BusinessTravel №7, Июль 2012 «Сетевое преимущество»← Вернуться к журналу

Показательные выступления


Развитие MICE-индустрии продолжается, несмотря на финансовые потери последних лет в других отраслях. Хотя неопределенность экономической ситуации в мире сохраняется, именно сейчас актуальны встречи руководителей и специалистов для обмена мнениями и опытом, укрепления связей, установления деловых контактов. Активное развитие MICE-индустрии характеризуется регулярным проведением профессиональных выставок, посвященных деловому туризму, которые с каждым годом только набирают обороты и увеличивают масштабы. Профессиональные выставки являются уникальным маркетинговым инструментом, который необходимо использовать всем участникам рынка - конгрессно-выставочным площадкам, гостиницам с конференц-залами, DMC-компаниям, event-агентствам.


Одной из основных задач участия российских компаний в зарубежных выставках является привлечение в Россию крупных международных конгрессов, которые в свою очередь являются генератором экономического роста и развития делового туризма. Союз международных ассоциаций UnionofInternationalAssociations (UIA) и Международная ассоциация конгрессов и конференций International Congress and Convention Association (ICCA) осуществляют постоянный мониторинг международных конгрессных мероприятий, ведут статистику и публикуют ежегодные статистические отчеты. Несмотря на различные критерии, применяемые при анализе конгрессов, можно проследить определенные тенденции и констатировать тот факт, что наша страна не занимает лидирующих позиций в представленных рейтингах. По итогам статистики ICCA за 2011 год Россия занимает лишь 40-ю строчку в международном рейтинге - всего проведено 69 мероприятий, из которых 27 - в Москве, 26 - в Санкт-Петербурге. Москва разделяет 76-ю строчку рейтинга с корейским городом Пусан и со столицей Уругвая Монтевидео. Следом, на 79-й строке, обосновались Бордо, Манчестер, Рига и Санкт-Петербург. Для сравнения: в 2010 г. Россия занимала 41-ю позицию рейтинга ICCA - было зафиксировано 48 конгрессов международных ассоциаций, из них 19 - проведено в Москве (96-я позиция в рейтинге), 16 - в Санкт-Петербурге (112-я позиция). Задача, которая стоит перед всем профессиональным сообществом, заключается в активной работе по продвижению России на всех профессиональных выставках, что позволит привлечь большее количество международных мероприятий и в дальнейшем улучшить позиции в международных рейтингах.
Профессиональные выставки MICE-индустрии проводятся на протяжении всего года по региональному принципу и охватывают весь рынок международного делового туризма. Крупнейшими организаторами выставок, посвященных деловому туризму, являются компании IMEX Group (Regent Exhibitions) и Reed Exhibitions. В настоящее время в год проводится более 15 профильных выставок, из которых наиболее крупными являются IMEX, EIBTM, Confex, GIBTM, CIBTM, AIME. В 2011 году впервые прошли выставки AIBTM (Americas Meetings & Events Exhibitions, Балтимор, США) и IMEX America (Sands Expo & Convention Center, Лас-Вегас, США).

