МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ
|
|
BusinessTravel №6, Июнь 2014 «Виктор Табачков: Важно превосходить ожидания»← Вернуться к журналуРоссийский бизнес-трэвел ждет бум «мобильности»Западные аналитики полагают, что в ближайшие годы объем продаж мобильных устройств в мире вырастет настолько, что вытеснит с рынка традиционные компьютеры и ноутбуки. Действительно, число пользователей смартфонов и планшетов постоянно растет, одновременно с этим возрастает и объем задач, которые при помощи этих устройств можно решить. Пользователи мобильных устройств отвечают на письма, совершают покупки и бронируют авиабилеты при помощи мобильных приложений. Такая высокотехнологичная сфера, как деловой туризм, не могла оставить эту тенденцию без внимания, ведь вскоре клиент будет воспринимать возможность взаимодействия с TMC при помощи приложения как нечто естественное, и те, кто не сумеет вовремя распознать эту тенденцию, окажутся в проигрыше. Предложение ограничено Если говорить о специальных приложениях для организации деловых поездок, то пока редкая компания в России может себе такое позволить. В работе с такими приложениями есть два подхода, рассказал генеральный директор ATH Business Travel Solutions Андрей Воронин. Первый подход заключается в том, чтобы использовать для создания приложений платформы внешних поставщиков, таких как GDS (Global distribution system), и брендировать их под себя для того, чтобы клиенты воспринимали их как собственный продукт ТМС. «Это самый легкий путь с ограниченным функционалом, поскольку далеко не весь российский контент есть в этих системах. Например, 80% российских отелей не представлены ни в одной системе бронирования», – поясняет эксперт. Более сложный путь – разрабатывать свои собственные системы, в которых были бы интегрированы все системы бронирования и доступны все возможные авиа- и ж/д билеты, отели и которые позволяли бы компаниям осуществлять контроль расходов на деловые поездки. «Такой путь достаточно долгий и затратный, его могут позволить себе только крупнейшие TMC», – отмечает Воронин. По его словам, в ATH Business Travel Solutions разработали собственную IT-платформу SMARQT (security, mobility, automation, reporting, quality, transparency), которая позволит клиентам автоматизировать все бизнес-процессы, связанные с деловыми поездками, и иметь возможность контролировать расходы в режиме реального времени. На базе этой платформы планируется к концу этого финансового года запустить мобильное приложение. «Функционал приложения также будет развиваться от базового к более сложному, – рассказал Андрей Воронин. – Помимо функций, доступных в компьютере, приложение будет использовать такие возможности мобильных устройств, как геолокация. Например, путешественник будет получать сообщения в аэропорту о том, каким такси лучше воспользоваться, а в отеле – о том, что завтрак включен в стоимость и где лучше поужинать. Можно будет сфотографировать счет на телефон, и он сразу прикрепится к отчету о командировке». Ряд компаний предлагают клиентам возможность пользоваться своими услугами в любой точке света при помощи минимизированных версий сайтов. «В основном данные ресурсы строго ограничены функционалом и предоставляют клиентам возможность пользоваться услугами компании в любой точке мира, что очень удобно», – рассказала директор по развитию ООО «Мегаполюс Группа» Ольга Евстратова. Она отмечает, что таким образом не весь функционал возможно реализовать в рамках онлайн-режима. «Частично данный запрос обрабатывается персоналом компании, и у клиента только создается иллюзия того, что это сервис онлайн. Но разработки активно ведутся, и данные вопросы, я уверена, будут решены в самое ближайшее время», – полагает эксперт. В целом большинство опрошенных BT компаний заявили, что не используют в работе с клиентами специальные приложения для организации деловых поездок. Однако многие считают, что это будет необходимо уже в самом ближайшем будущем. «Запрос на эту услугу, безусловно, есть, большинство деловых путешественников пользуются смартфонами и мобильными приложениями. А ограниченность предложения на данный момент связана с тем, что создание таких инструментов требует времени и инвестиций. Но несколько ведущих ТМС уже работают над этим, и в ближайшие годы мы увидим бум «мобильности» в российском бизнес-трэвел», – полагает Андрей Воронин. Каждой встрече по приложению Несравненно большее число TMC и event-агентств предлагает своим клиентам услугу создания мобильного приложения под конкретное мероприятие. Как правило, для их создания компании используют готовые платформы. «Мы не разрабатываем мобильные приложения сами, а используем мобильные приложения на готовых платформах, пока в основном для квестов или других тимбилдингов в рамках MICE-мероприятий для наших клиентов», – рассказала директор департамента въездного туризма компании «Демлинк» Светлана Белова. Пользуются популярностью различные квесты, когда участникам раздаются планшеты с программой, картами, заданиями, подсказками – и тимбилдинг превращается в оригинальный микс реального и виртуального миров, отмечает генеральный директор компании «RCS – Russian Corporate Services» Сергей Шаньгин. По его словам, это практически перенос классического квеста