BusinessTravel №3, Март 2011 «Выставочная механика»← Вернуться к журналу

И корабль плывет...


Семинары и конференции на круизных судах - явление для российской индустрии встреч относительно новое, однако такие мероприятия уже имеют своих постоянных клиентов и число их только возрастает. Отличительными особенностями MICE на палубе можно назвать особую эксклюзивность, обособленное пространство и, конечно же, возможность побывать в разных городах за короткое время.
Выбор круизного судна в качестве места проведения деловой встречи уже подразумевает особенную обстановку, вырывающую сотрудников компании из привычного офисного мира, стандартных переговорных и конференц-залов. "Тем более что такие мероприятия проводятся на великолепных современных круизных лайнерах, полностью оборудованных для конференций и предлагающих эксклюзивный комфорт", - комментирует Екатерина Расулова, представитель компании Cruise and Business Events Ltd. В России. Помимо этого для России это явление относительно новое, поэтому такая поездка многим участникам принесет положительные эмоции, которые останутся в памяти надолго.
Необычная обстановка вносит некоторое разнообразие и в сценарий самого мероприятия. Не секрет, что корпоративные заказчики все чаще ищут нестандартные идеи для проведения своих конференций и инсентив-поездок. "А MICE-мероприятия на борту круизных лайнеров - это отличная альтернатива привычному сценарию наземной программы", - считает г-жа Расулова.
Для заказчика проведение конференций или деловых встреч на борту круизных лайнеров также дает и дополнительные финансовые преимущества: общий бюджет круизной программы с проживанием может быть экономичнее аналогичной программы на берегу, так как большинство услуг включено в стоимость пакета, в том числе аренда конференц-залов и питание.
В то же время, по опыту компании "ВодоходЪ", корпоративные выезды на круизном теплоходе - явление весьма распространенное, и с каждым годом его популярность только возрастает. Иными словами, клиенты уже успели оценить некоторые особенности круизного MICE. "Основное преимущество подобных выездов, на наш взгляд, это их закрытость; в распоряжении заказчика оказывается весь теплоход-отель, доступ посторонних лиц на него невозможен. Справедливо и обратное утверждение: клиент может быть уверен, что все его сотрудники останутся вместе до конца путешествия. "Во-первых, непередаваемая атмосфера теплохода сплачивает коллектив, превращая его в единую команду; во-вторых, "улизнуть под шумок" с идущего по реке судна довольно проблематично", - говорит директор по внутреннему туризму компании Андрей Смолин.
Добрая традиция
Круизные компании утверждают, что количество заказов на мероприятия на борту возрастает ежегодно. "Можно смело говорить о том, что рынок корпоративных мероприятий на воде уже сформировался", - уверен Андрей Смолин. По его словам, если 7-10 лет назад услугами круизных операторов пользовались лишь единичные предприятия - как правило, постоянные клиенты, то сегодня спрос становится более массовым.
"Кроме того, как известно, круизный туризм является одним из наиболее возвратных видов отдыха, и потому, если организация проводит то или иное мероприятие ежегодно, зачастую она становится нашим постоянным клиентом", - добавляет эксперт.
С позиции предложения также все в порядке, у операторов есть все возможности для организации корпоратива высокого уровня: на круизных судах достаточно вместительные площадки для проведения конференций, каюты для проживания, собственные рестораны.
Екатерина Расулова также отмечает растущий интерес российских компаний к подобной форме организации корпоративных мероприятий. Пока основная часть клиентов Cruise and Business Events Ltd. - это зарубежные заказчики, однако в компании уверены, и представители российского бизнеса в скором времени увидят для себя перспективу такого рода мероприятий.
В компании "Водоходъ", напротив, отмечают интерес российского бизнеса к услугам на борту. "Сразу следует отметить, что аренда круизного судна - удовольствие не самое дешевое, поэтому в качестве заказчиков выступают в первую очередь представители крупного российского бизнеса - банки, инвестиционные и нефтяные компании либо организации, получающие государственную поддержку, например, общеобразовательные и медицинские учреждения", - рассказал Андрей Смолин. Причем уже после первого мероприятия подобного рода для многих из этих компаний ежегодные круизы становятся традицией.
Зависит от фантазии
Ограниченное пространство круизного судна обеспечивает, тем не менее, богатый выбор форм и жанров мероприятия. "Разумеется, четырехпалубный круизный лайнер, рассчитанный на 250 человек, - не самое подходящее место для проведения деловых переговоров "в узком кругу", но вот различного рода собрания, конференции и семинары на теплоходе - явление весьма распространенное", - рассказал Андрей Смолин из компании "Водоходъ".
"Круизы подходят как для небольших групп от 25-30 человек, так и для крупных мероприятий на 500 и более участников", - отмечает Екатерина Расулова. На борту лайнера можно провести и совет директоров, используя возможности специальных палуб для VIP-гостей, конференцию для дилеров и увлекательную инсентив-поездку для сотрудников компании. Для проведения деловых мероприятий круизные лайнеры предлагают различные конференц-комнаты и залы с высокотехнологичным оборудованием. Все эти услуги входят в стоимость общего круизного пакета. На борту лайнера проводятся специально разработанные командообразующие тренинги в рамках делового мероприятия. При стоянке лайнера в порту участникам предлагаются увлекательные развлекательные программы: винные туры, городские квесты, рыбалка, катание на воздушных шарах, гольф-турниры, экскурсии на винтажных автомобилях и многое другое.
Андрей Смолин отмечает, что в большинстве случаев данный формат проведения мероприятия интересен тем компаниям, которые хотят совместить полезное с приятным. "Дело в том, что стандартным периодом аренды круизного теплохода являются три дня, как правило, с пятницы по воскресенье, так что у заказчика есть достаточно времени не только на деловую часть, но и на организацию досуга приглашенных", - комментирует эксперт. Тут уже все зависит исключительно от фантазии клиента, спектр предлагаемых мероприятий весьма широк: тимбилдинг, бизнес-тренинги, активный отдых сотрудников, ланчи, фуршеты, кофе-брейки, коктейли, банкеты, торжественные обеды.

