BusinessTravel №1, Февраль 2016 «Армин ЭБЕРХАРД. Гостеприимство, расширяющее границы»← Вернуться к журналу

Работать на перспективу


Несмотря на объективные трудности деловой туризм Азербайджана демонстрирует завидное постоянство в стремлении к росту и постепенно превращается в стабильно работающую систему, ориентрованную на будущее. Но уже сейчас он нередко выступает в качестве альтернативы традиционным для страны видам бизнеса.

 «Для нашей страны деловой туризм имеет очень важное значение: согласно данным пограничников, за 2014 год Азербайджан посетили 2,16 млн зарубежных туристов, из которых с целью делового туризма (т. е. на конференцию, выставку, бизнес-встречу и т. п.) приезжали примерно 670,5 тысяч, – оценивает управляющий партнер компании Green Code Эмиль Абдуллазаде. – И мы уверены, что его доля будет расти каждый год».

 Место в рейтинге
Надо признать: за те 15 лет, что страна активно развивает туризм (и деловой в частности), она добилась существенных успехов.

Да, пока на фоне мировых лидеров и Азербайджан в целом и его столица Баку выглядят скромно. Согласно рейтингу ICCA за 2014 год, в мировом рейтинге страна с 10 учтенными этой организацией мероприятиями занимает 79 место, а Баку (с этими же 10 событиями) – 224-е. Хотя, если учесть присутствие в «городском» рейтинге примерно 400 участников, это тоже результат. Вместе с тем Азербайджан уверено опережает своих соседей по региону (Грузия – 86 место, 8 мероприятий, Армения – 101-е, 5), а в Азиатско-Ближневосточном рейтинге и страна в целом (21 место), и Баку в частности (49-е) выглядят куда лучше.   

Что неудивительно с учетом того, что власти страны последовательно стараются избавить ее от нефтяной зависимости. Например, только в 2014 г. расходы на внутренний туризм в Азербайджане повысились на 21% (около $1,6 млрд), а капитальные инвестиции в сферу туризма возросли на 20% и составили примерно $350 млн. «Мы заинтересованы в развитии всех видов туризма, – говорит министр культуры и туризма Азербайджанской Республики Абульфас Гараев. – Среди них деловой или MICE-туризм, нацеленный на привлечение в страну максимального количества международных бизнес-мероприятий, имеет особое значение, поскольку он влечет за собой дополнительную прибыль для отелей, транспортных компаний, туристических агентств, ресторанов и т. д.».

Рост по всем направлениям

Как в Азербайджане совершенствуется принимающая инфраструктура? Это легко можно показать на цифрах и фактах.

Начиная с 2011 г. число гостиниц в Азербайджане непрерывно растет: в настоящее время их насчитывается уже около 530 с общим количеством номеров примерно в 38 тыс. При этом только за 2014 г. номерной фонд вырос на 7%, а численность сотрудников гостиниц – на 5,8%. Но самое главное – серьезно изменился качественный уровень отелей. И особенно – объектов, ориентированных на бизнес-туристов: в настоящее время все отели категории 4 и 5* предлагают услуги для деловых путешественников.

Выбору в Баку, который по-прежнему является центром деловой жизни страны, могут позавидовать многие крупные города мира. Деловых площадок здесь множество: возможности для проведения встреч и гораздо более крупных мероприятий предлагают десятки объектов. Среди них и 15 сетевых отелей, находящихся под международным управлением. Например, в Hilton Hotel Baku 18 залов с вместимостью до 800 человек. В Kempinski Hotel Badamdar Baku – 19 (до 600 человек). А в таких престижных гостиницах, как Fairmont Baku Flame Towers, JW Marriott Absheron Baku Hotel или Boulevard Hotel Baku, также располагающих множеством больших и поменьше помещений для бизнес-туризма, есть залы вместимостью от 500 до 1,3 тыс. человек.    

"Открытие новых отелей как в Баку, так и в регионах Азербайджана, позволяет нам отвечать на запросы групп с разным количеством участников, – констатирует управляющий партнер Green Code Эмиль Абдуллазаде. – Например, в самом большом отеле на Кавказе Баку может принять группу до 700 человек в одной гостинице, не разбивая ее. При этом уровень сервиса в отелях соответствует международным нормам, что позволяет нам проводить MICE-мероприятия по высшему разряду».

Обширен и список площадок, вмещающих от 1 до 25 тыс. участников. В их числе Baku Business Center и Gulistan Palace (до 1 тыс. человек), вмещающие от 2 до 2,5 тыс. персон Buta Palace, Heidar Aliev Palace и Eleckra Hall, а также залы, рассчитанные на 4 тыс. участников (Baku Congress Center) и Baku Expo Center (на 8 тыс.). И конечно, великолепный, способный принять до 25 тыс. человек, Crystal Hall. Что и позволяет Азербайждану постоянно наращивать объемы делового туризма и принимать все больше крупных международных мероприятий. Включая Европейские игры-2015, Гран-при Формулы-1 2016, 48-е Ежегодное заседание Совета руководителей Азиатского банка развития и многие другие.

Соответственно, в стране наблюдается рост и по числу туристических компаний, и по численности персонала. Так, по официальным данным, в 2014 г. число туристических компаний возросло на 10,5% и достигло 276, а с 2009 по 2014 г. количество сотрудников туристических объектов (турфирм и гостиниц) увеличилось с 7330 до 9874. При этом уже работают и компании, «заточенные» на обслуживание бизнес-гостей. «Конечно, у нас есть достойные конкуренты в сфере MICE-туризма Азербайджана, – признается Эмиль Абдуллазаде. – В основном это туристические инкаминг-компании, у которых есть MICE-отдел. Интерес этих фирм к MICE возрастает и уже есть очень хорошие профессионалы своего дела».  