с бумажных носителей в мобильное приложение, что выводит весь интерактив на совершенно другой технический уровень, добавляя увлекательности происходящему и требуя минимального подготовительного инструктажа. «Стоимость таких квестов различная, она зависит от числа участников и начинается от 100 тысяч рублей», – отмечает эксперт. По его словам, мобильные технологии помогают вовлечь в мероприятие максимальное число присутствующих. «Основная сложность и проблема всех масштабных корпоративов – вовлеченность и участие каждого из сотен и тысяч участников, – говорит он. – Как этого достичь? С помощью несложного мобильного приложения. В зале устанавливается больших размеров экран с мощным проектором, на котором в онлайн-режиме участники обмениваются своими эмоциями, пожеланиями, поздравлениями и т.д. Здесь же можно транслировать фотографии участников вечеринки, устраивать общее голосование за тот или иной номер программы. Несложность реализации данного приложения делает его достаточно популярным и востребованным на корпоративах с большим числом участников». Действительно, мобильные приложения часто позволяют каждому участнику почувствовать свою сопричастность, что особенно важно. «Клиенты ощущают особую атмосферу мероприятия», – уверена Ольга Евстратова. В то же время для руководства компании появляется возможность реализовывать несколько задач сразу: проводить мониторинг активности, опросы, анализировать промежуточные и итоговые результаты, а также решать задачу по сплочению коллектива, что всегда актуально. От квестов и других игровых приложений компании переходят к более сложным технологиям. «Сначала мы использовали мобильные приложения только для программ командообразования, это были квесты с КПК, теперь – с iPad. Но, как известно, прогресс не стоит на месте, и сегодня мы предлагаем клиентам комплексные интерактивные онлайн-решения: разработку сайта-визитки и приложений для мобильных устройств на платформах Android и iOS, а также программ, позволяющих составлять списки участников на расселение и перелет в режиме онлайн», – рассказала руководитель event-направления Continent Express Татьяна Дубская. По ее словам, данная услуга пользуется особенной популярностью при организации крупных выездных конференций у фармацевтических компаний. Эксперты отмечают ряд преимуществ использования подобных приложений при проведении мероприятий. «Мобильные приложения стопроцентно оправдывают себя при организации важных имиджевых, масштабных и логистически сложных ивентов, особенно при участии гостей из разных стран мира, значительно оптимизируют временные затраты обеих сторон и делают процесс коммуникации более современным и эффективным. Значительным достоинством мобильных приложений является их компактность, любая информация всегда под рукой. Более того, это экономит большое количество бумаги и, следовательно, является более экологичной альтернативой», – полагает управляющий партнер ивент-агентства BtG Event Solutions Татьяна Бакланова. Мобильные приложения экономят не только бумагу, но и упрощают работу TMC. «В апреле 2014 года мы реализовали проект для одного из лидеров отрасли автомобилестроения», – рассказала Татьяна Дубская. По ее словам, весь проект был построен на онлайн-активностях, начиная от набора и регистрации участников, их информирования о деталях проекта, проведения конкурсов в Instagram, заканчивая проведением интерактивной игры с iPad и оценкой компетенции кандидатов с помощью специально разработанного мобильного приложения. «Использование онлайн- инструментов значительно упростило процесс обработки результатов на всех этапах проекта», – подводит итог эксперт. Не так страшно приложение клиенту В целом мобильные приложения в индустрии деловых путешествий и мероприятий можно рассматривать как новшество, услугу, набирающую популярность. «Услуга достаточно новая, она еще не стала рядовой практикой, но эволюция технологий идет вперед, я считаю, она скоро станет востребованной. В нашей стране новые технологи воспринимаются очень быстро», – полагает Светлана Белова. По ее словам, преимущество мобильных приложений по сравнению с другими технологическими новшествами в том, что с ними легко и приятно работать. «Интерфейс мобильного устройства доступен для любого пользователя, и даже у обычного компьютера он сложнее», – говорит она. Как отмечает эксперт, при внедрении подобных технологий могут возникнуть опасения по поводу защиты данных: «Хотя существует множество инструментов, которые способны гарантировать корпоративную информационную безопасность». «Интерес к продукту, безусловно, существует и будет только расти и развиваться. Продукт на данный момент уже не является новым, и всё больше компаний вовлечены во внедрение мобильных приложений как в рядовой практике, так и при проведении мероприятий», – подтверждает Ольга Евстратова, директор по развитию ООО «Мегаполюс Группа». Многие эксперты подтверждают, что если некоторое время назад инициатива использовать приложение исходила от компаний, то теперь всё чаще эту услугу запрашивают клиенты. «О консерватизме российских клиентов можно было говорить два года назад, когда инициатива использования подобных решений исходила от нас. Сегодня мы всё чаще получаем запросы на подобные услуги уже от самих