MICE в Грузии – близко, недорого, радушно
В последние годы в силу всем известных политических причин Грузия практически исчезла из спектра предложений на российском туррынке. Впрочем, несмотря на ощутимый удар, который был нанесен по местной туриндустрии прекращением российского турпотока, нельзя сказать, что улочки старого Тбилиси и пляжи Батуми в итоге опустели – на место россиян пришли граждане Украины, Казахстана, Турции, Западной Европы и США.
После прихода к власти в стране нового правительства отношения между нашими странами заметно потеплели, несмотря на продолжающееся отсутствие дипломатических отношений. Возобновились полеты из России в Грузию авиакомпаний S7 Airlines и Air Zena, на полки российских магазинов вернулись долгожданные «Боржоми» и «Саперави».
С возобновлением авиасообщения стал резко расти и поток российских туристов в Грузию – и это несмотря на пока что еще очень высокую стоимость авиабилетов. Кроме того, в этом году в стране уже побывали большие делегации российских туроператоров и журналистов, пишущих о туризме.
И наконец, в минувшем июле непродолжительную, но очень насыщенную поездку в Грузию совершили почти два десятка организаторов корпоративных и деловых мероприятий ведущих российских компаний и представительств крупных международных корпораций, таких как Сбербанк, Росгосстрах, «Данон», «Марриотт». Участники ознакомительного тура познакомились с возможностями организации в соседней стране инсентив-туров, конгрессов и деловых встреч. Организовали эту поездку российский туроператор «Мегаполюс турс» и его грузинский партнер GTM-Travel при поддержке авиакомпании Air Zena и правительства Грузии.
Одна из первых за долгие годы ознакомительная поездка потенциальных корпоративных клиентов вызвала большой интерес в журналистских и деловых кругах страны, активно освещалась в СМИ, а РИА «Новости-Грузия» даже провело специальную мультимедийную пресс-конференцию с ее участниками.
В ходе поездки участники увидели широкий спектр предложений для деловых туристов: новые отели ведущих мировых брендов в Тбилиси и Батуми с прекрасно оборудованными конференц-залами, интересно разработанные инсентив-маршруты, включая винные туры по Кахетии, экскурсионные и исторические маршруты по старому Тбилиси и древней столице Грузии Мцхете, всевозможные программы, способствующие развитию «корпоративного духа», включая посещение пещер в районе Кутаиси, горнолыжные программы в Гудаури и Казбеги, сплав по горным рекам.
Кроме того, деловые мероприятия в стране прекрасно соединяются со всевозможными оздоровительными и спа-программами, например, на знаменитом бальнеокурорте Боржоми или на главном морском курорте страны Батуми. Стоит особо отметить, что Батуми вообще может соперничать с Тбилиси в организации MICE-программ – уже сейчас в его новых отелях, таких Sheraton Ваtumi или Radisson Blu, проходят конференции и мероприятия самого высокого уровня. Конгресс-возможности курорта дополняют морской субтропический климат, позволяющий проводить деловые встречи здесь и в зимний период, и новейшая туристическая инфраструктура с ресторанами, казино и клубами, ориентированными на современных европейских туристов.
Но, разумеется, не только отличная современная гостиничная база и развитая бизнес-инфраструктура могут привлечь в соседнюю страну корпоративных российских клиентов. Самое главное – что, несмотря на все политические проблемы последних лет, здесь не растеряли традиций великолепного грузинского гостеприимства. Грузинская застолье по-прежнему не имеет себе равных, а кухня и вино великолепны так же, как и раньше. Особо стоит отметить, что в Грузии российские туристы при всем желании не смогут обнаружить даже намека на негативное отношение к себе, а языкового барьера в общении здесь также по-прежнему не существует.
Привлекательной стороной проведения деловых мероприятий и инсентив-программ на территории Грузии является и ценовая политика – стоимость проживания в отелях здесь ниже, чем в Западной Европе, а дополнительные услуги – транспорт, такси, рестораны, экскурсии - вообще обходятся по российским меркам в сущие копейки.
Так что самой крупной частью расходов на организацию деловых программ пока что остается авиаперелет. Правда, в Грузии надеются, что в ближайшее время полеты из России будут осуществляться не только в Тбилиси и Батуми, но и в новый международный аэропорт Кутаиси, что приведет к снижению стоимости авиабилетов.
