Представить себе современного человека без мобильного телефона практически невозможно. «Там вся жизнь!» – как правило, говорят о нем владельцы. И это действительно так, главная функция телефона звонить если не отошла на задний план, то разделила свое главенствующее положение со многими другими функциями, в частности – с мобильными приложениями. Забронировать одним кликом отель, скачать книгу в дорогу, зарегистрироваться на рейс стало привычным действием для многих людей. Мы попробовали разобраться, насколько мобильные сервисы востребованы в индустрии встреч.
В мире
Ситуацию на корпоративном рынке мобильного бронирования описывает, в частности, исследование АСТЕ, проведенное по запросу компании Travelport, одного из лидеров в области дистрибьюторских услуг и электронной коммерции в мировой индустрии деловых путешествий. Данные этого исследования приведены на порталах businesstravelnews.com и buyingbusinesstravel.com.ru. Судя по результатам исследования, говорить о буме корпоративных бронирований по всему миру пока преждевременно. Тем не менее влияние смартфонов и мобильных приложений на трэвел-политику компаний в исследовании называли «умеренным или значительным».
Всего в опросе участвовало 248 компаний-респондентов. На практике мобильные технологии применяют лишь четверть из них, но внедрять в будущем собираются чуть больше половины (57%).
Интересно, что основная ответственность за внедрение в жизнь компании мобильных технологий возлагается большей частью респондентов (72%) на IT-отдел, при этом трэвел-менеджерам отводится лишь роль консультантов.
Судя по результатам исследования, наиболее лояльны и активны в использовании мобильных приложений европейцы, жители Ближнего Востока и Африки. Однако примерно треть опрошенных (32%) отметили, что мобильные технологии никак не реализуются в их компаниях, у 37% респондентов существуют группы разрешенных и неразрешенных к использованию мобильных приложений. Применение последних, понятно, не поощряется. В относительном меньшинстве остались противники мобильных технологий, 7% компаний не пользуются и не собираются пользоваться подобными приложениями в работе.
Набор услуг, которые бронируются через мобильные приложения, сходен с тем, что бронируют обычные путешественники. В большинстве случаев это либо перелеты, либо управление маршрутом.
Другими словами, можно сказать, что мобильные приложения постепенно входят на рынок бизнес-трэвел услуг, но ни в коей мере не подавляя его и не вытесняя другие инструменты. Кроме того, во многих, особенно крупных, корпорациях существует достаточно жесткая трэвел-политика, куда пользование теми или иными мобильными приложениями должно быть вписано.
В России
По результатам исследования туристического интернет-поисковика Kayak, к концу 2013 г. мобильными приложениями будет пользоваться каждый седьмой россиянин, планирующий путешествие. Такой вывод был сделан на основе данных прироста скачивания собственного мобильного приложения компании. В течение последних нескольких месяцев среднемесячный прирост скачивания приложений составлял 7,4%. При условии сохранения данного темпа и принятия его за среднерыночный к началу 2014 г. различными туристическими приложениями для путешественников в России будут пользоваться около 15% российских туристов.
Однако российские агентства делового туризма и MICE все-таки не стоит сбрасывать со счетов. В ряде компаний мобильные приложения вполне успешно применяются как в организации конференций, так и в инсентив-программах.
«В UTS уже достаточно давно используются мобильные приложения при организации корпоративных мероприятий. Мы создаем их под каждое отдельно взятое событие, и, по сути, приложение является карманным электронным менеджером для наших клиентов, – говорит Наталья Жесткова, руководитель MICEt департамента UTS Group. – Ведь очень удобно иметь под рукой всю необходимую информацию: план и тайминг программы, данные и контакты сопровождающих, мобильные оповещения и другую необходимую информацию как о мероприятии, так и о стране или городе, в котором оно проводится. И это уже не будущее индустрии MICE&Event, а настоящее! Более того, это не просто дань модным тенденциям, а важная составляющая удовлетворения потребностей современного клиента. Мобильные приложения – это удобно, доступно и очень оперативно! Сейчас наш сайт (Business Travel) www.utsinc.ru является платформой для мобильного приложения UTS, но в данный момент идет разработка ресурса, который будет ориентирован исключительно на услуги MICE & Event и будет также являться платформой для мобильного приложения».
