BusinessTravel №1, Февраль 2016 «Армин ЭБЕРХАРД. Гостеприимство, расширяющее границы»← Вернуться к журналу

Развлекая, обучай


«Все мы учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», - писал классик. Однако времена «чего-нибудь» и «как-нибудь» давно прошли. Сегодня любое обучение – инвестиция в свое будущее и успех компании, и делать ее надо с умом.

Ряд экспертов отрасли, принимавших участие в нашем ежегодном опросе, называли обучающие семинары одним из трендов года. Причем таких, где легко, быстро и качественно учат решать бизнес-задачи, а в качестве эффекта ждут роста прибыли компании. Между тем, известно, что чем старше человек, тем сложнее ему учиться, усваивать новые приемы и ломать привычные схемы.  Но, вне зависимости от возраста, легче всего научиться чему-то через игру. С детьми этот принцип применяется часто и весьма успешно, но к взрослым людям он вполне применим. Собственно, термин edutainment  (от английских слов education (образование, обучение)  и entertainment (развлечение)) и означает обучение через развлечение. В русском языке иногда использует термин «игразование», но он распространен намного меньше. 

Впрочем, идея обучения через игру, мягко говоря, не нова. «Сам принцип известен со времен древних Афин. Развлекая, обучай. Особенно это касается развития детей и подрастающего поколения. Греки развивали это принцип в форматах соревнований, военных игрищ и дискуссий. Представители эпохи Ренессанса и Просвещения продвигали «школы-мастерские». Они же первыми заговорили о пользе для детей общественно полезного труда, совместных игр и празднеств», - рассказывает креативный директор компании «Демлинк» Марина Карасева.

По понятиям

В России, несмотря на сравнительную молодость рынка,   edutainment – вполне распространённое явление. Впрочем, определяют его эксперты по-разному.

«Последние год-полтора всякий раз, когда я рассказываю про наши разработки учебных и мотивационных программ, слышатся возгласы «Так это же геймификация».  Edutainment и есть ее частный случай. Ведь геймификация – это применение игрового подхода для решения какой-либо – не обязательно образовательной – задачи.  В рамках программ обучения в России «Игровые элементы» внедряются уже достаточно активно, особенно как составная часть, «связующая идея» в рамках мероприятий», - отмечает руководитель компании EventPlatform Олег Крючков.

Директор департамента «Бизнес ивент» компании MaxiMICE Ирина Самотаева считает, что под термином «эдьютеймент» в России понимают обучение посредством развлечения, то есть  привлечение в тренинги,  конференции и прочие обучающие программы, таких методик как: флешмобы, командообразующие активности, выступление внешних спикеров.

«Эдьютеймент  в понимании российского человека  - деловая игра. Самый распространенный пример - моделирование рабочей ситуации, из которой участникам требуется найти выход. Это отличный способ проверить навыки, умения как одного, так и группы сотрудников и руководителей, оценить их эмоциональное состояние, способность принимать решения в условиях ограниченного времени, работать в команде и т.д.  Эдьютеймент – одна из наиболее эффективных форм обучения с точки зрения психологии. Игра позволяет быстро завлечь человека в процесс обучения и добиться необходимого результата в короткие сроки»,  - рассказывает генеральный директор компании IBC Corporate Travel Анатолий Курюмов.

Директор департамента MICE & Event  компании UTS Ольга Гулибина  отмечает, что в России данный термин все понимают по-разному. Но вообще, это один из видов event-мероприятий.  Как правило, это бизнес-игры с использованием каких-то новых технологий, цель которых достичь определенного результата в бизнесе. Возможно обучение продажам, либо обучение каким-то новым продуктам и прочее.

«Edutainment - инновационный формат проведения обучения через развлечение, вовлекающий всех участников в мероприятие в качестве действующих лиц или специально разработанного шоу, позволяющего каждому поучаствовать в обсуждениях, брейн-штормаx, голосованиях, играх. В России чаще под этим форматом понимают облегченные, игровые способы бизнес-обучения, иногда сочетающиеся с элементами тимбилдинга»,  - считает генеральный директор компании «Волга-тур» Юлия Скороходова.

Люди, которые играют в игры

Такой формат деловой активности интересен, вероятно, всем, но каким-то компании в куда большей степени, чем остальным. Каким именно? И тут мнения экспертов разошлись.

