Работа ТМС-компаний все больше автоматизируется. Все больше операций проходит онлайн, все самостоятельнее становятся клиенты. И тем четче проявляется необходимость внедрения и разработки online booking tool (ОВТ). Из его очевидных преимуществ: экономия средств и времени, возможность контроля транзакций и бронирований, оптимизация внутренних процедур и бизнес-процессов, а также оптимизация процедуры работы с поставщиками.
Как правило, в ОВТ включено размещение заказа, бронирование и оформление услуг с учетом трэвел-политики клиента, отчетность в том или ином виде. В идеале – это «работа в одном окне», где в несколько кликов клиент может все забронировать и выгрузить отчетность.
Основная проблема внедрения такой удобной, казалось бы, вещи заключается в том, что единого поставщика программного обеспечения для ОВТ фактически на российском рынке нет, и каждый раз со сменой ТМС клиент вынужден привыкать к новой системе. А ТМС, в свою очередь, должно эту систему для себя разработать, что тоже стоит достаточно дорого.
О том, какие еще существуют плюсы и минусы в работе с online booking tool и насколько это популярно на российском рынке, рассказывают наши эксперты.
Pro
«Все больше агентств, предоставляющих услуги business travel и MICE, задумываются о разработке собственных технологичных сервисов управления поездками и мероприятиями онлайн. Такая тенденция вызвана спросом у корпоративных клиентов», – рассказывает генеральный директор IBC Corporate Travel Анатолий Курюмов. «Нашими клиентами являются подразделения международных компаний, глобальные игроки рынка в своих сегментах. Все они используют современные технологические решения в работе. И уже пару лет можно даже и не мечтать о сотрудничестве с такими компаниями, если не можешь им предложить автоматизированное решение по управлению поездками сотрудников, корпоративный сервис, личный кабинет и т.д. Еще одна потребность рынка бизнес-трэвел – мобильный сервис для современных путешественников, позволяющий управлять собственной поездкой. И если в мире существует немало сервисов, предоставляющих услуги для физических лиц, то решений для бизнес-путешественников практически нет. Именно поэтому мы создали «Ракету» – по сути онлайн бизнес-трэвел- агентство. Для нее уже есть мобильная версия. А сегодня мы работаем над созданием мобильного приложения, чтобы клиентам было еще проще и удобнее управлять поездками и мероприятиями с любого девайса», – говорит он.
Генеральный директор компании City Travel Юлия Мануйлова отмечает, что такая услуга с каждым годом становится более востребованной. По ее словам, каждый клиент использует свой личный кабинет по-разному. Кто-то действительно работает с онлайн- сервисами и делает самостоятельную выписку билетов и услуг. Кто-то ведет только учет заказов. «С частью клиентов, мы работаем над тем, что полностью выгружаем данные в их учетные системы: SAP, Oracle, 1C и т.д. Очень важной составляющей online booking tool является поддержка со стороны персонального менеджера, и для многих клиентов этот вопрос является очень важным. Мы сохраняем возможность общения с менеджером по любому вопросу», – подчеркнула она.
«На сегодняшний день все большее внимание в нашем бизнесе отдается новым технологиям. Online booking tool – один из основных инструментов, позволяющих клиенту оптимизировать расходы на трэвел, минимизировать работу менеджеров, а также сократить время на оформление командировок», – рассказывает генеральный директор компании «АЛЬЯНС АВИА» Александр Бузуков.
«Учитывая возможности современных ОВТ, можно смело сказать, что продукт позволяет оформлять командировки с учетом всех потребностей клиентов на достаточно высоком уровне. Проанализировав ситуацию на рынке несколько лет назад, мы пришли к выводу, что потребность в ОВТ с каждым годом только увеличивается. Этот факт сподвигнул нас на активное внедрение данного продукта среди наших клиентов. Сейчас появилось много новых и интересных разработок у подобных сервисов, но осуществить полный переход на ОВТ клиенты пока не готовы, у каждой компании свои причины. Если же говорить о цифрах, то в 2015 г. количество транзакций, сделанных через онлайн-систему нашими корпоративными клиентами, выросло на 12% по сравнению с 2014 г. Мы нацелены на дальнейшее развитие и активное внедрение онлайн-продукта среди наших действующих и потенциальных корпоративных клиентов», – отмечает эксперт.
Генеральный директор компании UTS Group Алексей Крылов говорит, что OBT сегодня крайне востребован среди клиентов. Если в начале 2014 г. все прогнозировали достаточно скромный рост онлайн-инструментов в сфере business travel, то в этом году смело можно говорить, что опасения не оправдались. «Продажи через наш online booking tool UTS 24 в 1 полугодии 2015 г. превысили показатели всего 2014 г. Поэтому мы делаем большие ставки на OBT, как и наши клиенты», – подчеркнул он.
Contra
«Сейчас, несмотря на то, что соответствующие системы уже несколько лет существуют на российском рынке, они только набирают обороты. Отчасти это связано с тем, что большинство сотрудников компаний-заказчиков среднего уровня предпочитают работать по старым механизмам, не решаясь брать на себя ответственность за самостоятельный подбор вариантов бронирования. Возможно, это связано с некоторой консервативностью потребителя услуг бизнес-трэвела – психологически проще подбирать варианты перелета и проживания в общении с живым человеком. Кроме того, цена внедрения онлайн-решения достаточно велика, при этом спрос на нее до недавнего времени не являлся критичным. Как следствие, и сами подобные решения несколько отстают в развитии. На текущий момент лишь несколько решений являются действительно полными и интересными», – отмечает генеральный директор компании Aerotone Business Travel Екатерина Корсунская.
Тем не менее, по словам Екатерины Корсунской, в компании внедрена система онлайн- бронирования. Кризис наложил на рынок определенный отпечаток, и именно сейчас спрос на онлайн-решения возрос. Это связано с тем, что в данных системах проще всего эффективно внедрять трэвел-политику. Система автоматизирует соблюдение всех ее условий, позволяет активно отслеживать случаи ее нарушения, если таковые допустимы, и предоставляет широкий спектр механизмов по анализу собственных затрат благодаря набору статистических отчетностей, которые формируются автоматически, без необходимости оформлять запрос в агентство.
"Мы предлагаем клиентам систему он-лайн бронирования услуг. Востребованность данной услуги зависит от внутренних потребностей компании-клиента и готовности участвовать в процессе внедрения системы. В целом, многие клиенты понимают, что OBT сегодня - это не просто веяние времени, а реальный инструмент оптимизации расходов компаний на БТ, и все более часто применяют этот канал наряду с традиционными моделями обслуживания через менеджера агентства", - говорит генеральный директор JTB Russia Светлана Безродная.