BusinessTravel №9, Октябрь 2013 «Символ успеха»← Вернуться к журналу

JetExpo-2013 и развитие деловой авиации в России


Восьмая международная выставка деловой авиации Jet Expo – 2013 проходила на территории Внуково-3 с 12 по 14 сентября 2013 г. За день до начала выставки в Москве состоялся однодневный шестой Форум деловой авиации.
Основной мотив выступлений на Форуме – позитивные тенденции, наблюдаемые в этом сегменте российского авиарынка. Это положительные сдвиги в законодательстве, подписание Россией Кейптаунской конвенции, отмена пошлин на ВС весом от 2 до 20 т и вместимостью до 19 пассажиров, новые упрощенные правила регистрации прав собственности.
Всё это сказалось на статистике полетов деловой авиации по России, число которых за последние годы растет (2011 г. – 18,9 тыс., 2012 г. – 19,6 тыс.). Идет деловая авиация и в регионы России. На это указывает то, что доля полетов деловой авиации через московский авиаузел и Санкт-Петербург снизилась за последние годы с 90 до 70%. Здесь выделяются Казань, Екатеринбург и сибирские города-миллионники. И если в обеих столицах проблемы с обслуживанием деловой авиации решаются уже на должном уровне, то в провинции их хватает. Причем происходит это на фоне почти двукратной по сравнению с Европой ценой «за сервис». И таких «подводных» камней довольно много. В результате большинство российских владельцев самолетов деловой авиации предпочитают регистрировать их за рубежом. Поэтому оценка числа бортов, которыми владеют россияне, имеет огромную «вилку» – от 300 до 500, из них только 10% имеют российскую регистрацию. В основном эти бизнес-джеты и турбопропы принадлежат крупным государственным корпорациям. Что же касается марок самолетов, популярных на российском рынке деловой авиации, то здесь на первом месте канадский Bombardier – 40% бортов. Затем по 10% занимают американский Gulfstream и французский Dassault. На бразильский Embraer приходятся 8%.
Во многом сенсационным стал доклад «Необходимые правовые реформы в области деловой авиации в России», который сделал адвокат Дерек Блюм (Derek Bloom) – партнер Capital Legal Services. То, что он рассказал на Форуме, было практически полностью доложено им ранее в администрации президента и воспринято весьма положительно. По мнению г-на Блюма, уже к лету 2014 г., возможно, последуют первые шаги по изменению регулирования функционирования деловой авиации в сторону либерализации. Это касается отмены НДС при ввозе воздушных судов (ВС) в Россию. После этого многие владельцы ВС готовы перерегистрировать свои самолеты в России. Только одно это позволит создать на ее территории полноценную структуру технического обслуживания деловой авиации. В настоящее время российские собственники ВС тратят ежегодно за рубежом на поддержание их летной годности порядка $1,3 млрд. Из этого количества при решении изложенных выше проблем как минимум $400 млн останется в России.
Но есть и общие проблемы, которые надо решать как европейской, так и российской деловой авиации. Это в первую очередь внутренний коммерческий каботаж, выдаваемый за деловые поездки владельцев ВС. О борьбе с этим явлением на Форуме говорил глава Европейской ассоциации деловой авиации Фабио Гамба (Fabio Gamba) и председатель правления ОНАДА Александр Кулешов. Для Европы доля таких «непонятных» полетов составляет 8–10%. В России же, в отличие от Европы, где эта проблема носила временный характер, «серый» каботаж существует благодаря нескольким факторам. Это трудности ввоза и постановки в российский реестр деловых самолетов (экономические и бюрократические), что делает невыгодным создание чисто коммерческой авиакомпании бизнес-авиации, возможность совершать каботажные полеты при попустительстве авиационных властей и российский менталитет, который позволяет клиентами смотреть сквозь пальцы на законность рейса. При этом, по словам Дерека Блума, хотя российское законодательство запрещает внутренние коммерческие рейсы на воздушных судах, которые не прошли таможенную очистку, около 80% внутренних коммерческих рейсов фиктивно заявлены как частные.
