BusinessTravel №9, Сентябрь 2015 «Все только начинается»← Вернуться к журналу

Новые отели Санкт-Петербурга ставят на деловых туристов


Значительная часть качественных гостиниц города на Неве позиционирует себя как бизнес-отели, предлагая широкий спектр услуг для деловых гостей. Не становятся исключением из правила и новые объекты размещения, появившиеся в Санкт-Петербурге в последние два-три года.

По данным компании Maris | Part of the CBRE Affiliate Network, по состоянию на середину 2015 года, в городе действует 76 современных отелей категории 3–5* емкостью 16,5 тыс. номеров. При этом не менее двух третей из них позиционирует себя в качестве деловых площадок для бизнес-мероприятий, составляя основу питерского MICE-туризма.

Переориентация

Аналитики компании STEP констатируют: в последние семь лет в Санкт-Петербурге построен и реконструирован 41 гостиничный объект уровня 3–5*, из которых 19 возведено заново, а остальные реконструированы из уже существовавших зданий.

«Пик ввода площадей в гостиничном секторе пришелся на 2008 год, когда в Санкт-Петербурге появилось семь объектов емкостью свыше 2,1 тыс. номеров, – отмечает директор направления гостиничного строительства компании STEP Наталья Кезуа. – Однако затем объемы ввода постоянно сокращались и достигли минимума в 2013 году». В результате в 2014-м в новых отелях Санкт-Петербурга появилось только 512 номеров, а в 2015-м пока не введено в строй ни одного качественного отеля.

Подтверждают тенденцию и в международной консалтинговой компании Colliers International: по оценкам ее экспертов, сейчас на стадии активного строительства в Санкт-Петербурге находится восемь гостиниц с общим номерным фондом около 1,6 тыс. комнат, но сроки их ввода туманны. Скорее всего, они появятся на рынке не ранее 2016 года.

«Все большее число застройщиков, которые изначально получили разрешение на строительство гостиничных объектов, пересматривают планы из-за изменившейся конъюнктуры рынка и сложностей, связанных с реализацией проектов классических отелей, – отмечает Наталья Кезуа. – В результате вместо традиционных гостиниц на рынке Питера становится все более популярным формат апарт-отелей». А этот формат наличия деловых площадок не предусматривает.

Вместе с тем качественные отели Санкт-Петербурга по-прежнему являются основой для проведения большинства мероприятий сферы делового туризма. По оценке руководителя службы маркетинга и PR ГК «Мономакс» Александры Юрковой, среди конференций, оператором которых выступает компания, в отелях проходит примерно половина таких событий, на академических площадках – 30%, и только 15% мероприятий проводится во дворцах, библиотеках и т. д. «В Санкт-Петербурге конференц-отели занимают даже большую долю рынка, нежели в Европе, – отмечает эксперт. – По данным ICCA за период 2005–2014 гг., там 35% ассоциативных конгрессов проходили в конференц-отелях, 27% – на академических площадках, 26% – в конгрессно-выставочных центрах, а 12% – на иных площадках».   

Несмотря на появление в Санкт-Петербурге современного КВЦ «Экспофорум», позиции в качестве деловых площадок MICE-туризма местные отели сдавать не собираются. Почему? «Конференц-отели имеют ряд преимуществ перед прочими видами площадок, – считает Александра Юркова. – Как правило, они находятся в центре города или на незначительном удалении от него, а их инфраструктура «заточена» под проведение конференций». При этом такие отели обладают достаточным количеством залов разной вместимости с современным конференц-оборудованием, холлами для аккредитации делегатов, площадями для организации приконгрессной выставки, постерных сессий и кофе-брейков. «Их рестораны позволяют проводить обеды, фуршеты или банкеты, а размещение участников осуществляется непосредственно в номерном фонде отеля», – отмечает эксперт. В результате достигается часто требуемый заказчиком эффект «одной крыши», так как практически все (за исключением разве что культурной программы) мероприятия проходят в одном и том же месте.

Подтверждают это и практики. «Размеры наших площадок (от 15 до 150 кв. м.) позволяют предлагать идеально подходящие параметры зала под конкретные запросы клиентов, – считает персональный ассистент генерального менеджера отеля Radisson Sonya, St. Petersburg Мария Кущева. – В год мы принимаем порядка 500 мероприятий различного размера и уровня. Среднее количество их участников – 50 человек, и мы, разумеется, не можем соперничать с крупными площадками города, однако размер мероприятий никак не влияет на их важность».