«Различные мобильные новшества в рамках организации корпоративных мероприятий постепенно начинают завоевывать рынок. На наш взгляд и опыт, пока еще медленно, и причина тому в большей степени – в цене, – отмечает Екатерина Гусар, PR-менеджер департамента по развитию бизнеса. – То есть такой продукт можно скорее применить на каком-то очень крупном мероприятии, хотя есть и интересные решения для небольших эвентов. Тут еще стоит отметить, что стоит вопрос использования готового шаблона или специальной разработки».
«Мы сами еще только пробуем, налаживаем новые партнерские отношения в этой сфере и пока не готовы озвучить конкретные бренды, – рассказывает эксперт. – Что же касается применимости, то тут может быть несколько направлений. Во-первых, всё, что связано с регистрацией на крупные конгрессы, форумы, конференции, выставки, анонсирование информации по ним, получение материалов, сервисы помощи. Во-вторых, в плане развлекательного аспекта в рамках корпоративов, фестивалей, праздников – отправка пожеланий на большой экран, регистрация на месте и отметки на фото (тут уже в связи с социальными сетями), какие-то мини-игры, вплетенные в концепт мероприятия и прочее. Удобно также использование мобильных приложений для голосований, экспресс-опросов как в рамках делового мероприятия, так и развлекательного. Безусловно, у этого направления огромное будущее, ведь мобильный телефон всегда у всех с собой. И для большинства это уже не просто способ связи, а продвинутый гаджет со множеством функций. При разработке нового сайта нашей компании (а обновляли мы его как раз недавно) мы учитывали особенности разных устройств и систем».
Своим опытом в использовании мобильных приложений поделился генеральный директор компании EventPlatform Олег Крючков.
Какие бы задачи ни ставил корпоративный бизнес перед организаторами, всякое мероприятие – это интенсивный обмен информацией. А в условиях сжатых сроков и плотно сверстанной программы особенно актуальной становится поговорка «дорога ложка к обеду». У участника всегда должна быть под рукой и сама информация, и возможность обратной связи: задать вопрос докладчику, проголосовать за наиболее интересную концепцию. Поэтому использование участниками собственных мобильных устройств для активного взаимодействия – простое и эффективное решение сразу множества проблем. Как оформить визу? Где мы собираемся перед вылетом? Можно ли попросить докладчика осветить вопросы регионального развития? Рынок очень ждет приложений, способных стать и универсальным гидом-помощником, и механизмом сбора информации от участников.
Вместе с приглашением на мероприятие участник получает ссылку, по которой можно скачать подобное приложение. Оно напомнит расписание, предложит заполнить и отправить визовую анкету, поможет выбрать соседа по комнате, позволит обсудить насущные темы до начала конференции. Во время конференции приложение обеспечит еще и навигацию, и голосование в режиме реального времени – коллективное мнение аудитории отобразится на экране в виде гистограммы. По окончании мероприятия приложение само загрузит презентации и фотографии с гала-ужина. А когда через полгода участника пригласят на следующую конференцию, то даже не потребуется переустановка: приложение просто загрузит новый контент.
Буквально через год-два подобные приложения станут индустриальным стандартом – и от этого выиграют обе стороны: участники всегда будут иметь под рукой интерактивную «шпаргалку», а организаторы – полный контроль за ходом мероприятия.
Скажем и пару слов о «геймификации». То, что буквально вчера было просто тимбилдингами, сейчас становится инструментом обучения, отработки навыков взаимодействия с клиентами, обсуждения реализации новых стратегий. «Интерактивная игра» в мощном мобильном приложении перестает быть простым «квестом на iPad», а вбирает в себя решение задач, озвученных клиентом в ходе интервьюирования, в игровой форме. Пользы от подобного подхода неизмеримо больше, при этом интерес участников также значительно выше, ведь многократно усиливается элемент доверия и вовлеченности.