Еще одной темой обсуждения на Форуме было и участие деловой авиации в обслуживании участников и гостей зимней Олимпиады в Сочи. Было отмечено, что никаких изменений и послаблений визового режима в это время не будет, Об этом заявил заместитель начальника отдела въезда департамента консульской службы МИДа России Сергей Пономаренко. По его словам, получить визу по прибытии в аэропорт будет невозможно, новых видов виз по кратности, длительности или назначению также не появится. Что касается непосредственно членов экипажей и пассажиров деловой авиации, то для въезда на территорию России виза необходима. Причем это требование действует и в отношении транзитных и возвратных рейсов, что связано с общим ужесточением визового режима в российских аэропортах. По словам Пономаренко, предпосылкой к этому явились не изменения в законодательстве (миграционные вопросы регулируются ст. 11 Закона об охране государственной границы, который никаких изменений не претерпел), а инициатива Пограничной службы. За въезд на территорию России без действующей визы (даже если пилоты не покидают борт ВС) экипаж привлекается к административной ответственности, причем два таких нарушения могут привести к закрытию въезда в страну сроком до пяти лет. Он посоветовал деловым операторам, планирующим полеты в Россию в период проведения Олимпийских игр, заблаговременно позаботиться о приобретении виз для экипажей и заверил, что их оформление будет занимать минимальное время.
На Форуме рассматривались и общие вопросы развития деловой авиации в мире. На эту тему выступил генеральный директор компании Airclaims Борис Бычков. Сейчас в мире насчитывается около 20 тыс. ВС деловой авиации. В 2012 г. было выпущено 674 новых ВС, против 1290 в 2008 г., когда по этому показателю был достигнут пик. За восемь месяцев 2013 г. больше всего было произведено ВС марки Chelendger-300. Это 31 борт. Затем следуют Gulfstream G-550 (29 бортов), Global-6000 (24).
В России как серьезный сектор деловой авиации стали рассматриваться вертолеты. По словам президента вертолетной компании «Аэросоюз» Александра Климчука, парк их растет на десятки процентов ежегодно. Одна из причин такого роста – возможность избежать пробок на дорогах. Поэтому компания постоянно создает новые вертолетные площадки. Так, 10 сентября она ввела такую в Шереметьево и недавно заложила новую в Мякиино на Новой Риге. Всего же «Аэросоюз» работает в десяти городах страны. В отличие от Москвы, полеты над всеми городами, где компания работает, разрешены. Что самое парадоксальное, так это сборы за взлет и посадку иногда обходятся в ту же сумму, что весь полет.

Восьмая Международная выставка деловой авиации Jet Expo – 2013.
Экспозиция располагалась в закрытом выставочном павильоне и на открытой площадке, где были выставлены натурные образцы самолетов деловой авиации. В павильоне свою продукцию показали 50 компаний и ассоциаций. Среди них были как производители авиатехники деловой авиации, так и сервисные компании, обслуживающие этот сектор авиасообщения.
В частности, на стенде Eurocopter Vostok подразделения Eurocopter Group в России и СНГ был выставлен однодвигательный AS350 B3 в пятиместной компоновке (линейка Ecureuil, в которую входит AS350 B3, – самая популярная в России среди машин западного производства).
На открытой площадке стояли более 20 самолетов производителей бизнес-джетов Cessna Aircraft, Embraer, Bombardier Aerospace, Dassault Aviation, Gulfstream Aerospace Corporation, Hawker Beechcraft, Daher Socata, Pilatus. Был там и вертолет Bell Helicopter, принадлежащий одной из нефтяных компаний России.
