthansa, летящим из Франкфурта. Там в местном аэропорту с декабря 2004 г. работает даже отдельный терминал для пассажиров первого класса, предлагающий спектр премиальных услуг, таких как парковка автомобиля, консультации персонального ассистента с момента приезда в аэропорт и вплоть до вылета, отдельная регистрация, ускоренное прохождение таможенного контроля и контроля службы безопасности, лимузин с шофером, доставляющий пассажира прямо к самолету.
А уж если вам приходится ожидать рейса в аэропорту, то, купив билет в бизнес- или первый класс, будьте уверены, что вы скоротаете время в максимально комфортных условиях бизнес-зала, где обычно найдется бесплатный беспроводной доступ в интернет, бар с выбором напитков и небольшой буфет с вкусными закусками (воспользоваться всем этим можно абсолютно безвозмездно). В большинстве бизнес-залов мира перед полетом можно освежиться, приняв душ.
Дополнительным преимуществом пассажиров бизнес-класса является возможность взять с собой в салон не одно, а два места ручной клади и сдать в багаж, как правило, до 40 килограмм багажа.
В воздухе
Что самое важное для пассажиров на борту? Конечно, удобные кресла, в которых можно расслабиться и даже поспать. Авиакомпании мира держат равнение на лучших. Так, у национального перевозчика ОАЭ Etihad Airways (бизнес-класс Pearl которой, по оценке консультационной фирмы Skytrax за 2009 г., был признан лучшим в мире) места в салоне расположены по схеме 1-2-1, благодаря этому у пассажиров появляется гораздо больше личного пространства. Причем кресла в салоне первого класса Diamond разворачиваются на 180 градусов, вы можете организовать пространство так, что оно станет удобно для деловой встречи, семейного обеда или дружеского ужина с попутчиками.
Другие перевозчики предпочитают иную модель: в лайнерах авиакомпаний Lufthansa и SWISS при перелете на короткие и средние расстояния соседнее сиденье всегда остается свободным.
Несколько лет назад авиакомпании поняли, что пассажирам бизнес-класса нужно не только расслабиться во время длительного полета, но и хорошо выспаться. Кресло бизнес-класса Cathay Pacific «эволюционировало» от положения «полулежа» (такие до сих пор используются некоторыми перевозчиками) в 1990-х до возможности превращаться в абсолютно плоскую, горизонтальную, почти двухметровую кровать к 2007 г. Уникальное расположение и дизайн кресел позволяют не тревожить соседа, передвигаясь между рядами – сидения полностью изолированы друг от друга специальными перегородками.
Среди первых в Европе продавать билеты на спальные места Business Sleeper стал перевозчик SAS. А Lufthansa оборудовала кресла вибромассажем. Сейчас массажные ролики вмонтированы в кресла целого ряда авиакомпаний – они есть и у Cathay Pacific. и у SAS.
Из американских перевозчиков похвалиться креслами в первом и бизнес-классе, раскладывающимися на 180 градусов, может только авиакомпания United: их ширина – 60 см (в первом классе – 79 см), длина – 193 см (в первом классе – 198), что, по утверждению авиакомпании, на 9 см шире кресел ближайших конкурентов.
По ценам бизнес-класса Virgin Atlantic предлагает места в так называемом высшем классе (Upper Class). Максимальный комфорт для каждого пассажира достигается большим расстоянием между креслами (максимум четыре в ряд) и индивидуальным доступом к каждому из них, даже к тем, что расположены у окна. Кресла обтянуты мягкой кожей и повторяют контуры тела. Одним нажатием на кнопку раскладываются в полноценную кровать, длина которой в общей сложности составляет 208 см от изголовья и 84 см в ширину. Пузырьковая структура, покрытая дышащим материалом, выполняет ортопедические функции и обеспечивают максимальный комфорт во сне. Мягкая подставка, которая обеспечит комфорт ногам, с легкостью трансформируется в сидячее место для другого пассажира. В ночных рейсах есть отдельная зона для сна с приглушенным светом и ненавязчивым сервисом для тех пассажиров, которые желают выспаться в полете. Приятное дополнение – набор для сна, в который входят зубная щетка, паста, носки, маска на глаза и беруши. В высшем классе нет определенного времени для ланча, свободное меню доступно в течение всего полета, а электрических розеток и USB-разъемов хватит для всех портативных устройств, включая Ipod.
