МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ
|
|
BusinessTravel №4, Апрель 2015 «Людмила Кириллова: Путешествие начинается с общения»← Вернуться к журналуMICE в Поволжье: сыграть на интересе«Интерес к Повольжью как перспективной MICE-дестинации со стороны игроков рынка федерального уровня в последнее время явно вырос, – констатирует ситуацию руководитель департамента корпоративного обслуживания компании «Самараинтур» Сергей Рыжов. – Теперь они сами нередко обращаются к нам для того, чтобы получить наиболее полную информацию о его возможностях. И всё чаще речь идет не о намерениях, а о конкретных делах». При этом и он, и другие эксперты уверены: на волне растущего в объемах внутреннего туризма обязательно будут достигнуты успехи и в развитии местного делового туризма, который и в Самаре, и в Татарстане, и в других регионах Поволжья по праву считают одним из приоритетов. Однако для этого всё равно придется работать не покладая рук. Инфраструктура улучшается не везде В течение последних полутора лет туристическая инфраструктура регионов Поволжья стала совершеннее. Однако во многих из них говорить о ее полном соответствии современным требованиям пока не приходится. Что нового? Главная транспортная новинка – открывшийся в Самаре 24 февраля 2015 г. новый пассажирский терминал международного аэропорта Курумоч: событие оказалось настолько важным, что в нем принял участие премьер правительства РФ Дмитрий Медведев. «Для нашего региона, а также для части территории Оренбургской и особенно Ульяновской областей это знаковое событие: благодаря новому терминалу мы не только увеличим пассажиропоток, но и обспечим вылетающим через аэропорт самые комфортные условия», – заявил губернатор Самарской области Николай Меркушкин. Действительно, Курумоч стал одним из наиболее современных аэропортов региона: регистрация пассажиров осуществляется здесь на 24 стойках, терминал оснащен 7 телетрапами и способен принимать около 3,5 млн пассажиров в год. В перспективе запланированы строительство гостиницы уровня 4* на 150 номеров, конференц-комплекса на 2 тыс. кв. м и паркинга, а также организация через аэропорт скоростного железнодорожного сообщения Самара – Тольятти. Курумоч стал «первой ласточкой»: сходные по параметрам аэропорты в ближайшем будущем должны появиться в Нижнем Новгороде и Саратове – реализованный в Самаре проект стал первенцем программы подготовки объектов транспортной инфраструктуры Поволжья к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 г. И еще, выступая на состоявшемся в рамках открытия нового терминала совещании, Дмитрий Медведев заявил, что программа развития и субсидирования регионального авиасообщения будет продолжена в России и в 2015 г. Для деловых людей это особенно важно, поскольку всё чаще добираться по воздуху из одного региона в другой можно не через Москву. Что касается собственно туристической инфраструктуры, то особых изменений не так уж и много. В Самаре, к примеру, в дополнение к уже действующим объектам вступил в строй сетевой отель Hampton by Hilton. Расположенный в удачном месте в историческом и культурном центре города (рядом с железнодорожным вокзалом и недалеко от набережной), он предлагает 126 номеров различных категорий и полный набор услуг для деловых людей, включая бизнес-центр и конференц-зал. Ожидается прибавка и в Ульяновске: как значится на сайте оператора, отель Hilton Garden Inn Ulyanovsk откроется в городе в августе 2015 г. В его структуру войдут 176 номеров разных категорий (включая самые высокие), а также 7 конференц-залов, большой торгово-развлекательный центр, несколько ресторанов и полный спектр сервиса для бизнес-туристов. Вместе с тем проект строительства отеля сети Marriott, который, по предварительным планам, должен был появиться в Ульяновске уже в конце 2015 г., «завис»: никаких реальных сроков его реализации уже не называют. Увы, но из других регионов Поволжья вестей о появлении каких-либо значимых для развития делового туризма объектов в последнее время не поступало. Происходит это по разным причинам, поскольку в одних их уже и так достаточно, а в других изменять ситуацию в лучшую сторону или не хотят, или не могут. «В Ульяновске ждем открытия отеля Hilton, а в других регионах (Саратов, Нижний Новгород и т.