«В основном это компании с иностранным менеджментом, где, как правило, стоит задача вовлечь российский менеджмент в особенности новой корпоративной культуры и традиции,  и компании с яркой сильной корпоративной культурой, ориентированные, прежде всего, на использование ивентов в качестве инструмента для решения hr-задач», - отмечает Юлия Сокороходова.

Ольга Гулибина полагает, что это не зависит от рода деятельности компании, а скорее имеет значение тот багаж знаний и возможностей, которыми компания обладает для проведения подобных мероприятий. Потому что многие под обучением понимают классические тренинги, они могут быть немного игровыми, но устаревшего формата. А сейчас технологии все-таки ушли вперед. «Кстати, один из примеров, тренинг по технике безопасности, проводимый в офисе в виде квеста. Задача — разгадать преступление. Сотрудники приходят в офис, где случилось некое происшествие и нужно найти виновника. Безусловно прописан сценарий в игровой манере, а в процессе поиска ответов, сотрудники изучают определенные правила техники безопасности. Явка на такое мероприятие 100%, так как проводится в офисе, стоит недорого. К тому же, незабываемые впечатления и воспоминания, совмещенные с обучением, вам будут обеспечены!», - рассказывает эксперт.

По опыту MaxiMICE, основные потребители данных услуг – это фармацевтические компании и сектор FMCG.

«Если главная задача мероприятия – именно обучение, и если при этом участников не десятки, а сотни или тысячи, то это наверняка наши клиенты. При таком количестве обучаемых возможности индивидуального подхода, «ручной» обратной связи ограничены – и соответственно слово за нами, с игровыми механиками в рамках нашей технологической платформы. Классический пример – цикловое совещание фармацевтов. Сотни участников, максимально уплотнённая программа и острая потребность как в мотивации к активным действиям, так и в самоорганизации», - отмечает Олег Крючков.

«Поскольку тренинги с элементами деловой игры направлены в первую очередь на  сплочение коллектива, мы предлагаем их крупным клиентам, которые запускают новые производства, офисы и направления, кому важно как можно быстрее начать получать стабильный результат.  Средний бизнес рассматривает тренинги, цель которых – эффективное обучение руководителей.  Программы повышения квалификации часто содержат элементы деловой игры», - рассказывает Анатолий Курюмов.

Марина Карасева проанализировала запросы последних лет и отметила несколько характерных трендов в области edutaimen-ивентов.

«Давайте серьезнее!». Если в 2000ые очень хотелось поиграться, попробовать разные формы, то сейчас на первое место выходит содержание. Заказчик смотрит на результат. Он обязательно должен знать – ЧТО получит на выходе. Какие знания и навыки усвоят его сотрудники, КАК он сможет их проконтролировать. Игра игрой, а суть - прежде всего. В связи с этим усложнились и задачи исполнителей. Если хочешь всерьез ответить на запрос клиента, нужно вникнуть в материал и «заточить» сценарий четко под нужды заказчика.

«Давайте изобретательнее!». Суть важна, но не менее значим WOW-эффект. Наши заказчики имеют богатый опыт в проведении мероприятий. Для того, что сотрудники их компании «подключились», с интересом приняли новый материал, начали его отрабатывать, их надо эмоционально зацепить. А это можно сделать именно через новизну, через удивление, в том числе через театрализацию. Причем WOW-эффект касается не только формата, его может создавать оригинальная (необычная) площадка, предложенная под мероприятие, и ее неожиданное оформление. WOW-эффект может произвести и личность тренера.

«Давайте современнее!». Значительная часть современного «развлечения» в формате обучения перенесена на мобильные приложения. Функции – самые разнообразные! И каждый раз их можно совершенствовать, делать более «индивидуализированными», интерактивными. Почти в каждом нашем предложении есть эта «технологичная» часть. При этом необходимо отметить: клиенты ее с интересом изучают, но заказывают с оглядкой.

Не в бирюльки играем

Поиграть любят все, однако сделать это с последующей эффективностью для бизнес-процессов – надо постараться.  Большинство экспертов сошлись во мнении, что самое главное здесь – тренер и сценарий или, как минимум, четкая концепция. Площадка второстепенна, в конце концов, поиграть можно и в офисе.