клиентов. Нам лишь остается реализовать их идеи», – рассказала Татьяна Дубская. В то же время отмечается и тот факт, что заказы на разработку мобильных приложений чаще поступают от иностранных заказчиков. «У нашей компании гораздо больше заказов на разработку мобильных приложений под мероприятие от иностранных заказчиков, которые организуют имиджевые и важные для компании ивенты в России с участием топ-менеджеров и президентов компаний», – рассказала Татьяна Бакланова. По ее словам, использование подобных технологий компаниями с чисто российскими корнями – редкий случай. «Необходимо учитывать и тот факт, что разработка мобильного приложения под мероприятие для многих компаний является дорогим удовольствием и не всегда вписывается в рамки бюджета», – отмечает эксперт. По словам г-жи Баклановой, стоимость такого приложения варьируется в зависимости от сложности разрабатываемого формата. «Дороговизна и исходящее из этого фактора желание компаний-заказчиков сэкономить являются, на наш взгляд, основными проблемами в развитии и выведении мобильных приложений на массовый рынок», – подводит итог эксперт. Мнение эксперта Татьяна Бакланова, управляющий партнер ивент-агентства BtG Event Solutions: – У команды ивент-агентства BtG Event Solutions есть неоднократный опыт создания мобильных приложений, в том числе в рамках организации инсентив-поездки с насыщенной культурно-развлекательной программой для иностранных гостей из 80 стран мира. Во многих случаях данные приложения создаются с целью установить более эффективную коммуникацию с гостями по организационным вопросам. Устройство с мобильным приложением сообщает о каждом следующем этапе программы, любезно напоминая гостям о встречах, запланированных мероприятиях, месте и времени их проведения, а также о редких изменениях, которые иногда имеют место быть даже при качественном планировании каждого этапа. В основном данные предложения востребованы при проведении особо крупных, многодневных и логистически сложных мероприятий, где необходимо в сжатые сроки донести нескольким десяткам, сотням и тысячам гостей информацию о предстоящих событиях. Также услуга пользуется популярностью при организации важных мероприятий, в рамках которых компания желает сконцентрировать внимание на тех новинках, которые существуют на рынке, и удивить своих гостей новшествами индустрии. Мобильные приложения берут на себя большую информативную функцию, что для гостей города, особенно иностранцев, является весьма актуальной опцией. Можно посмотреть карту с навигатором, сориентироваться в незнакомом городе, узнать о достопримечательностях и интересных местах, о курсе валюты и погоде, также представлены полезные телефоны, в том числе контакты организаторов и телефоны для различных ситуаций. Вторым самым распространенным блоком, а по совместительству и функцией мобильных приложений, разрабатываемых под конкретное мероприятие, является информация о самом событии, а именно подробный график-календарь мероприятия с указанием времени и места. Если речь идет о конференции, симпозиуме или другом деловом ивенте, приложении содержит программу докладов, информацию о спикерах и описание основной концепции мероприятия, фотоотчеты с прошедших событий и встреч. Однако интерфейс и функционал подобных приложений индивидуальны, так как у каждого мероприятия свои задачи и предпочтительные способы коннекта с гостями, которые в первую очередь учитываются при разработке мобильных приложений. Мнение эксперта Роман Горохов, генеральный директор Nicko Travel Group: – Мы занимаемся обеспечением различных мероприятий по всему комплексу организационных вопросов: предварительная работа, регистрация, логистика, финансы, отчетность. И для полной автоматизации данного процесса нами была создана специальная программа, позволяющая в разы поднять эффективность работы как организаторов, так и исполнителей. Как это работает: на сайте мероприятия размещается вся необходимая информация программного и организационного характера. Там же размещаются специальные формы, которые заполняются самими участниками, и информация из этих форм попадает в соответствующие блоки и отчеты, которые позволяют организовать работу по бронированию услуг и обеспечить контроль за подготовкой, проведением и полным документарным завершением любого события. Есть личный кабинет и довольно широкий набор необходимых отчетов. Здесь же печатаются бэйджи, счета и программы, идет автоматическое уведомление участников обо всех новостях и изменениях, программа является основным инструментом коммуникации между участниками и организаторами. Данная программа – это больше чем просто мобильное приложение: она позволяет работать с большими объемами данных одновременно и работает по принципу многозадачности, т.е. одномоментно может выполняться целый ряд различных операций по различным мероприятиям. Она не требует каких бы то ни было дополнительных загрузок и установок – нужен просто доступ в Интернет, причем с любого устройства: компьютера, планшета, телефона. Программа внешне брендируется под заказчика. Использование программы ведет к повышению эффективности работы оргкомитета за счет снижения расходов на персонал, четкого планирования действий и как следствие – к уменьшению сумм штрафов от поставщиков. |
|
||||
|