д.) ситуацию в сфере развития делового туризма можно в целом охарактеризовать как тишь да гладь…» – комментирует ситуацию Сергей Рыжов. «Узкие места» Проблемы у разных регионов Поволжья тоже разные. И если в одних до сих пор жалуются на отсутствие (или недостаточное развитие) туристической инфраструктуры, то в других уже не могут ее загрузить. И в этом отношении пример одного из явных лидеров поволжского MICE-рынка – Республики Татарстан (РТ) – особенно показателен. Когда в 2013-м Казань приняла Универсиаду и в связи с этим получила современную инфраструктуру (аэропорт, отели и т.д.), казалось, что после этого события турист (в т.ч. и деловой) хлынет в Татарстан рекой. И местные власти сделали для этого немало: на сайте республиканского Центра развития туризма, к примеру, есть даже специальный раздел, посвященный деловому туризму (http://tdc-tatar.ru/mice), в котором можно и специализированный каталог посмотреть, и даже мероприятие заказать. Но… Отчитываясь в феврале 2015-го на итоговой коллегии Госкомитета РТ по туризму, его глава Сергей Иванов констатировал, что «число туристов в регион ежегодно стабильно увеличивается (в среднем на 14,8%)». В 2014 г. Татарстан посетили 2,5 млн туристов и экскурсантов, а объем туристических услуг вырос на 10,8%. При этом после Универсиады средняя загрузка отелей Казани… снизилась, и в 2014-м, по официальным данным, составила всего 47% (в 2013-м – 60%). То есть фактически упала почти на четверть. В связи с чем Сергей Иванов и заявил, что «темпы развития инфраструктуры заметно опережают рост самого турпотока: существующая инфраструктура республики способна принимать в два раза больше туристов, чем приезжает сейчас». Местные отельеры подчас называют еще более печальные цифры и бьют тревогу. Они уверены, что Казань и Татарстан в целом не могут загрузить туристические мощности (в т.ч. ориентированные на деловых туристов) из-за слабого продвижения дестинации на внешних рынках. Например, президент ассоциации туроператоров РТ Рамиль Мифтахов полагает, что «сновная проблема – низкая информированность о Казани, и сейчас наша задача – тратить средства на ее продвижение в других регионах и странах». Солидарна с ним и Евгения Лодвигова, председатель Комитета внешних связей и туризма Казани, вице-президент ассоциации рестораторов и отельеров РТ. «Не каждый даже в России знает, что в Казани есть и развлечения, и хорошие гостиницы с высоким уровнем сервиса, и прекрасная инфраструктура. – говорит она. – Надо больше рекламировать и продвигать Татарстан как на внутрироссийском рынке, так и на международном». Согласны ли с этим «наверху»? Вполне. Поэтому среди семи задач в сфере туризма на ближайшее время Сергей Иванов на первое место поставил продвижение республики как в РФ, так и за рубежом, а в числе приоритетов назвал максимальное присутствие Татарстана в Интернете, его продвижение с помощью диаспор татар и развитие перспективных видов туризма. А для того чтобы всё это делать было легче, предложил объявить 2016 г. в Татарстане Годом туризма и создать в РТ координационный совет по развитию отрасли. Громадье планов Какое место отводят в ней MICE? Специалисты австрийской компании Kohl&Partner, призванные разработать для РТ концепцию развития туризма на перспективу, в числе наиболее перспективных направлений уверенно называют и деловой. Выступая на одном из профильных совещаний, представитель Kohll&Partner Кристофер заявил, что «ожидается рост делового туризма на фоне снижения санаторно-курортного», а в ближайшие 5–10 лет основным рынком для Татарстана будет Россия. Планы амбициозны: к 2025 г. в Татарстане надо вдвое увеличить число ночевок (до 10 млн), количество мест в объектах размещения должно достичь 29 тыс. (в 2013 г. – 13,2 тыс.), а сумма доходов от туризма – возрасти до 69 млрд руб. (в 2013-м объем туристских услуг составил 8,3 млрд руб.). Планы, по оценке австрийцев, реальны, но при этом Татарстан должен выделять ежегодно как минимум 150 млн руб. на маркетинг туризма (вместо имеющихся 15 млн) и «вкладываться» в перспективные проекты, некоторые из