В Москве, как в любом крупном финансово-деловом центре, преобладает бизнес-туризм. По данным аналитиков, он занимает 65% в общем объеме спроса на размещение в столичных гостиницах. Но это не значит, что инфраструктура познавательного и экскурсионного туризма остается невостребованной. Редкая деловая группа обходится во время своего визита в российскую столицу без параллельной программы.
По делам и не только
Сезонность туристического потока в столицу свидетельствует о том, что Москва была и остается городом, привлекательным преимущественно для бизнесменов. На это реагирует и туристический рынок, создавая, в первую очередь, конференц-инфраструктуру и деловые отели высокого класса и уже во вторую – все, что требуется для отдыха и развлечения.
Однако, как говорят эксперты, редкое деловое мероприятие не обходится без дополнительной программы: экскурсионной, развлекательной, познавательной. «Клиенты, которые проводят в Москве деловые мероприятия (конференции, семинары) почти всегда потом организуют развлекательную программу или тимбилдинги», - говорит заместитель директора департамента въездного туризма компании «Демлинк» Светлана Белова.
Стоит отметить, что развлекательная программа почти всегда служит дополнением основной, деловой программы. Как отмечают в агентстве MaxiMICE, «московского инсентива» в чистом виде практически не существует. «Чаще всего мы работаем с заказом на какое-либо деловое мероприятие, к которому в дополнение требуется ещё и социальная программа», - рассказала PR-менеджер департамента по развитию бизнеса Екатерина Гусар.
Московский квест
В последние годы возможности для инсентива в столице расширяются: появляются новые площадки, переформатируются традиционные туристические жанры. К примеру, один из популярных в последнее время видов отдыха как для самих москвичей, так и для туристов – пешеходные экскурсии или прогулки по Москве. Из традиционного осмотра ведущих достопримечательностей такие экскурсии превратились в своего рода исторические путешествия по столице, каждое из которых посвящено отдельному району, отдельной теме, отдельному периоду в жизни города.
Появляются и совершенно новые форматы: самостоятельные прогулки при помощи приложений для смартфонов, игры и квесты. Расширяются возможности разного рода площадок для проведения мероприятий. Теперь это уже далеко не только рестораны и конференц-залы, но также музеи, выставочные площадки, концертные залы.
Новый формат экскурсий, которые теперь также доступны в Москве, – знаменитые красные двухэтажные автобусы Moscow Sightseeing. В таком автобусе можно объехать центр города, взглянув на основные достопримечательности. Поездку сопроводит аудиогид на нужном языке. Как заявляют представители туркомпаний, появление даблдекеров еще на шаг приблизило Москву к тому, чтобы стать одной из европейских столиц туризма.
Наряду с нововведениями популярными и востребованными среди групп бизнес-туристов остаются и традиционные московские достопримечательности. Как отметила руководитель российского отдела компании «Анкор» Елена Шарина, в рамках развлекательной программы такие группы обязательно ездят на обзорную экскурсию по Москве, посещают Кремль, Третьяковскую галерею, Красную площадь, Большой театр, цирковые представления.
Если иностранные группы приезжают в Москву впервые, то посещение знаковых достопримечательностей действительно не может не войти в программу, рассказала Екатерина Гусар: «Иностранцы, с которыми мы работаем, – это в основном топ-менеджмент, посещающий московский офис. Также это могут быть зарубежные партнёры клиента. В обоих случаях в качестве «must» выбираются самые знаменитые и классические достопримечательности и активности – экскурсия в Кремль, посещение Большого театра и т.д.».
Для делегатов международных конгрессов также, как правило, подбирается классическая программа с посещением театров, концертов и выставок.
Однако, как рассказала Екатерина Гусар, бывают и исключения. К примеру, тематический инсентив, основанный на российских традициях, кухне, а также интерактивные экскурсии. «Чаще всего в программу входит коктейль или ужин, в зависимости от графика заезда группы, и завершающий торжественный гала-ужин с выступлением артистов. Процент таких заказов значительно выше», - поделилась эксперт.
По словам Светланы Беловой, в качестве дополнительной программы к деловому мероприятию приезжающие в Москву бизнес-туристы чаще всего проводят торжественные ужины, организуют посещения театральных спектаклей, мюзиклов, экскурсий.
Как отмечает эксперт, возможностей найти интересную площадку стало больше: «В Москве появилось много интересных мест, где можно организовать мероприятие. Многие даже неспециализированные заведения активно стали предлагать себя под проведение банкетов и других мероприятий».
В качестве примера можно привести Центр фотографии братьев Люмьер, галерею современного искусства «Винзавод». Открывшийся после длительного ремонта Московский планетарий также предлагает использовать свои площадки для проведения мероприятий.
Стало много открытых летних площадок для банкетов: TV-tower (площадка перед Останкинской башней), Летняя площадка на Водном стадионе и др. Модернизируются столичные парки, в них появляются современные удобные кафе, беспроводной доступ в Интернет. Во многих из них, к тому же, предлагается интересная экскурсионная программа, например, в парке Царицыно. В «Панда Парке» можно организовать пикник, в парке Горького – различные мастер-классы.
«Мы часто проводим мероприятия в музеях: в Пушкинском, в галерее Глазунова, в Третьяковской галерее, в Музее космонавтики, - рассказала Светлана Белова. – Организовывали конференцию в музее «Булгаковский дом», после чего провели экскурсию на трамвае по булгаковским местам. Отмечу, что там также можно поставить спектакль».
По словам Беловой, интересные мероприятия можно провести под землей - в «Бункере 42» на Таганке, на воде - на яхтах «Рэдиссон Ройал», на суше - в ресторане культурного центра «Автовилль» (с музеем ретроавтомобилей), а также высоко в небе - в Останкинской телебашне.
Светлана Белова также рассказала, что совместить конференцию с культурной программой можно в театре или концертном зале. «Мы делали конференцию в «Театре Луны», после нее состоялся спектакль только для этой группы. Стоит упомянуть также интересный проект для группы в Архиповском музыкальном салоне. Мероприятие проходило вечером после закрытия салона и сопровождалось концертом классической музыки».
Как отмечает Екатерина Гусар, самый большой объем заказов на проведение мероприятий в Москве обеспечивают встречи, которые крупные компании организуют для региональных дилеров, сотрудников или партнеров. «Приезжают все они на конференции и семинары, реже на тимбилдинги и корпоративные праздники. Достаточно часто они собираются в Подмосковье, минуя столицу, и тогда вся дополнительная активность ограничивается возможностями площадок».
В Москве же, как отмечает эксперт, выбор мест культурных и развлекательных, безусловно, широк. «Тут гостей ждут и исторические квесты, и кулинарные мастер-классы, и набирающие всё большую популярность тематические игры (по типу «Мафии»)».
Востребовано посещение театров и иных культурных мест. В то же время почти не пользуются спросом программы, связанные с физической активностью (боулинг, кёрлинг, пейнтбол), недостаточно внимания уделяется гостями и официальным спортивным мероприятиям (турнирам, чемпионатам).