Как подчеркивает другой управляющий партнер Green Code Эмиль Алиев, в  Азербайджане очень много еще незнакомых российскому MICE-туризму мест, которые в то же время являются «изюминкой» страны. «Наряду с участием в деловых мероприятиях, можно принять нефтянную ванну в санаториях Нафталана или увидеть красивейшие древние города Шеки Шамаха», – замечает он.    

Причины роста

Почему же, несмотря на объективные трудности мировой экономики, деловой туризм в Азербайджане продолжает рост?

Не только благодаря тому, что внутри страны активно развивается его инфраструктура. Ведь для того чтобы деловые люди «поехали», нужны и привлекательные экономические условия, и усилия по продвижению за рубежом. И в этом деле Азербайджан тоже преуспел.

Например, в октябре 2015-го в Москве состоялась широкомасштабная (в ней приняли участие более 100 специалистов) встреча, организованная в рамках деятельности Конгресс-бюро Азербайджана, как раз и призванного привлекать в страну бизнес-туристов. Эта структура создана осенью 2013 г. на основании постановления Кабинета министров, а ее учредителями являются Министерство культуры и туризма (60%) и частный бизнес (40%). При этом страна продвигает себя не только в России, но и на других рынках: в частности, активно участвует в таких выставках, как ACE of MICE 2015 в Стамбуле. Кроме того, в 2014-м официальный туристический портал страны (www.azerbaijan.travel), ранее функционировавший лишь на азербайджанском, русском и английском языках, был переведен также на немецкий, турецкий, французский и даже китайский языки. Что позволило заметно увеличить количество его пользователей.

Для чего это делается? В течение 2008–2014 гг. граждане Великобритании, Турции, России и Ирана составили большинство иностранцев, проживающих в отелях Азербайджана, а среди бизнес-туристов на долю этих стран приходится 25%. Причем россиян – большинство. Однако в связи с тем, что граждан России и Ирана по экономическим причинам стало меньше, Азербайджан усилил активность в привлечении деловых путешественников из других стран. В частности – из Юго-Восточной Азии. Вместе с тем пока по объемам россияне все равно на первом месте: из иностранных туристов, посетивших Азербайджан в первом полугодии 2015-го (973,5 тыс. человек), на их долю приходится 310,7 тыс., тогда как из Грузии приехали 283,4 тыс., из Турции – 148,2 тыс., а из Ирана – только 72,8 тыс. человек.

«В основном среди наших заказчиков значатся представители приграничных стран (Россия, Турция, Иран), – отмечает управляющий партнер Green Code Эмиль Алиев. – Однако после облегчения визового режима для Европы, скорее всего, увеличится приток туристов и оттуда. При этом мы активно сотрудничаем со многими партнерами в России, у нас очень дружественные отношения почти со всеми большими российскими MICE-компаниями, которые с удовольствием доверяют нам свои проекты во всех странах, где у нас есть офис».
По оценке генерального директора AtaTravel Вусала Алиева, импульс развитию туризма придали и недавние указания президента Азербайджана Ильхама Алиева о снижении цен на авиабилеты и расширении бюджетных авиаперевозок. «Это повлияло на понижение стоимости туров и положительно сказалось на деятельности турагенств, – уверен он. – И еще раз продемонстрировало, что туристический сектор страны находится под постоянным вниманием и заботой властей».

 Как считает глава Ассоциации туризма Азербайджана Нахид Багиров, в связи с нестабильной ситуацией в мире страна может привлечь дополнительное число россиян. «Мы должны быть более активными в работе по привлечению российских туристов», – заявил он. «Пока в Азербайджане больше всего запрашивают инсентив-туры для небольших групп. В основном это поощрительные поездки для сотрудников или же клиентов компаний, – говорит Эмиль Абдуллазаде. – Однако азербайджанская туриндустрия стремительно развивается, и теперь мы можем проводить большие НСМ'ы, конгрессы или конференции. Думаю, что со временем таких проектов будет становиться все больше». 

Не без проблем

Вместе с тем сложности, которые и ранее отмечались в развитии делового туризма Азербайджана, по-прежнему сохраняются. И связаны они в первую очередь вовсе не с недостатком инфраструктуры.

Да, нехватки деловых площадок ни в Баку, ни за его пределами нет. Но стоимость размещения, например, в отелях, для россиян продолжает оставаться высокой. Проверить это очень просто с помощью любого сайта бронирования. Причем бакинские отельеры редко идут на снижение цен и «держат» их даже в том случае, если отель не заполнен.

Еще одно слабое звено в системе азербайджанского делового туризма – стоимость авиаперевозки. Проблем с перелетом из России нет, но стоимость дороги в оба конца из Москвы в Баку на «крыльях» «Аэрофлота» обойдется (к примеру, на февраль 2016-го) не менее чем в 16 тыс. рублей. И если для 2–3 командированных это приемлемо, то для инсентив-группы в 30–40 человек – весьма накладно. А если сложить все вместе – в случае ограниченнго бюджета (а сейчас в России так в большинстве случаев и просиходит) – возникают вопросы.

Вместе с тем очевидно: экономические сложности рано или поздно завершатся. А азербайджанский деловой туризм развивается и вближайшие годы вполне может рассчитывать на продвижение вверх по рейтингу ICCA.