BusinessTravel №3, Апрель 2016 «Юлия МАНУЙЛОВА. Успех требует обоюдных усилий»← Вернуться к журналу

Свистать всех в круиз!


Слово «круиз», как правило, ассоциируется с индивидуальным и довольно дорогим отдыхом, однако в круиз можно поехать и с деловыми целями. Здесь особенно удобно совмещать приятное с полезным, как именно – журналу ВТ рассказали представители крупных круизных компаний и MICE-агентств.

 У вас товар, у нас купец

 Круизы сложно назвать распространенным видом инсентива, тем не менее заказы на их проведение поступают регулярно, хоть и не в таком большом количестве, как хотелось бы.

«Заказы от корпоративных клиентов бывают редко, но метко. Наша компания «Болеро Тур» – это многопрофильный туроператор, который помимо индивидуального и круизного туризма работает на направлении business travel и MICE. Даже с учетом тесной работы с корпоративными заказчиками, круизные проекты случаются редко – два-три раза в год. Но при этом речь идет  минимум о 50–100 участниках, а некоторые группы достигают нескольких сотен участников», – говорит руководитель проектов «Болеро Тур» Роман Чударев.

«Запросов бывает достаточно много – сложно сравнивать их количество с общим числом заказов, поскольку мы не ведем такой статистики. В среднем нам поступает запросов 20–30 в год, часть из них отсеивается сразу по экономическим причинам – все-таки круизы нельзя назвать совсем уж экономичным вариантом. Какая-то часть отсеивается из-за несовпадения желаний и потребностей с предложением: например, заказчику нужен короткий круиз в Северной Европе в начале мая, а круизы требуемого качества в этом регионе начинаются в конце мая. Есть запросы на полный фрахт с отправлением месяца через три, а в круизной индустрии это нереально: полный фрахт нужно запрашивать за год и больше. Некоторые запросы не устраивают круизную компанию:  в частности, очень часто поступают заказы на большое количество одноместных кают, а круизные компании очень не любят одноместное размещение и всячески стараются избежать этого, поскольку они теряют бортовой доход.

Но если заказчик хотя бы немного понимает специфику круизного бизнеса и готов подстраивать планируемое мероприятие под существующие маршрутные сетки, варианты размещения и т.д.,  то успех гарантирован», – объясняет директор по PR и маркетингу компании «Виа Марис» Елена Карманова.

 «Наша компания АТЛАНТИС ЛАЙН очень активно продвигает круизы среди корпоративных заказчиков и сама занимается  организацией корпоративных мероприятий в морских круизах. Для этого в компании даже создан отдельный департамент. По объемам –  примерно 40% круизов заказывают компании и корпорации для проведения различных мероприятий», – рассказывает  генеральный директор компании, вице-президент совета присоединившихся членов Всемирной туристической организации при ООН (UNWTO)  Наталья Андронова.

По словам начальника отдела рекламы и PR компании «ВодоходЪ» Ксении Казаковой, сейчас из всего объема речных круизов корпоративные рейсы занимают 4%. Если несколько лет назад корпоративные круизы могли занимать до 50% расписания отдельных теплоходов, то сегодня компании более ответственно стали подходить к использованию имеющегося в распоряжении потенциала услуг и акценты несколько сместились.

Коммерческий директор круизной компании «Инфофлот» Андрей Михайловский  говорит о  пяти – шести фрахтах за навигацию, то есть в среднем один раз в месяц, а также еще около 50 групповых
заявок от 20 до 70 человек.

Заместитель генерального директора по туризму круизной компании «Мостурфлот»  Светлана Гончарова отмечает, что корпоративных заказчиков, как правило, меньше, чем частных, примерно одна десятая часть от общего потока. Связано это с недостаточной информированностью корпоративных клиентов  о таких возможностях. Ведь это удобно, инфраструктура теплохода сходна с отелем: номера, рестораны, конференц-площадки, бары. При этом за окном постоянно меняется пейзаж, есть возможность немного оторваться от рутины. При этом при проведении деловых мероприятий есть гарантия практически полной явки.

