Уже второй год подряд сентябрьская Международная выставка деловой авиации Jet Expo проходит в центре деловой авиации "Внуково-3". Нынешняя - седьмая по счету - собрала более 100 компаний из 27 стран мира. На статической экспозиции были представлены 26 бизнес-джетов и вертолетов. Впервые часть павильона была отдана мегаяхтам ведущих мировых верфей.
Выставки Jet Expo - идеальное место для подведения итогов развития деловой авиации за прошедший календарный год и площадка для обсуждения перспектив развития рынка в ближайшее время.
По мнению Евгения Бахтина - вице-президента Объединенной национальной ассоциации деловой авиации (ОНАДА), прошлый год выдался действительно непростым для деловой авиации всего мира. Рынок США стагнировал, объем продаж бизнес-самолетов, выпускаемых в этой стране, также упал. Исключение составляют поставки самолетов верхнего ценового сегмента - BBJ, Gulfstream 550, Global Express. Ситуация с производителем Hawker Beechcraft стала вообще критической, вплоть до объявления компанией предварительного банкротства. Введение Евросоюзом оплаты НДС на приобретаемые воздушные суда для частного пользования резко снизило и без того невысокий энтузиазм европейских покупателей бизнес-джетов.
В России наоборот отмечается медленное восстановление летной активности. Рынку ДА удалось достичь уровня предкризисного 2008 г., а к концу 2011-го по показателям интенсивности эксплуатации бизнес-джетов даже превзойти его на 12%. В текущем году рынок сохраняет умеренные темпы роста летной активности примерно на том же уровне.
Что касается покупок, то в России преобладают тяжелые типа BBJ (Boeing Business Jet) и Gulfstream, Global 5000, которые покупаются для обновления парков крупных отечественных компаний. Воздушные суда других, более легких классов покупаются в основном на вторичном рынке, который, похоже, стабилизировался с некоторым возрастанием интереса российских покупателей к приобретению в начале 2012 г.
А вот спрос на услуги бизнес-чартеров на внутренних авиалиниях России растет опережающими темпами. Это обусловлено дефицитом предложения. Жесткие меры государственных органов по прекращению практики незаконного каботажа иностранными ВС в сочетании с незначительным количеством самолетов деловой авиации в России ограничили и без того весьма скудное предложение. Оно усугубляется и постепенным выводом из эксплуатации салонных Ту-134 и Як-40. Но такая ситуация не остается без внимания крупных игроков рынка. Группа компаний "Авком" представила в начале года программу Jet Travel Club, позволяющую членам клуба на условиях, аналогичных прокату автомобилей, пользоваться самолетами для частных полетов. Компания "РусДжет" в июне 2012 г. представила новый самолет Embraer Legacy для выполнения полетов по России, VistaJet в июне 2012 г. объявила о намерении создать совместное предприятие с авиатакси Dexter.
Одна из инициатив ОНАДА направлена на отмену таможенных пошлин на ввозимые сверхлегкие самолеты, вес которых не превышает 2 т (несколько лет назад были отменены пошлины для бизнес-джетов весом от 2 до 20 т). Это поможет ликвидировать дефицит пилотов на российском рынке, поскольку учебно-тренировочные полеты начинаются именно со сверхлегких самолетов.
Что касается производителей воздушных судов сектора деловой авиации, то на выставке они представили в основном новинки, а также модели, которые недавно получили или скоро получат российских владельцев. В частности, канадская Bombardier представила в России свою новинку самолет Global 6000, оснащенный новой приборной панелью Bombardier Vision. Airbus Corporate Jets показала дизайнерский Airbus ACJ319 с эксклюзивным салоном от французского бюро Alberto Pinto.
Год назад итальянская компания Piaggio Aero объявила на выставке Jet Expo-2011 о получении российского сертификата для своего абсолютно необычного двухмоторного турбовинтового самолета P.180 Avanti II. И вот первый такой самолет приобрела авиакомпания "Летные проверки и системы". Контракт предусматривает поставку еще пяти P.180 Avanti II. Среди потенциальных заказчиков - операторы деловой авиации и частные лица, заинтересованные в эксплуатации самолета для санитарной авиации, инспекционных полетов и использования машины в VIP-конфигурации.
В рамках выставки компания Gulfstream рассказала о планах открытия базы технического обслуживания самолетов в России, Gama Aviation - о пополнении своего парка двумя новыми самолетами Bombardier Challenger 850 и Boeing BBJ2, принадлежащими российским клиентам.
Французская компания Dassault Falcon - лидер по поставкам в Россию бизнес-джетов. Поэтому в планах компании - соглашение с "Авиа Групп" по созданию сервисного центра Dassault в Москве. Он будет расположен в Шереметьево в терминале А, предназначенном для самолетов ДА. Непосредственно на статической стоянке были показаны два самолета Dassault - Falcon 7X и новый Falcon 2000LX.
Бразильский Embraer заявил, что рассчитывает получить первый заказ на флагманский самолет своей линейки бизнес-джетов - Lineage 1000 - от российского покупателя уже в 2012 или следующем году (самолет был выставлен на стоянке выставки). Он пойдет на замену уже имеющемуся у владельца бизнес-джету. Пока что самыми популярными типами Embraer на российском рынке остаются Legacy 600 и Legacy 650. По данным авиастроителя, покупатели из России эксплуатируют сейчас 34 такие машины.
Помимо Lineage 1000 Embraer впервые показал на стоянке выставки Legacy 650 с новым интерьером и Phenom 300.
Базирующаяся в международном аэропорту Казани компания "Тулпар Техник" недавно получила статус авторизованного сервис-центра для региональных самолетов CRJ100 и CRJ200 производства канадской компании Bombardier.
Так как на Jet Expo-2012 впервые была представлена большая экспозиция яхт, под нее отвели около 10% выставочного павильона. Для экспозиции были выбраны мегаяхты длиной более 40 м, которые по цене сравнимы (или даже дороже) с самолетами деловой авиации. На важность экспозиции указывает то, что приехали президенты и директора верфей, которые смогли пообщаться с российскими клиентами напрямую, без участия брокеров. Из производителей следует в первую очередь назвать Amels, Benetti, Feadship, Heesen, Lurssen, Princess. Что касается итальянской группы Azimut Benetti - крупнейшей в мире частной компании в яхтенном секторе, - то она продвигает свой бренд совместно с упомянутой Piaggio Aero. На своих девяти верфях группа выпускает более 40 моделей мегаяхт под брендами Atlantis, Azimut, Azimut Grande и Benetti. По итогам 2011 г. суммарная длина построенных 30 яхт составила 1293 м, а средняя длина - 43 м.