МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ
|
|
BusinessTravel №3, Апрель 2014 «Это просто wow!»← Вернуться к журналуТакси в большом городе: новые стандартыКоммерческий директор транспортной компании ASAP Ксения ЕРОХИНА рассказывает о новых стандартах рынка такси в Москве. Москва – один из крупнейших транспортных узлов мира. Порядка 3 млн. человек приезжают в Москву ежедневно. Емкость рынка Москвы оценивается экспертами в 85 тысяч автомобилей такси, лицензий такси на данный момент выдано чуть более 35 тысяч. Вместе с тем, по оценкам ряда исследований, легальный рынок такси в Москве составляет всего лишь 5,9%. Иными словами, менее 6% рынка - официальные игроки такси, оставшаяся часть – частники, временно нелегально подрабатывающие извозом, или «бомбилы». Нелегальный доход рынка такси оценивается приблизительно в 1 млрд $ в год, легальный – в 1 млрд. рублей. Современные стандарты качества сервиса, безопасные автомобили, профессиональные водители и надежные IT системы - это свойства не более 20 % легального рынка. Легальные игроки в современной такси-индустрии Москвы делятся на два типа: агрегаторы или консолидаторы заказов и владельцы парков. Агрегаторы – часто их называют просто «диспетчерские» – большей частью консолидируют заказы от частных лиц и корпоративных клиентов и передают их для реализации партнерским такси-компаниям. Наиболее известными игроками данного сегмента являются «Яндекс.Tакси», «GetTaxi» и «Uber», который только выходит на рынок Москвы, но очень популярен в Европе и США. Вторая категория – владельцы парков или «перевозчики» – не всегда владеют машинами в прямом смысле. Много такси-компаний Москвы объединяют водителей со своими автомобилями. Еще часть берет машины в лизинг и отдает их водителям по арендной схеме: оплати депозит и аренду за день и делай с автомобилем все, что хочешь. В подобных схемах, действительно, именно водитель несет риски и платит компании за аренду желтого автомобиля с шашечками и колпаком. Он решает вопрос загрузки любыми доступными ему средствами – часто мы видим, как такие «таксисты» могут перекрыть движение всего потока, чтобы взять пассажира. Навязчивость и грубость водителей – это оборотные стороны «арендной модели», которые обязаны «отбить» дневную ставку и практически не контролируемы в части сервиса. Лишь 1% легального рынка, по данным статистики, составляют компании, которые берут водителей в штат. В данном случае, транспортная компания официально отвечает за водителя, как за своего сотрудника, перед пассажиром – частным лицом и корпоративным клиентом. Безусловно, подобный легальный уровень организации бизнеса такси более всего может соответствовать мировым стандартам качества и безопасности, социальной и трудовой политике развития города. Сервис трансферов – фиксированных по тарифу поездок из/в аэропорт – часто выделяют в отдельный сегмент рынка такси. Один из успешных проектов в России – компания iWay. В ближайшее время на рынок выйдет также известный американский игрок GTG. Москва растет фантастическими темпами – прирост рынка авиабилетов Москвы, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, опережает в 2,5 раза мировой рынок. Безусловно, нужно развивать и инвестировать в сферу такси, как в растущий рынок, где бизнес растет вместе с отраслевым сегментом. Вместе с тем, очень важно делать ставку на профессионализм и опыт команды, учитывать специфику бизнеса такси, чтобы компания сохраняла и развивала свои позиции год от года. Сейчас на улицах Москвы много бомбил. Да, их становится меньше, город борется с ними, но они все еще имеют заработок. Действительно, Москве остро не хватает легальных игроков, как агрегаторов, так и владельцев парков. Модели нашего бизнеса абсолютно разные, но они не могут существовать друг без друга, пока рынок не наполнен качественными провайдерами. В частности, наш партнер GetTaxi, помогает нам максимально загрузить наш стандарт-класс «NEXI». Экономика бизнеса такси и его эффективность напрямую зависит от простоев и холостого пробега. Мы владельцы парка с водителями в штате, поэтому несем непрерывные расходы. Мы платим за бензин, зарплату водителям, аренду офиса класса А+ и т.д. Каждую минуту, когда машина едет без пассажира, мы теряем деньги. Поэтому наша главная цель - это наши клиенты и минимальное время подачи. Агрегаторы помогают нам принимать эффективные заказы, которые помогают нам снизить затраты. По аналогии с тревел-рынком, где доверяют системам бронирования booking.com, hotels.com, HRS и др., которые агрегируют спрос и обеспечивают отели постоянной загрузкой, на рынке такси также начинают развиваться высокотехнологичные сервисы. Важнейшими критериями становятся контролируемое качество, безопасность платежей и система электронной отчетности. Современные крупные компании, которые сейчас выходят на рынок, в начале большей частью чувствуют себя IT-компаниями. На текущий момент времени в ASAP внедрены и интегрированы все основные IT-системы, начиная от профессиональных бизнес-образующих систем диспетчеризации «Инфинити-такси», систем слежения за автопарком, датчиков сидений и записи в салоне. Заканчивая типовыми системными программными комплексами CRM-Dynamics, Bitrix и защищенным эквайрингом Альфа-банка с новейшей системой PayMe. В наши дни без IT технологий – информативного сайта, защищенной системы платежей, мобильных приложений, системы лояльности – не может себя представить ни одна серьезная компания. А бизнес такси, как известно, один из сложных операционных бизнесов. Мы сейчас на пути к узнаваемым стандартам и есть все основания полагать, что в ближайшем будущем рынок такси в Москве заметно преобразится.
|
|
||||
|