Так, Анатолий Курюмов отмечает, что большую роль необходимо уделить разработке сценария, который обязательно должен содержать выход на профессиональную деятельность. Обязательно учитывается и направленность такого сценария на достижение поставленных целей: тренировка и развитие мышления, формирование системы отношений, развитие творческих и профессиональных способностей и прочие.  Основываясь на цели, следует определять и структуру мероприятия, а также выбор места и время его проведения. 

По его мнению, эффективность игры напрямую зависит от тренера, которые в процессе не только выполняет роль спикера, а является режиссером действия, следит за развитием игры. По итогам мероприятия участникам обязательно предоставляется его подробный анализ.

«При реализации таких мероприятий особую роль играет выбранная тематика (креативная концепция), если таковая имеется. Если мероприятие не имеет концепции, то необходимо четкое понимание «чему посвящено данное обучение», считает Ирина Самотаева.

Олег Крючков подчеркивает, что главным здесь является  возможность взаимодействия с организаторами при подготовке, а также совместное осознание критериев успеха. «Каких проявлений вы добиваетесь от участников? Что, помимо успешной сдачи тестов по продукту, они должны продемонстрировать? Должны ли они работать коллективно или, наоборот, конкурировать? После серии интервью мы формируем таблицу «ценностей мероприятия», которая становится правилами игры: мы прописываем, за какие действия участник получает условные баллы или иные игровые ресурсы».

«Вообще, сами баллы – это прекрасный способ связать повседневные «микрозадачи» участников с корпоративными ценностями. В одном из недавних мероприятий сотрудники крупной компании из косметической индустрии  «прокачивали» свои навыки трёх видов. Подобно тому, как в ролевых компьютерных играх герои наделены разными умениями («Сила», «Магия» и т.д.), наши участники пытались достичь максимальных результатов в номинациях «Дух», «Единство» и «Страсть». Каждое действие: посещение сессии, участие в конкурсе, специальное задание при визите на склад или на круглом столе – оценивалось в одной из категорий», - рассказывает эксперт.


«Любой тренинг будет успешен только в случае качественной подготовки. Естественно, нужно прописывать сценарий, потому что это нестандартный тренинг. Поэтому в любом случае он должен чем-то дополняться, что будет превращать обычное обучение в обучение в игровой манере. И в первую очередь учитывать пожелания клиентов. С этого, как правило, мы начинаем работать. Определенную роль играет бюджет — чем он выше, тем больше простора для фантазии и полета, а также для приглашения спикеров», - говорит Ольга Гулибина.

Юлия Скороходова  отмечает, что при организации таких мероприятий нужно понимать, что участникам должно быть легко учиться. Кроме того, игровую практику можно проводить с участием реальных персонажей и географических мест. Ведь получить новые знания иногда можно, просто выйдя на улицу. Например, для отдела продаж можно устроить квест «Тайный покупатель», передвигаясь по разным магазинам и компаниям совершать покупки и потом совместно с тренером анализировать различные стратегии поведения продавцов и покупателей.

Игры в цифрах

«В числе мероприятий IBC Corporate Travel доля таковых ивентов невысокая – около 5-10%. За мероприятиями такого рода клиенты чаще обращаются в кадровые агентства и компании, занимающиеся напрямую бизнес-образованием.  У нас этим занимается отдельное направление холдинга – IBC Business Education совместно с IBC Human Resources.  Среди их клиентов в пользу деловых игр делают выбор около 35%»,  - говорит Анатолий Курюмов.

Ирина Самотаева отмечает, что популярность данных программ сейчас находится на пике -  «приблизительно 90% обрабатываемых нами запросов – имеют данную составляющую». 

Олег Крючков оценивает востребованность такого рода  мероприятий в 20-30%. «Рынок в данный момент всё ещё осторожен. Клиент, который хочет внедрить систему управления и оценки эффективности для своего мероприятия, уже освоил базовые функции и потребности (интерактив с докладчиками, опросы и голосования, назначение встреч и т.д.), но часто не решается сделать следующий шаг: добавить к подобной системе модуль, в котором каждое действие участника будет фиксироваться и вознаграждаться. Однако доля мероприятий со встроенными игровыми  элементами растёт. Через год-два это станет нормой для организаторов и «стандартным модулем» для нас как разработчиков», - отмечает он.