Два крупнейших в мире производителя магистральных авиалайнеров – Boeing и Airbus – привезли на выставку свои практически самые крупные в мире деловые самолеты BBJ (Boeing Business Jet) и ACJ319. В настоящее время в России и СНГ эксплуатируются уже 25 самолетов BBJ, из них 19 – в России, что превышает 16% поставок их по всему миру. Из последних новинок был показан Gulfstream 650 стоимостью $65 миллионов. За эти деньги покупатель получает «умный дом», только реактивный. Всем интерьером самолета можно управлять с помощью приложения, которое устанавливается на смартфон. Gulfstream 650 обладает самой большой дальностью полета среди авиации бизнес-класса. Без дозаправки он может пролететь 12 964 километра.
Выступая на выставке, президент Gulfstream Лэрри Флинн отметил, что компания демонстрирует отличные показатели по продажам авиатехники в России и странах СНГ. Если в 2007 г. эксплуатировались лишь 11 самолетов Gulfstream, из них 8 – в России, то сегодня этот показатель вырос до 76 бизнес-джетов, из которых в России – 53 самолета. Из дальнемагистральных на выставке был также представлен Bombardier Global 6000. В этом самолете есть душ, гостиная, кухня и беспроводной Интернет, а отделка салона выполнена из натуральных материалов.
Что касается французской компании Dassault Aviation, то она уже 15% всего выпускаемых бизнес-моделей марки Falcon отправляет в Россию и некоторые страны СНГ. На данный момент число используемых в нашей стране самолетов этой марки перевалило за 60.
На выставке французы показали несколько бизнес-джетов, в том числе трехдвигательный Falcon 7X с полностью цифровой электродистанционной системой управления полетом. Самолет способен совершить беспосадочный перелет из Москвы в Нью-Йорк, Майами или Сингапур. Это единственный самолет в своем классе, способный летать в сложные аэропорты с заходом на посадку по крутой глиссаде. Falcon 7X также приспособлен к эксплуатации на небольших аэродромах. Здесь уместно отметить, что Dassault Falcon Service недавно открыло дочернее предприятие во Внуково, а также разрабатывает планы создания совместного предприятия с компанией «Авиа Групп» по техническому обслуживанию Falcon в Шереметьево.
Бразильская Embraer привезла в Россию одну из самых популярных своих моделей – Legacy 650 с VIP-интерьером. Салон этого бизнес-джета разделен на три зоны и позволяет 14 пассажирам одновременно работать и отдыхать в отдельных просторных помещениях Дальность полета Legacy 650 с 8 пассажирами составляет 7200 километров, это означает, что самолет без посадок может долететь из Москвы через всю Россию, например, в Анадырь.
Американская Beechcraft – один из крупнейших в мире производителей турбовинтовых самолетов (турбопропов) – надеется на повышение спроса в России на линейку своих King Air. Это связано с намерением российских властей развивать региональные авиаперевозки. Поэтому на выставке компания показала двухдвигательный турбовинтовой самолет King Air 350i, вмещающий 11 пассажиров. Вообще же, по оценке Beechcraf, из более чем сотни самолетов деловой авиации в России только 20 турбовинтовых, но это соотношение можно изменить, опять же с развитием региональных авиаперевозок.
Статистика по парку самолетов бизнес-авиации, принадлежащих владельцам из России, весьма приблизительна. Что касается будущего, то здесь преобладает выражение «перспективы весьма велики». Поэтому приходится прибегать к косвенным показателям. Один из них – открытие в этом году компанией Teamline закрытого клуба стюардесс бизнес-авиации. В клуб набирают в основном тех девушек, которые уже имеют опыт работы стюардессами и обязательно владеют иностранными языками. Принятые после прохождения жесткого отбора проходят обучение и специальные тренинги. Как рассказали на стенде Teamline на выставке, желающих пройти обучение много. Это, в частности, во многом обуславливается и зарплатой стюардесс бизнес-авиации – она составляет 3-4 тысячи евро в месяц.