Наиболее крупной отраслевой выставкой является международная выставка по инсентив-туризму IMEX, которая в 2012 г. прошла с 22 по 24 мая в Германии (г. Франкфурт-на-Майне) в выставочном комплексе Messe Frankfurt. Следует отметить, что Германия занимает вторую строчку рейтинга ICCA по итогам 2011 года (всего было проведено 577 конгрессов международных ассоциаций). Однако Франкфурт-на-Майне существенно уступает Москве и Санкт-Петербургу по количеству проведенных мероприятий и занимает лишь 109-ю строчку по итогам 2011 г.
Выставка IMEX проходит ежегодно с 2003 г. и в настоящее время считается центральным выставочным событием в сфере делового туризма. Тематика выставки целиком и полностью посвящена инсентив-туризму и конгресс-менеджменту.
Свои представительства на IMEX имеют десятки ассоциаций, союзов и профессиональных объединений. IMEX во Франкфурте важна с точки зрения не только демонстрации отраслевых достижений и презентации новых направлений, но и обширной деловой программы. Выставка дает возможность специалистам получить дополнительные знания, поделиться опытом на многочисленных семинарах и мастер-классах. Выставку посещают сотни специалистов компаний, которые являются потребителями услуг в сфере делового туризма. Наиболее ценными посетителями выставки являются так называемые Hosted Buyers (покупатели-профессионалы) - представители международных ассоциаций, менеджмент крупных корпораций, event-агентств, ведь именно они выбирают место проведения очередного крупного мероприятия. Привилегированный покупатель - это особый тип клиента в сфере делового туризма, который является самым ценным посетителем на стендах и приглашается организаторами IMEX на особых условиях для встречи с потенциальными партнерами. Организаторы выставки полностью оплачивают все расходы приглашенных покупателей, включая проживание в гостинице, перелет и трансфер, а также ознакомительные туры. Основным условием для приглашенных покупателей является проведение деловых встреч с экспонентами. А экспоненты в свою очередь должны приложить максимум усилий, чтобы заинтересовать покупателей своими предложениями.
По статистике, основными посетителями выставок, посвященных деловому туризму, являются представители туристских компаний, а также корпоративные клиенты трех ведущих секторов экономики: фармацевтики, банковского и IT-сектора.
Выставка IMEX ежегодно проходит при поддержке и активном участии международных профессиональных ассоциаций, которые выступают также организаторами образовательных программ. В работе выставки ежегодно принимают участие такие ассоциации, как AIPC (Международная ассоциация конгресс-центров), ICCA (Международная ассоциация конгрессов и конференций), Society of Incentive & Travel Executives (Общество руководителей туристических и инсентив-агентств), Meeting Professionals International (Международная ассоциация профессионалов в сфере организации деловых встреч), IAPCO (Ассоциация профессиональных организаторов конгрессов), а также региональные профессиональные ассоциации из Великобритании, Германии, Франции, США и прочие. Членам международных ассоциаций предоставляется уникальная возможность участвовать во всех мероприятиях, организуемых в рамках деловой программы. К примеру, для членов AIPC организуется Assosiation Dinner - совместный ужин членов AIPC с представителями различных ассоциаций и корпораций.
В текущем году площадь своей экспозиции увеличили 26 направлений. По поручению Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы Московское выставочно-конгрессное агентство (МВКА) ежегодно организует участие представителей крупнейших российских компаний в зарубежных выставках. На выставке IMEX 2012 была увеличена площадь экспозиции российского стенда, а также изменен его дизайн с учетом расширения зоны для переговоров и удобного размещения участников.
Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы является органом, уполномоченным представлять интересы Москвы на зарубежных выставках, и фактически выполняет функции конгрессного бюро, которое так и не создано в настоящее время. Следует отметить, что отсутствие в Москве конгрессного бюро является сдерживающим фактором развития индустрии. Конгрессное бюро должно стать флагманом в продвижении России за рубежом.
Российский стенд на зарубежных выставках - это витрина, с помощью которой можно показать возможности и преимущества каждого отдельного MICE-направления. Современный дизайн стенда, участие крупнейших игроков рынка делового туризма, презентация деятельности этих компаний, участие в деловой программе выставок позволят укрепить имидж России, показать привлекательность отдельных регионов, а также повысить рейтинг Москвы как делового центра проведения крупных международных конгрессов.
Следующим знаковым событием для участников рынка станет юбилейная 25-я выставка EIBTM (European Incentive&Business Travel Meeting Exhibition), которая пройдет в Барселоне 27-29 ноября 2012 г. Испания ежегодно входит в тройку лидеров рейтинга ICCA. По итогам 2011 г., Барселона занимает третью строчку, город принял 150 конгрессов международных ассоциаций. EIBTM удерживает лидерство среди выставок, посвященных организации деловых встреч, специальных мероприятий и корпоративному туризму, и предоставляет уникальную возможность личного общения с покупателями-профессионалами, а также предлагает обширную образовательную программу. По словам организаторов, участников и посетителей EIBTM 2012 ожидает много приятных сюрпризов. Есть время подготовиться и спланировать участие компании в столь престижном мероприятии.