них требуют не менее 900 млн руб. ежегодных инвестиций... Впрочем, нынешняя ситуация складывается в пользу внутреннего (и делового как его составляющей) туризма: по оценке Евгении Лодвиговой, новогодние праздники 2015 г. в Казани сопровождал настоящий туристский бум: загрузка гостиниц и отелей столицы РТ в эти 10 дней колебалась от 90 до 100%. Примерно в том же ключе действуют и в другом регионе Поволжья, активно развивающем MICE, – Самаре. Представляя стратегию комплексного развития города, руководитель департамента экономического развития мэрии Александр Карпушкин сразу подчеркнул – акцент делается и на деловом туризме. В частности, власти Самары намерены создать в городе креативную деловую среду и превратить его в площадку для проведения конгрессов и крупных выставок. По словам Александра Карпушкина, столица региона готова принимать до 20 фестивалей и форумов российского масштаба и может стать центром делового туризма всего Поволжья. Здесь намерены создать туристический кластер, провести в городе туристско-рекреационное зонирование и организовать особую экономическую зону для развития туризма. «Потенциал у города есть, и важно обозначить для инвесторов, что власти поддерживают это направление», – подчеркнул он. Планы тоже амбициозные: в перспективе турпоток в Самару должен вырасти ни много ни мало в 7,5 раза. Деловой акцент «Если раньше на продвижение своих услуг и делового потенциала региона мы тратили огромные усилия, то теперь MICE-компании федерального уровня сами выходят на нас, – говорит руководитель департамента корпоративного обслуживания компании «Самараинтур» Сергей Рыжов. – Мы приняли уже несколько подобных делегаций, и похоже, что ведущие игроки рынка делового туризма вплотную принялись изучать состояние регионов страны с той целью, чтобы составить о них наиболее полное представление. Пока мы отмечаем только значительный рост интереса с их стороны, но уверен, что уже в начале лета речь пойдет о реальных серьезных делах». По его оценке, в настоящее время рынок MICE в России по понятным причинам переживает сложности. Но если одни отрасли (к примеру, фармация) ослабили желание участвовать в деловых турах, то другие (нефтегаз, банки и пр.) его сохранили. Однако предлагать клиентам банальные деловые туры без изюминки становится всё сложнее: заказчикам всё чаще требуется что-то особенное. «Для одной из автомобильных компаний, например, недавно мы организовали квест-тур по региону, который «привязали» ко всяким интересностям, – рассказывает эксперт. – Пользуются спросом и мастер-классы – кулинарные, в частности. Практика показывает, что совместная лепка пельменей, засолка сала или квашение капусты оказываются очень увлекательными». «А если нефть вдруг подорожает и доллар упадет, сохранится ли в этом случае появившийся интерес к регионам со стороны организаторов деловых мероприятий?» – Вопрос вызвал некоторую паузу, но затем Сергей Рыжов уверено ответил: – Сохранится». Он аргументировал это тем, что еще в прошлом году, когда и с нефтью, и с долларом всё было о’кей, количество деловых мероприятий в регионах (включая, конечно, и Поволжье), стало расти. «В ближайшем будущем рынок конференций и других массовых деловых мероприятий в России ждет серьезный рост, – полагает он. – За границу будут отправлять только в качестве особых поощрений. Или при крайней необходимости». Вместе с тем сидеть и ждать, когда заказчик придет сам, смысла нет – спрос надо стимулировать. В «Самараинтуре», например, провели цикл профессиональных бизнес-семинаров для HR-сообщества области (их посетили более 100 специалистов по работе с персоналом) по теме «Нематериальные мотиваторы», на которых представили весь спектр услуг в области Travel-management & MICE. И активную работу в этом направлении постоянно совершенствуют. Похоже, что программа импортозамещения сейчас касается уже не только продуктов и промышленности: в российском деловом туризме эта тенденция тоже заметна. И Поволжье, способное предложить огромный выбор MICE-услуг по конкурентоспособным ценам, может рассчитывать на свой кусок этого «пирога». Главное – при его дележе не зевать и оказаться вовремя в нужном месте…
|
|
||||
|