Таким образом, от применения мобильных и игровых технологий выигрывают все. Главное – помнить, что технология сама по себе – не «фишка», а удобный инструмент для работы с контентом, для построения действительно полезных мероприятий, для более полного взаимопонимания между заказчиком и организатором.
Как это работает
Вместе с приглашением на мероприятие участник получает ссылку, по которой можно скачать подобное приложение. Оно напомнит расписание, предложит заполнить и отправить визовую анкету, поможет выбрать соседа по комнате, позволит обсудить насущные темы еще до начала конференции. Во время конференции приложение обеспечит еще и навигацию, и голосование в реальном времени – коллективное мнение аудитории отображается на экране в виде гистограммы.
По окончании мероприятия приложение само загрузит презентации и фотографии с гала-ужина. А когда через полгода участника пригласят на следующую конференцию, то не потребуется даже переустановка: приложение просто загрузит новый контент.
Мобильные приложения в организации мероприятий – это:
1. Информация о мероприятии
2. Регистрация на мероприятие
3. Координация участников
4. Рассылка материалов
5. Модуль вопросов и ответов/помощи от организаторов
6. Сбор и рассылка фото- и видеоматериалов
7. Коннект с социальными сетями при необходимости
8. Интерактивные тимбилдинговые игры
9. Голосования, экспресс-опросы
Мобильный Star Alliance
Бронирование авиабилетов и регистрация на рейсы с помощью мобильных приложений – уже привычная для многих процедура. Авиационный альянс Star Alliance запустил новое приложение Star Alliance Navigator App для устройств iPad. Новое приложение дополнило версию, выпущенную ранее для iPhone. С его помощью можно пользоваться услугами всех без исключения авиакомпаний, входящих в состав альянса.
В приложение встроен интерактивный глобус в формате 3D, визуально отображающий маршрутную сеть 27 авиакомпаний с 21 900 рейсами, которые отправляются ежедневно по 1329 направлениям в разные части мира.
Пользователи этого приложения смогут хранить и отслеживать маршруты своих полетов со всеми авиакомпаниями – участниками альянса с помощью функции My Trip.
Если нужно найти информацию по авиарейсам любой компании, входящей в альянс, можно воспользоваться функцией Flight Search. При необходимости можно отследить статус рейса с помощью функции Flight Status и выбрать зал ожидания, воспользовавшись разделом Lounge Finder.
Кроме того, в приложении есть информация об аэропорте прибытия, прогноз погоды, схема расположения зон отдыха, путеводители и подробная, с фото- и видеоматериалами, информация об авиакомпаниях – участниках альянса в пунктах назначения.
В приложении также отражена программа лояльности. Тем, кто является участником программы Frequently Flying Programme, будет интересно посмотреть раздел, посвященный привилегиям того или иного статуса программы. Тем более что он дополнен видеофайлами, информацией об участниках альянса и рассказами об интересных путешествиях и приключениях.
Мобильное бронирование через социальную сеть
Международная система бронирования HRS.com представила расширенный функционал мобильной версии для Android и iOS, позволяющий сделать бронирование практически моментально с помощью системы Google+.
Пользователю, имеющему аакаунт в Google+, достаточно просто нажать одну кнопку, и форма бронирования заполнится теми данными, что есть в его аккаунте (имя, фамилия, телефон, e-mail и т.д.). Таким образом, автозаполнение формы бронирования – одно из главных нововведений в мобильном приложении HRS.com, экономия времени и сил путешественников, которым не надо больше делать это вручную. Точно также заполняется форма регистрации пользователя в системе HRS.com – с тем, чтобы внести данные в личный кабинет «Мой HRS». Наличие личного кабинета позволяет добавлять отели в список избранных, использовать шаблон бронирования и персонализированные настройки, а также просматривать историю заказов.