В последнее время новое правительство страны заявило о возможности возобновления железнодорожного сообщения с Россией через территорию Абхазии, прерванного почти два десятилетия назад.
Грузинский туризм – цифры говорят сами за себя
В прошлом году Грузию посетили более 4,3 млн иностранцев, что на 25% больше, чем в 2011 г. Из них с туристическими целями – 1,4 млн человек. Планы на 2013 г. – увеличить число иностранных туристов на 40%.
Отметим, что только в апреле этого года число российских туристов в Грузии выросло на 50%, украинских – на 80%, польских – на 60%, белорусских на 32%.
По данным Национальной администрации туризма Грузии, в зимний период, как и на протяжении года в целом, большая часть путешественников – 91% – въезжали в Грузию из соседних стран. В частности, из Турции в страну приехали минувшей зимой 359,5 тыс. туристов, из Азербайджана – 208,4 тыс., из Армении – 196,6 тыс., из России – 87,7 тыс., с Украины – 15,9 тыс. Туристы остаются в Грузии в среднем на девять дней, но этот показатель заметно меняется в зависимости от национальности гостей. Так, туристы из Турции, по статистике, остаются на территории Грузии в среднем четыре дня, а из России – целых 26 дней.
При этом туристическая инфраструктура страны активно развивается – по словам Дмитрия Кумсишвили, первого заместителя министра экономики и устойчивого развития Грузии, если сейчас доля туризма в ВВП Грузии составляет лишь 4,5%, то в ближайшее время она должна вырасти до 6,5%, а в дальнейшем – и до до 9%. Так, к марту следующего года планируется запустить 360?400 км новых горнолыжных трасс в Сванетии и открыть новый зимний курорт Тетнулди – в этот проект будет инвестировано около $300 млн.
На Черном море серьезные инвестиции запланированы в создание современного курорта Анаклия. Компании, желающие инвестировать в этот проект, освобождаются на 10–15 лет от всех налогов, кроме подоходного. Перемены ожидают и хорошо известный россиянам лечебный курорт Цхалтубо в Западной Грузии, где идет активный поиск инвесторов для создания практически новой инфраструктуры.
Бизнес-отели Грузии – выбор есть
В последнее десятилетие гостиничная инфраструктура страны заметно изменилась – сюда пришел целый ряд мировых гостиничных брендов. В 2005?2011 гг. в стране было построено 3755 новых гостиничных номеров, рассчитанных на 1,3 млн постояльцев в год. Если в 2005 г. в стране было всего 250 гостиниц, то сейчас – уже более 600, большинство из которых расположены в Тбилиси и Батуми.
Среди флагманов тбилисской гостиничной индустрии – Sheraton Metekhi Palace, Tbilisi Marriott, Courtyard by Marriott, Radisson Blu Iveria, Citadines, Holiday Inn. В центре Батуми, рядом со впечатляющим 200-метровым небоскребом Технологического университета, расположился отель Radissоn, дальше на набережной возвышается башня Sheraton Ваtumi, неподалеку ведется строительство отеля Hyatt. В ближайшие три года в стране должны появиться еще пять новых отелей под международными брендами. Кроме того, в районе Старого Тбилиси и в Батуми открылось множество небольших частных бутик-отелей и гостевых домов с очень привлекательными ценами. При этом эксперты отмечают, что гостиниц среднего ценового сегмента в стране еще недостаточно.
Как отмечает одна из участниц ознакомительного тура Анна Сидоренко, директор глобального офиса продаж компании Marriott в России, «грузинское направление очень перспективно для всех категорий деловых путешественников. Так, для групп бизнес-туристов очень удобно размещение в отеле Courtyard Tbilisi, который расположен в самом центре города на площади Свободы. Он обладает отличными конференц-возможностями. В частности, здесь есть Grand Ball room, в котором можно разместить 350?370 человек. Если группа большая или есть необходимость разделить рядовых сотрудников и руководство, то их можно разместить в двух соседних отелях сети.