«Наличие в городе отелей, имеющих возможность проведения крупных международных мероприятий, способствуют повышению его рейтинга как конгресс-направления», – отмечает Ирина Ерошевич, директор отдела продаж Park Inn by Radisson Pribaltiyskaya. «Поскольку залы в отеле небольшие и компактные, у нас проводят в основном бизнес-семинары, переговоры, различные презентации и тренинги, – говорит Юлия Штепа, супервайзер отдела банкетов и конференций Radisson Royal Hotel. – Наш отель ориентирован на бизнес-сегмент и именно это, а также его расположение и высокий уровень сервиса делают нас привлекательными для многих компаний как на локальном, так и глобальном уровнях». Вместе с тем этот эксперт отмечает, что «в 2015-м мы заметили некоторое сокращение количества участников под влиянием нескольких факторов, одним из которых является активное развитие таких новых направлений, как Сочи, Крым и другие регионы РФ».

Какие же новые объекты этого сегмента деловых площадок появились в Санкт-Петербурге в последнее время?

На новенького

Новинок не так уж и много: в последние два-три года в городе на Неве открыто не более десятка гостиниц, располагающих необходимыми деловым туристам возможностями. 

Среди наиболее значимых объектов, ввод которых состоялся в 2013 году, стоит назвать  Four Seasons Hotel Lion Palace и The Hermitage Hotel (оба уровня 5*), а из открытых в 2014-м году – Hotel Indigo St. Petersburg Tchaikovskogo и Park Inn by Radisson Pulkovo Airport (оба 4*).

Four Seasons Hotel Lion Palace по праву считается одним из самых изысканных и комфортабельных люксовых отелей города: в этой гостинице уровень и выбор услуг весьма широк. Есть он и для деловых путешественников, поскольку отель обладает высококачественной бизнес-структурой. В частности, здесь имеется  восемь конференц-залов разной емкости (включая уникальный Бальный зал «Монферран» площадью свыше 350 кв. м.), круглосуточно работающий бизнес-центр и масса других деловых услуг. Если учесть наличие качественного номерного фонда (157 номеров и 26 люксов), спа- и фитнес-центров, близость к центру города (300 м до Дворцовой площади, два шага до Исаакиевского собора) и массу других преимуществ, многих VIP-участников Петербургского международного экономического форума, выбравших именно эту гостиницу, можно понять…

The Hermitage Hotel, официальная гостиница Государственного Эрмитажа – первый в мире отель, работающий под брендом музея. Несмотря на то, что вышел на рынок лишь в 2013 году, он уже успел собрать целую вереницу международных и российских наград. Фонд The Hermitage Hotel – 126 оснащенных системой «Умный дом» номеров семи категорий, включая Президентские апартаменты площадью около 150 кв. м. с окнами пятой категории безопасности. Деловая инфраструктура отеля включает восемь залов для проведения мероприятий (самый большой при рассадке «театр» вмещает 150 человек, а зал «Лео фон Кленце» на верхнем этаже имеет выход на большую террасу, где гости могут проводить какие-либо мероприятия на открытом воздухе), а также целый ряд услуг. По данным, предоставленным PR-специалистом отеля Ларисой Конашенок, в течение недолгой истории работы отеля здесь уже успели провести свои мероприятия такие компании, как «РЖД», «Аэрофлот» и «Газпромнефть», а только в 2013 году в The Hermitage Hotel состоялось 6 крупных конференций.

Деловые возможности Hotel Indigo St. Petersburg Tchaikovskogo не так велики. Кроме 119 номеров четырех категорий и всей сопутствующей обслуживанию бизнес-гостей инфраструктуры, гостиница располагает пятью конференц-залами максимальной вместимостью 120 человек и предоставляет все нужное для организации мероприятий оборудование (проектор, аудиосистему, гостевые компьютеры и пр.). При необходимости гостей конференции или другого делового собрания в отеле, разумеется, готовы обеспечить и питанием (обед, фуршет, кофе-брейк и т. д.), и проживанием.