Пассажиры высшего класса получают полный сервис «от двери до двери», который включает в себя трансфер из любого места до борта самолета на такси, в первом классе экспресса или на мотоцикле. При вылете из Гэтвика, Хитроу или Йоханнесбурга шофер сам зарегистрирует пассажира, который может провести время до рейса в комфортабельном зале ожидания высшего класса с полноценным баром, спа-салоном, джакузи, бассейном, салоном красоты и кинотеатром. А при вылете и прилете в Токио, аэропорт Нарита, во избежание потери времени в пробках до аэропорта можно добраться на вертолете. Общее время займет 30 минут, из которых 11 минут пассажир проводит в полете. Для сравнения: путь на поезде и такси занимается около 70 минут. Бронирование вертолетного трансфера необходимо осуществлять не менее чем за три дня до полета.
Кресла в салоне Qatar Airways снабжены массажными функциями, а спинка откидывается на 180 градусов, образую полностью плоскую удобную кровать. Сами кресла расположены в салоне по схеме 2-2-2, то есть плотнее, чем у Virgin Atlantic. В наборе для сна кроме пижамы и носков найдется зубная щетка, расческа, паста, набор кремов по уходу за кожей, мыло, гигиеническая помада и маска на глаза. Каждое кресло сопровождается телефоном и розетками для удобного ведения бизнеса прямо в полете. На борт с собой можно взять до 30 кг багажа, а для трансатлантических перелетов – два места багажа до 32 кг каждое.
В Singapore Airlines балуют пассажиров бизнес-класса непревзойденным, по их словам, расстоянием между креслами, расположенными по схеме 1-2-1, где каждый пассажир имеет доступ к проходу в любое время. Ширина полностью разложенной кровати составляет 77 сантиметров, каждое кресло сопровождается 15-дюймовым экраном с доступом к развлекательным каналам и мультимедийным функциям. А клавиатура и предустановленный софт позволят создавать документы без использования ноутбука.
Высота столика для ланча регулируется, что позволяет создать абсолютный комфорт и получать от еды только удовольствие. Самые изысканные блюда от шеф-повара подаются на дизайнерской посуде от Givenchy. Кроме индивидуальных средств гигиены в туалете доступны кремы для и после бритья, лосьоны, туалетная вода.
Особенный подход к цветовой гамме оформления кресел и подбора освещения делает атмосферу салона максимально комфортной и расслабляющей.
Во время многочасовых полетов немаловажно поддерживать связь с миром. Lufthansa предлагает для бизнес-класса широкополосный доступ в интернет. Скоро воспользоваться бесплатным доступом в сеть на борту вы сможете и во время полетов авиакомпанией SAS.
Во время полета не стоит отказывать себе в удовольствии вкусно поесть. Поэтому авиакомпании предлагают своим пассажирам качественные, полезные и вкусные блюда, ничуть не уступающие тем, которые их клиенты могли бы отведать в лучших ресторанах мира. Обычно пассажирам бизнес-класса предлагается несколько вариантов меню и обширная карта достойных вин. Гости Singapore Airlines могут заказать на борт эксклюзивное блюдо от шеф-повара. А на ряде маршрутов bmi (из Лондона на Ближний Восток, например) шеф-повар работает непосредственно на борту.
Более 10 лет назад масштабный проект кейтеринга от лучших поваров мира StarChefs начала Lufthansa. Эта концепция бортового питания стала первой в своем роде: на межконтинентальных рейсах пассажирам первого и бизнес-класса еду готовят «звездные» повара, меняющиеся каждые два месяца. Меню обязательно отражает личный стиль знаменитого кулинара.