Мнение эксперта: Андрей Михайловский, директор по продажам и маркетингу компании "Инфофлот"
В случае проведения делового мероприятия во время путешествия на теплоходе клиент получает прекрасную возможность не только пообщаться с партнерами, устроить презентацию или конференцию, но и совместить это с отдыхом на воде. Корпоранты, помимо конференций и совещаний, выделяют время на посещение развлекательных мероприятий и дискотек, а также в ходе экскурсий знакомятся на стоянках с основными достопримечательностями посещаемых городов и селений. Помимо всего клиенты получают ненавязчивый сервис, трехразовое питание и, конечно же, неповторимые речные пейзажи, проплывающие за бортом теплохода.
Конечно, как и на всех сферах деятельности, кризис 2008-2009 гг. негативно сказался на корпоративном рынке, в том числе и на речных круизах. Но уже в 2010 г. уровень спроса на организацию различных мероприятий на борту теплохода практически стабилизировался. В 2011 г. мы ожидаем рост корпоративных запросов.
В России отмечать какие-либо праздники или проводить деловые встречи на теплоходе предпочитают в основном предприятия среднего бизнеса. Иностранных же запросов на наши теплоходы почти не поступает - заграничные компании предпочитают более привычные рестораны и отели на берегу.
Как правило, на круизных судах отмечают дни рождения компаний, профессиональные праздники, свадьбы, проводят конференции и презентации.
На теплоходах компании "Инфофлот" было организовано немало масштабных мероприятий, например, на теплоходе "Карл Маркс" в 2010 г. гастролировала по Волге трупа Малого театра, а в 2009 и 2010 гг. проходил фестиваль "Телефлот" - единственная школа тележурналистики на воде. Несколько лет подряд теплоходы "Анатолий Папанов" и "Юрий Никулин" принимали Лигу здоровья наций с акцией "Волна здоровья" в волжских городах.

Примеры проведения деловых мероприятий на круизных судах
"ВодоходЪ"
В ходе трехдневного круиза, организованного для сотрудников одной из нефтяных компаний, весь теплоход перенесся на несколько десятилетий назад: на нем была досконально воссоздана атмосфера СССР, которая проявлялась буквально во всем, начиная от одежды и музыки и заканчивая фирменным "советским" сервисом в барах и ресторанах, для чего среди сотрудников фактически пришлось проводить "курсы понижения квалификации". Впрочем, последнее никак не отразилось на качестве и ассортименте предлагаемых блюд и напитков.
Другой рейс был организован при поддержке государства и продолжался шесть дней: теплоход прошел по маршруту Москва - Санкт-Петербург. Это был Всероссийский симпозиум медицинских работников, и на протяжении всех шести дней лучшие специалисты страны занимались обсуждением насущных проблем и инноваций в сфере здравоохранения.
Cruise and Business Events Ltd.
В сентябре 2010 г. была организована конвенция для крупной итальянской компании "Richard Ginori 1735". На борт лайнера пригласили 400 дилеров компании, где их вниманию была представлена новая коллекция фарфора. Во время круиза была организована выставка образцов и многочисленные семинары, деловые встречи, а также развлекательная программа на борту и в окрестностях Марселя при стоянке лайнера во Франции. По итогам мероприятия руководство "Richard Ginori 1735" подписало большое количество контрактов и отметило особый интерес к своей продукции со стороны приглашенных дилеров.
В октябре 2010 г. для итальянского представительства всемирно известной компании Unilever была организована конференция на борту круизного лайнера, где компания представила дилерам свою новую продукцию. Среди 500 участников были представители из Италии и других стран Европы. В программу мероприятия входили три полных дня конференций и интересные развлекательные мероприятия с интерактивными экскурсиями в Барселоне, Тунисе и на Мальте.

Подготовила Анна ЮРЬЕВА