Конференц-залы на теплоходах оборудованы всем необходимым и ничуть не уступают обычным конференц-площадкам.
С ней согласна и генеральный директор компании «Нептун» Ольга Елисеева. «Корпоративным заказчикам редко приходит в голову идея провести мероприятие в круизе. Кто-то боится незнакомого формата, кто-то просто не знает, что так можно. Многие обращаются в event-агентства, а они совсем не ориентированы на круизы, поэтому до круизов дело доходит редко. Сейчас добавилась еще одна причина – политико-экономическая. Ряд компаний не могут больше проводить корпоративные мероприятия за границей, кроме того, был значительно сокращен бюджет. Но основная проблема – это все же незнакомый продукт», – рассказывает она.

«Речные круизы – один из самых удачных форматов для корпоративных мероприятий», – отмечает  исполнительный директор туроператора «НИКА» Михаил Корнышев.

«Речные теплоходы имеют различную вместимость: от 7 до 150 кают, таким образом, подходят для мероприятий различного масштаба. Несмотря на то что теплоход – это транспортное средство, он представляет собой достаточно замкнутое пространство, что очень удобно для корпоративных мероприятий.

«К сожалению, количество корпоративных заказов на речные круизы уступает количеству корпоративных мероприятий, проводимых в отелях. Мир полон стереотипов, и многие ответственные за мероприятия лица просто не задумывались об этом. Ведь можно не так, как у большинства, а на теплоходе: эксклюзивно, памятно, познавательно и неповторимо. И мы уверены, что количество корпоративных мероприятий разного уровня и целей на борту теплоходов будет только расти», – полагает эксперт.

«Круиз является идеальной основой для корпоративного мероприятия. Для групп мы обычно рекомендуем  круизы, в программе которых есть один день в море.

Этот день в море позволяет провести  конференцию на лайнере практически без дополнительных затрат. В дневное время главный концертный зал лайнера обычно свободен», – отмечает директор по развитию FIT, VIP и MICE  PAC Group Екатерина Ручкина.

По ее словам, высокий сезон для корпоративных заказчиков – это низкий сезон для индивидуальных туристов. Ранней весной и поздней осенью проведение корпоративного мероприятия на лайнере становится особенно интересным: есть возможность подтвердить большие группы по низкой цене.

Эксперт отмечает, что при выборе круиза большое значение имеет размер корпоративной группы, а также интенсивность расписания корпоративных мероприятий. Круиз живет своей насыщенной жизнью, и важно максимально его адаптировать под требования и задачи конкретного корпоративного заказчика.

«Мы стараемся использовать все преимущества развитой инфраструктуры лайнеров MSC Cruises», – подчеркнула Екатерина.

Комплексный подход

 Лайнер – непривычная площадка для мероприятий, какой формат здесь приемлем, какой   популярен, а что совершенно невозможно? Как оказалось, возможно практически все. 

По словам Натальи Андроновой, самый востребованный формат – поощрительные поездки для дилеров и партнеров. Затем идут всевозможные конференции, выездные семинары, саммиты и другие проекты,  которые мы делаем на круизных лайнерах.

«Круизы удобны тем, что в них можно проводить не только деловые, но и развлекательные мероприятия: тимбилдинги, церемонии награждения и т.д.», – отмечает Роман Чударев.

«Мало кто задумывается об этом, но стоимость круиза уже включает пользование конференц-залами, банкетными залами, ресторанами, всей корабельной инфраструктурой, видео- и звукоусилительной аппаратурой. Есть, конечно, ряд ограничений, потому что на корабле множество пассажиров и корпоративные мероприятия не должны ограничивать возможности обычных туристов, но обычно все решается и согласовывается достаточно быстро», – говорит он.

Солидарна с ним  и Ольга Елисеева: «Круизный лайнер – это нешаблонная и нестандартная площадка. Она помогает сэкономить, ведь в отличие от отелей вам не надо оплачивать дополнительно оборудование, флипчарты, проекторы, аренду зала и так далее. Еда у вас тоже включена, причем практически 24 часа в сутки, а не только завтраки, как в отеле. На борту есть разнообразные залы, как конференц-комнаты, так и небольшие бары и кафе, со сценой и без, что позволяет проводить мероприятия в комфортной обстановке, практически в любом формате».