Находящийся в пяти минутах ходьбы от Courtyard Tbilisi и чуть более дорогой отель Marriott Tbilisi, расположенный на центральном проспекте Руставели, особо интересен тем, что был открыт почти сто лет назад и является настоящей легендой Тбилиси, в нем всё пропитано историей.
Отметим, что в ближайшие три года в стране появится еще не меньше пяти отелей мировых брендов, предназначенных для деловых туристов. Так, совсем недавно компания Carlson Rezidor Hotel Group представила проект нового тбилисского отеля Park Inn by Radisson Rustaveli средней ценовой категории на 200 номеров. Современный Park Inn by Radisson Rustaveli будет расположен в деловом центре города на проспекте Руставели в реконструированном здании почты, прямо напротив знаменитого Radisson Blu Iveria. В отеле предусмотрена оборудованная зона для мероприятий, включающая конференц-зал, комнаты для переговоров и бизнес-лаундж.
Екатерина Никитина, руководитель департамента делового туризма компании «Мегаполюс турс»:
- Интерес к Грузии как к направлению корпоративного туризма возник у нас достаточно неожиданно. Весной к нам обратилась одна из крупных российских компаний с просьбой провести в Грузии деловое мероприятие. А так как у нас на тот момент не было никаких контактов с турфирмами соседней страны, мы стали искать, кто бы мог помочь нам, и нам посоветовали обратиться к недавно созданному туроператору GTM-21. Так началось наше сотрудничество, и вскоре родилась идея устроить ознакомительную поездку для представителей крупных российских компаний, которая прошла очень успешно.
Несмотря на то, что российский рынок корпоративного и бизнес-туризма уже вполне сложился, предложения Грузии по этим видам пока что еще мало известны в нашей стране. Конечно, старшее поколение прекрасно помнит Грузию по кинофильмам и собственным поездкам, знает о потрясающем грузинском гостеприимстве, о великолепной природе и культуре этой страны. Но для отечественных бизнес-туристов Грузия ? своего рода новый тренд.
При этом мы очень надеемся, что это направление получит очень большой спрос среди наших заказчиков. Ведь Грузия ? очень интересная страна, и очень жаль, что столько лет она была закрыта для российского бизнеса. А между тем у нее есть все те аспекты, которые наиболее важны для корпоративных бизнес-путешественников.
Корпоративный бизнес – это очень интересное, но и очень непростое направление. Работать на нем достаточно сложно, потому что бизнес-клиенту требуются не только интересные программы, но и особый уровень сервиса. И очень приятно, что в Грузии он несомненно есть. Так, я была приятно поражена обслуживанием на борту авиакомпании Air Zena. Что же касается увиденных нами отелей, то их стандарт также полностью соответствует «звездам». Конференц-возможности Тбилиси и Батуми тоже приятно удивили.
Малхаз Чинчилакашвили, директор принимающего туроператора GTM-Travel:
- Мы – молодая туристическая компания, вышедшая на рынок лишь минувшей весной. Однако в нашем каталоге уже сейчас есть множество экскурсионных, гастрономических, паломнических, оздоровительных и спортивных программ, ориентированных на российского туриста. Что же касается MICE, то мы с самого начала решили, что бизнес-туризму мы будем уделять особое внимание, поскольку именно этот сектор сегодня – один из самых быстро развивающихся и прибыльных во всем мире.
В последние годы наша страна стала одним из самых излюбленных мест для проведения конференций, деловых встреч и инсентив-программ представителей бизнес-сообществ Западной Европы, Украины, Турции. И мы бы очень хотели, чтобы в их числе достойное место заняли и корпоративные клиенты из соседней России.
Главная цель, которую мы поставили, организуя ознакомительный тур, – предоставить максимум информации о MICE-возможностях Грузии. Кроме того, мы хотели бы, чтобы наши гости получили удовольствие от нашей кухни, нашей природы, наших памятников старины. И конечно, нам было очень важно донести, что Грузия – абсолютно безопасная страна, где не запирают двери автомобилей, практически нет уличной преступности, отсутствует коррупция.
После этой поездки мы будем переписываться, общаться и постараемся сделать максимум для того, чтобы организовывать корпоративные встречи и конференции в нашей стране на самом высоком уровне. Конечно, это всё делается постепенно, не за один-два месяца. Это долгий и трудный путь, но мы постараемся достойно его пройти.