Чуть ниже, в 15-20% от общего числа организуемых компанией мероприятий оценила востребованность edutainment-ивентов Юлия Скороходова. По ее словам, пока в регионах такой формат особенно актуален в обучении - как наиболее эффективный способ донести информацию и необходимые навыки до тех, кто на это не очень мотивирован. Теории превращаются в игровые практики, причем в сочетании с реальными событиями, анализируются реальные жизненные ситуации или смоделированные в игре. Также набирают популярность так называемые бизнес школы на колесах - некий аналог инсентив-поездок, когда площадками и участниками обучающего мероприятия становятся города, дороги, рестораны, фольклорные персонажи, уникальные музеи, географические точки силы, природа, реальные люди. Например - хотите научиться управлять людьми,  научитесь управлять яхтой в открытом море!

В состоянии эффекта!

Основной и самый ожидаемый эффект от любого корпоративного тренинга сейчас – отдача, лучше всего, финансовая.

В теории любой тренинг выглядит заманчиво. Играть, особенно в рабочее время, тоже многим придется по нраву. Но ведь edutainment-ивенты затеваются с вполне определёнными целями. Как узнать, что «игроки» их достигли, и как измерить эффективность от бизнес-игры?


Прежде всего, надо эти самые цели четко сформулировать, не пожалев на это времени и сил.

«Необходимо в начале мероприятия четко обозначить его задачи и цели, а также понять на каком этапе сейчас находятся участники (опросы, анкетирования, беседы с тренером). В течение мероприятия хорошо подводить предварительные итоги ,  чтобы понимать в каком ключе происходит освоение запланированного материала. По итогу необходим анализ и изучение мнений участников (те же опросы, анкеты и беседы с тренером или уже hr-менеджером), позволяющие выявить достигнуты ли те цели и задачи, которые ставились в начале. К сожалению, такая кропотливая подготовительная и финальная работа проводится редко и на нее трудно «раскачать» клиента, но именно четкая постановка целей и сверка с ними полученных результатов, а не личная оценка руководителя в формате «понравилось/не понравилось», позволяет говорить об успешности или не успешности мероприятия», - объясняет Юлия Скороходова.

Олег Крючков считает, что само по себе внедрение элементов игры несёт эффект как прямой (материал лучше запоминается), так и косвенный. К примеру, эмоциональный:  играть всегда интереснее чем просто «учить»,  заинтересованность – и, соответственно, лояльность – в любом случае будет выше. «Однако на этом нельзя останавливаться. Раз в наших руках инструмент мотивации, мы обязаны настроить обратную связь. Микротесты на усвоение материала после каждой презентации, отслеживание динамики (кто с какой скоростью прогрессирует в наборе тех или иных баллов), в том числе и по окончании мероприятия.  Чем хороши такие инструменты? Мы можем посмотреть на участника под разным углом, «померить» разные параметры с позиции корпоративных ценностей или общих знаний, понять хорошо ли развивается данный сотрудник в теоретической или практической части, командный он игрок или ярко выраженный «герой-одиночка». Собранная «поведенческая» статистика – это материал для оценки эффективности не только самого мероприятия, но и механизмов обучения, передачи опыта, а иногда и кадровой политики в целом», - рассказывает он.

Ирина Самотаева отмечает, что игровая форма обучения помогает лучше  усваивать материал, не уставать в процессе обучения, в нужные моменты переключать внимание или наоборот его акцентировать. «Проведенные нашими клиентами исследования по итогам таких проектов показывают, что после программ с элементами  эдьютеймента сотрудники демонтируют лучшие показатели в работе и знания по необходимой теме».

«Такие тренинги нацелены на то, чтобы освежить в памяти какие-то знания или обучить чему-то новому. За счет подобный манеры ведения делового мероприятия в игровой стилистике, во-первых, лучше воспринимается информация, а, во-вторых, данное обучение повышает лояльность сотрудника. Практически каждый будет вспоминать, что он не просто прошел тренинг, а это было так круто и феерично, что не отказался бы и от следующего раза. Именно в этом заключается эффективность подобных мероприятий», - рассказывает Ольга Гулибина.