Во время перелета Etihad Airways можно воспользоваться даже советами личного консультанта, который поможет вам определить блюдо, соответствующее вашему настроению, и подобрать к нему подходящий напиток, а профессиональное ресторанное обслуживание должно позволить ощутить гостеприимство арабского дома.
Развлечениям на борту авиакомпании уделяют не меньше внимания, тем более что среди пассажиров нередко оказываются дети и подростки. Путешественники могут выбрать любой из нескольких сотен фильмов на разных языках и посмотреть его на персональном экране или поиграть в одну из многочисленных видеоигр. Например, Cathay Pacific предлагает 100 фильмов, в том числе и на русском языке, 350 развлекательных программ, 888 компакт-дисков и 22 радиоканала. Подобные услуги есть нынче у многих авиакомпаний мира, в том числе у российских. Индивидуальным видеоплеером для просмотра фильмов можно воспользоваться во время перелета отечественной авиакомпанией «Якутия». Перевозчики даже соревнуются размерами мониторов: в лидеры выбилась Etihad Airways, установившая для пассажиров огромные 58-сантиметровые широкоэкранные телевизоры.
Однако каждая авиакомпания стремится не только ублажить пассажиров, но и рассказать им о своей стране. В обслуживание всегда включают национальные элементы. Как правило, пассажирам бизнес-класса предлагают меню, в котором есть блюда национальной кухни. SWISS разработала особую концепцию бортового питания и подачи вин «Швейцарская кухня от SWISS»: на рейсах из швейцарских аэропортов пассажирам бизнес-класса предлагают отведать национальные блюда разных регионов этой страны.
В бизнес-классе SAS к тому же заостряют внимание на товарах местных производителей: предлагают бокалы, приборы и посуду, изготовленные самыми известными скандинавскими компаниями.
После полета
Максимум удобств при минимуме затраченного времени – этот принцип действует всегда. Пассажиры бизнес-класса не должны думать о том, как добраться из аэропорта до города, где и как заказывать такси. Поэтому ряд перевозчиков задумался о необходимости предложить клиентам собственного водителя. Пассажиры, путешествующим классами Diamond First и Pearl Business Etihad Airways, прилетающие и вылетающие из ОАЭ, Великобритании, США, Канады, Таиланда, Германии, Франции, Швейцарии, Ирландии, России, Китая и Австралии (а вскоре и некоторых других аэропортов), могут воспользоваться бесплатным сервисом «Персональный шофер». В Лондоне пассажирам бизнес-класса авиакомпании bmi личный водитель также поможет добраться в аэропорт и из аэропорта: пассажира доставят к рейсу bmi, встретят по прилету и отвезут по указанному адресу на автомобиле представительского класса. Автомобиль с водителем предоставляется на данный момент также всем пассажирам бизнес-класса bmi, вылетающим из Москвы: в эту услугу входит до четырех трансферов – по вылету и по прилету.
Авиакомпании заботятся о питании пассажиров даже после рейса: на дальнемагистральных перелетах Lufthansa пассажиры бизнес-класса получают возможность не только заказать индивидуальное экспресс-меню, но и забрать завтрак Breakfast-to-go с собой, что позволяет подольше поспать во время ночного полета.
Цена вопроса
Конечно, за высочайший класс обслуживания приходится платить. Разница в цене между экономическим и бизнес-классом зависит прежде всего от сезона и продолжительности рейса. Так, у компании United среднее процентное соотношение таково, что бизнес-класс стоит на 50% дороже экономического, а стоимость первого класса выше примерно в два раза. В основном у российских авиакомпаний билеты экономического и бизнес-класса (например, у авиакомпании «Якутия») отличаются по цене в два – четыре раза.
По сути, вы платите деньги за удобство, комфорт, отличный сервис, а также за собственную репутацию. И стоит ли за все это переплачивать – решать вам!
Подготовили Полина БОЙЦОВА и Илья АРТАМОНОВ