А вот Park Inn by Radisson Pulkovo Airport, расположенный рядом с Пулково, явно строился с прицелом на деловых гостей Санкт-Петербурга: такими MICE-характеристиками могут похвастать далеко не все старожилы рынка. За примерами далеко ходить не надо – конгресс-зал отеля вмещает 500 человек, а кроме него в комплексе имеется 21 конференц-площадка емкостью от 10 до 200 человек. Кроме того, в отеле действует и один из самых вместительных ресторанов города (ресторан-пивоварня Paulaner способна принять одновременно 600 человек), гостиница располагает большой бесплатной парковкой, максимальным набором услуг для деловых гостей и даже выставочными площадями (4,6 тыс. кв. м. для проведения конференций и выставок).

Как результат, отель претендует на большой кусок питерского «MICE-пирога», поскольку способен принимать и мероприятия крупного «калибра», к которым не готовы конкуренты. Нацеленность на аудиторию подтверждает и тот факт, что в Park Inn by Radisson Pulkovo Airport имеются специально подготовленные брошюры для потенциальных клиентов сферы делового туризма, в которых все нюансы предложений расписаны до мелочей (включая схему расположения конференц-площадей или меню возможного мероприятия). «В нашем новом отеле мы развиваем концепцию «с самолета на встречу»: отель соединен с новым терминалом крытой пешеходной галереей, что позволяет деловым людям экономить время и улетать сразу после окончания мероприятия», – комментирует директор отдела продаж Park Inn by Radisson Pulkovskaya Юлия Мещанинова.

 

На любой вкус

В целом питерские отели располагают весьма широкими возможностями для приема деловых гостей: при желании среди них можно подобрать и место для закрытой встречи с ограниченным числом VIP-персон, и провести крупный международный конгресс с числом участников до 1,5 тыс. человек.

Таким залом (зал Blue на 1,5 тыс. делегатов), к примеру, располагает один из крупнейших в городе конгресс-отелей Park Inn by Radisson Pribaltiyskaya: всего в нем имеется 26 залов различных размеров и более чем 2 тыс. кв. м. выставочной площади на двух уровнях. А поскольку эта площадка находится неподалеку от выставочного комплекса «Ленэкспо», то нередко становится и базой для приезжающих на выставки гостей. «Ежегодно в отеле проходит более тысячи мероприятий различного формата, – констатирует Ирина Ерошевич, директор отдела продаж Park Inn by Radisson Pribaltiyskaya. – Гостиница предоставляет широкие возможности для организации мероприятий любого формата и масштаба с численностью участников от 5 человек до 1,5 тыс. гостей не только благодаря наличию конференц-залов, оснащенных современным техническим оборудованием, но и 1193 комфортабельным номерам различных категорий».

Еще одним крупным игроком рынка делового туризма Питера является Park Inn by Radisson Pulkovskaya: благодаря наличию 21 зала (вместимость – от 10 до 600 человек), 4 ресторанов и дополнительных выставочных площадей в отеле ежегодно также проходит более 1 тыс. мероприятий различного формата. «Несмотря на нестабильную экономическую и политическую ситуацию, нам удалось сохранить объем мероприятий на уровне прошлого года», – отмечает директор отдела продаж Park Inn by Radisson Pulkovskaya Юлия Мещанинова.

Весьма популярной у деловых людей остается и гостиница «Коринтия Санкт-Петербург» – неоднократный победитель в номинации лучших бизнес-отелей России. Имея 17 залов (включая великолепный Невский бальный), она обладает самым большим конференц-комплексом среди пятизвездочных гостиниц Петербурга и благодаря безупречному обслуживанию и круглосуточной поддержке во время проведения конференций часто признается идеальным партнером для мероприятий.

Кроме названных, в Санкт-Петербурге примерно полсотни отелей уровня 3–5* готовы принять деловые события разного уровня. При этом Евгений Донченко, директор отдела продаж Park Inn by Radisson Nevsky, констатирует, что «заметна тенденция увеличения спроса на проведение 1–2-дневных мероприятий для небольших групп на 8–15 участников».

Вместе с тем у арендаторов деловых площадок в отелях есть и замечания. «По сравнению, например, с академическими площадками, от отелей мы ожидаем более качественного сервиса и наличия квалифицированного аккаунт\конференц-менеджера, который полностью погружен в потребности мероприятия на протяжении всего периода его проведения (3–5 дней), – делится пожеланиями руководитель службы маркетинга и PR ГК «Мономакс» Александра Юркова. – К сожалению, персонал отеля часто имеет сменный график и по ходу мероприятия попеременно с нами работает несколько специалистов,  которые не всегда в курсе происходящего. А это затрудняет работу оператора».