BusinessTravel №2, Март 2010 «На перепутье...»← Вернуться к журналу

В ожидании выздоровления


Экономический кризис, охвативший все отрасли мировой экономики в конце 2008 года, негативно отразился на рынке деловой авиации и привел сектор бизнес-перевозок к стабильной стагнации. О возобновлении  роста в краткосрочной перспективе говорить пока не приходится, ведь он напрямую зависит от выздоровления мировой экономической системы, кризис которой продолжается. Однако фундаментальные основы развития российского рынка деловой авиации остались актуальными и достаточно стабильными.

Российский рынок бизнес-перевозок в отличие от коммерческой авиации практически полностью занят иностранными компаниями и их региональными представительствами. И количество международных и внутренних рейсов под флагом зарубежных авиакомпаний  в несколько раз превышает число выполняемых российскими перевозчиками.
Если в прежние времена отрасль росла ежегодно на десятки процентов, то сейчас количество чартеров бизнес-авиации сократилось на 30–40%, а доходы операторов упали на 60%. Как отмечает президент Jet Group Александр Евдокимов, при сокращении общего числа рейсов количество пассажиров упало только на 15–20%, то есть если раньше на 10-местном лайнере летали впятером, то в последнее время бизнес-джеты загружены «под завязку». При этом пассажиры чаще выбирают самолеты меньшего размера. «Сегодня основной спрос приходится на лайнеры со стоимостью летного часа $4–4,5 тыс. против $6–8 тыс., которые были востребованы ранее. Предприниматели стали реально считать деньги, ими согласовываются даже гостиницы, в которых живут пилоты, и их расходы на такси», – отмечает один из руководителей компании Jetalliance Сергей Колтович.
По словам Александра Евдокимова, в России падение рынка остановилось в конце августа. Но о скором восстановлении пока говорят с осторожностью. «Если не будет экономического спада, то рост бизнес-перевозок начнется уже с марта 2010 года», – считает он. С ним согласен и президент ГК «Каскол» Сергей Недорослев (компания участвует в проекте Dexter). По его словам, у Dexter стало даже больше клиентов. Важным событием на рынке деловой авиации стало объявление о покупке компании «Аэрофлот-плюс» австрийским оператором деловых перевозок Jetalliance. Австрийцы говорят, что российский рынок для них чрезвычайно важен, так как около 30–35% заказов компании приходятся на Россию и страны СНГ.
Займется созданием российского проекта Jetalliance бывший гендиректор компании «Аэрофлот-плюс» Сергей Колтович. По его утверждению, на российском рынке перевозчик будет использовать на внутренних линиях 30 воздушных судов, зарегистрированных в России. До этого такое количество самолетов бизнес-класса у нас в стране никто не регистрировал.
Одним из активных игроков на российском рынке деловых перевозок остается NetJets. Как сообщают в самой компании, количество рейсов в/из России в год составляет около 1 тыс., то есть в среднем более 80 перелетов в месяц.
Около 100 рейсов в месяц выполняет Global Jet Concept, которая является не только собственником лайнеров, но и крупным оператором самолетов, принадлежащих российским гражданам. Это обеспечивает ей высокую долю на рынке бизнес-перевозок.
Что касается рейтинга авиакомпаний, составленного Top Flight, то первые позиции в нем занимают операторы Vista Jet, NetJets и Global Jet Concept. К крупным авиаперевозчикам можно также отнести и финскую Airfix Aviation, которая выполняет примерно два рейса в день.
К активным операторам деловой авиации в России можно отнести и английскую компанию Ocean Sky, известную широкой российской публике по фильму о Джеймсе Бонде «Квант милосердия». По данным управляющего директора Ocean Sky в России и странах СНГ Ираклия Литанишвили, число международных рейсов на российском рынке деловой авиации, которые выполняет компания, в среднем составляет 50–60 в месяц. Дочерняя структура немецкого перевозчика Lufthansa – Lufthansa Private Jet (LPJ) в 2009 году совершила из/в Россию 20 рейсов. Если в 2008 году компания продавала рейсы партнера NetJets, то сейчас, получив семь самолетов Cessna, предлагает собственные чартеры. По словам регионального директора Lufthansa по России и СНГ Рональда Шульца, в настоящее время у компании хороший опыт работы с Внуково и Домодедово. «Спрос российских клиентов на индивидуальные перевозки Lufthansa Private Jet стабилен. У нас также есть несколько постоянных клиентов в Европе, которые летают в Москву по делам. Однако мы надеемся, что, когда экономическая ситуация улучшится, LPJ снова вернется к прежнему росту в России. Это произойдет за счет повышения интереса со стороны регионов к прямым авиаперелетам в европейские аэропорты либо до наших узловых аэропортов Франкфурта, Мюнхена и Цюриха для дальнейшей пересадки на дальнемагистральные рейсы Lufthansa или Swiss в салоне первого класса».
Обычно первое место среди отечественных бизнес-перевозчиков отдают оператору «РусДжет». Он имеет 17 бортов, которые базируются в аэропорту Внуково-3, но сдаются в чартеры из них только восемь российского производства – Ту-134 и Як-42. «РусДжет» осуществляет в месяц порядка 100 рейсов, причем около 60 из них – международные. Российские направления в основном представлены Новосибирском, Сургутом и Ноябрьском.
Другая крупная отечественная компания – «Jet-2000». На шести самолетах она совершает в среднем до 60 рейсов в месяц (не считая рейсы брокерского отдела), из которых около 80% – международные.

Андрей БАРАНОВСКИЙ