Журнал Business Travel завершает серию юбилейных интервью с ключевыми сотрудниками компании "Демлинк". Сегодня наш собеседник - генеральный директор компании "Демлинк" Олег ШАБУЦКИЙ
Вы - один из основателей компании "Демлинк". Как пришла идея создать агентство делового туризма, да еще в лихие 90-е?
Деловым туризмом компания начала заниматься не сразу. Первые годы мы работали как принимающая туристическая компания - занимались приемом, расселением гостей, организовывали экскурсионные и развлекательные программы. Чуть позже зарегистрировались в МИДе и добавили к перечню услуг еще и визовую поддержку. Занятно, что за двадцать лет существования мы сделали круг по Москве и вернулись в то место, откуда когда-то начинали работать. Наш первый офис был в гостинице "Белград", потом офис несколько раз переезжал, и теперь мы снова вернулись на Смоленскую площадь.
После кризиса 1998 года мы поняли, что надо диверсифицировать деятельность и занялись деловым туризмом. Разумеется, ничто не может гарантировать от кризиса, но на тот момент, а окончательно в агентство делового туризма мы превратились в 1999 году, мы решили, что это правильный путь развития. Через 12 лет могу сказать, что тогда мы в своем выборе не ошиблись.
Однако мы не отказались и от приема туристических групп. Более того, это направление растет и активно развивается, и я бы назвал его одним из наших сильных конкурентных преимуществ.
Туристическая деятельность как-то связана с вашим образованием?
По образованию я юрист, эта профессия связана со всеми сферами бизнеса и практики в работе мне хватает - ежедневно через мои руки проходит множество различных договоров, которые я читаю, изучаю и правлю при необходимости.
Как родилось название компании - "Демлинк"?
Все очень просто. Это ведь начало 90-х годов, демократические перемены, новый строй в стране. Вот мы и назвали компанию, составив два слова democratic и link - Demlink ,то есть "демократические связи". Это оказалось нашей маркетинговой удачей, поскольку одинаково хорошо звучит и на русском, и на английском языках, и легко запоминается клиентами.
Помните первую большую удачу компании?
В самом начале нашей работы, примерно в 1992 году, к нам приехала группа итальянцев. За границей тогда мало кто еще бывал, ресторанный бизнес в Москве тоже только-только начинал развиваться, и о национальных кухнях мы все имели слабое представление. А в последний вечер хотелось повести итальянских гостей в какое-нибудь хорошее место. И мы решили устроить им ужин итальянской кухни и пригласили в недавно открывшуюся "Пиццу Хатт" на углу Кутузовского проспекта и Большой Дорогомиловской улицы. Нам тогда и в голову не приходило, насколько кухня этого заведения далека от настоящей итальянской еды. Однако нашим гостям все понравилось. Такая вот забавная зарисовка из жизни компании.
Если говорить о крупных удачах того времени, то я бы назвал контракт с компанией CSA, чьи летчики приезжали сюда учиться летать на наших самолетах. А мы обеспечивали им размещение, всяческую поддержку и экскурсионную программу. Это была очень интересная работа.
"Демлинк" - уникальная в своем роде компания, где у руля стоят сразу три руководителя. Вы как-то делите зоны ответственности или решаете все коллегиально?
Разумеется, зоны ответственности мы делим, иначе работать вместе было бы очень тяжело. Есть ряд стратегических вопросов, которые решаются коллегиально, а так каждый курирует свою зону работы. Тем не менее, если кто-то из нас видит, что в зоне ответственности другого что-то идет не так, он может подкорректировать работу.
Чем вы руководствуетесь, когда набираете персонал?
Сначала со всеми претендентами на работу беседует менеджер по кадрам. Каких-то четких конкретных критериев - этого берем, а этого не берем - нет. По каждому соискателю решение принимается индивидуально. Кроме того, я стараюсь сам побеседовать с претендентами на ключевые позиции и впечатление, которое на меня произведет человек, будет решающим. Или я вижу человека в своей команде, или нет, и по опыту могу сказать, что такой выбор сотрудников себя оправдывает.
Ваша компания помогает организовать инсентивы и тимбилдинги другим, а для своих сотрудников вы делаете подобные программы?
Разумеется. Совсем недавно мы всей компанией праздновали свой двадцатилетний юбилей. Любопытно, что праздник получился почти спонтанным - мы не захотели никуда выезжать, а просто устроили себе вечеринку в Hard Rock Cafe на Старом Арбате.
Если бы была возможность всё начать сначала, что бы вы сделали иначе, а что бы оставили, как есть?
Думаю, я бы повторил свой путь, только с учетом сделанных в первый раз ошибок, я очень люблю свою работу. В юности у меня было много разных профессиональных желаний, я попробовал себя в разных областях, но рад, что остановился на туризме.
Мне нравится моя работа тем, что не дает скучать - в ней есть и адреналин, и работа с людьми, и путешествия, и офисных труд, немного рутинный, но позволяющий всегда быть в курсе событий и в компании, и на рынке. Словом, я ценю в работе ее разнообразие.
Вы много путешествуете?
Да, как минимум раз в месяц я куда-то улетаю. Несмотря на то, что офис требует моего постоянного присутствия, необходимо принимать участие в работе международных выставок, встречаться с партнерами, знакомиться с новыми направлениями. Если говорить об отдыхе, мне сложно назвать какое-то любимое направление - я люблю и горнолыжный спорт, и сноуборд. В последние два года с коллегами мы занялись парусным спортом. Это именно спорт, потому что мы участвуем в регатах, так что в поездках присутствуют и драйв, и адреналин, и командных дух прекрасно формируется.
Какие планы у компании ?
Мы работаем в сфере услуг, а эту сферу в нашей стране можно развивать до бесконечности, так что работы у нас непочатый край. Конкретные планы тоже есть, и связаны они, конечно со сферой туризма, но пока я не хотел бы их раскрывать.
Что стало бы лучшим подарком к юбилею компании?
Лучшим подарком было бы процветание и развитие нашей страны, повышение благосостояния граждан. Ведь известно, что рынок туризма, особенно рынок делового туризма, напрямую связан с уровнем жизни в стране - чем он выше, тем поездок, встреч, конференций, инсентивов больше.
Другим прекрасным подарком были бы законодательные подвижки, четко определяющие деловой туризм как отдельную отрасль. Это, кстати, одна из задач недавно созданной НП "БТАА", где компания "Демлинк" является соучредителем.
Приятно, что власть нас поддерживает, в последнее время многое делается развития нашей отрасли, я надеюсь, что это работа продолжится в будущем.