По мнению Ксении Казаковой, на лайнерах  различные деловые мероприятия проходят намного продуктивнее за счет отдыха, разрядки и  эмоционального подъема  на экскурсиях. «Заказчики у нас очень разные: общественные, научные и творческие организации, коммерческие банки, крупные предприятия, сетевые  и частные компании. Поэтому и мероприятия могут быть различного формата: конференции, семинары, учебные сборы, форумы, юбилеи и корпоративные торжества компаний и многое другое. На теплоходе можно собрать в одном месте совершенно разных людей и не беспокоиться о том, что они не смогут найти себе занятие по душе. За время следования по маршруту лайнер посещает сразу несколько городов, что открывает широкие возможности для участия в разнообразной экскурсионной программе параллельно с основными деловыми мероприятиями».

Светлана Гончарова отмечает, что чаще всего корпоративные клиенты заказывают комбинированные программы, сочетая деловую и развлекательную части.  Развлекательная часть может проходить как на теплоходе, так и на зеленых стоянках. Наши клиенты любят проводить  там спортивные состязания, квесты по мотивам известных программ или фильмов, да и просто пикники. У круизной компании есть своя приватная зеленая стоянка «Лесное».

Елена Карманова отмечает, что в круизе можно провести практически любое мероприятие. «Современные круизные лайнеры оснащены всем необходимым для проведения деловых частей мероприятия (конференц-залы, комнаты для переговоров, театры, оснащенные по последнему слову техники), досуговой и спортивной части, организации питания, информационной поддержки и т.п. Зачастую используются возможности организации части мероприятия на берегу в том или ином порту по маршруту, что делает мероприятие более интересным. Следует отметить, что размещение, питание, конференц-услуги, досуг, брендирование – все это уже включено в стоимость круиза», – говорит она.

Популярные широты

Среди множества предлагаемых компаниями маршрутов самыми популярными являются круизы по Средиземноморью и Северной Европе, если речь идет о морских вояжах, и по Волге, если говорить о речных заплывах. Связано это и с относительной простотой в организации таких круизов, и удобным расположением, и множеством портов, куда можно зайти, и тем, что такие круизы можно сделать небольшими, на три-пять дней, что особенно ценно для корпоративных клиентов.

Роман Чударев отмечает, что  чаще всего корпоративные клиенты останавливаются на недельных маршрутах по Средиземноморью. Тут и выгодная цена (при групповых заказах она может начинаться от 400–450 евро на человека за неделю с проживанием, питанием, всеми программами и развлечениями), и короткий и сравнительно недорогой перелет, и широкий выбор вариантов начала/окончания круиза: Барселона, Савона/Генуя (Милан), Рим, Неаполь, Марсель и т.д.

 «География круизных маршрутов под корпоративные круизы почти не отличается  от обычных заказов. Лидер – Средиземное море, Северная Европа с отправлением из Санкт-Петербурга, а также круизы из Дубая по ОАЭ и по Карибскому морю.

Особым спросом всегда пользуются новинки, которые мы предлагаем. Например, в этом году самой ожидаемой новинкой сезона является лайнер Carnival Vista с его маршрутами по Средиземноморью. Это самый инновационный лайнер во флоте Carnival и, наверное, в мире. На нем установлен первый в море кинотеатр IMax. Во время Чемпионата Европы по футболу EURO 2016 на экране будут демонстрироваться трансляции матчей. Огромная водная труба «Коллайдер», установленная в аквапарке на верхней палубе, не оставит равнодушными любителей водных развлечений. Аттракцион SKY Ride – это веломобили, парящие над морем на высоте 15-этажного дома.

У компании есть специальное  предложение для корпоративных заказчиков  – круизы из Санкт-Петербурга. Это прекрасная возможность познакомится с городом на Неве, а также побывать в соседних странах, расположенных на Балтике. Из нового порта Северной столицы круизный лайнер Costa Luminosa будет отправляться  в период с мая по август 2016 года», – рассказывает Наталья Андронова.

Среди популярных речных круизов помимо известных волжских маршрутов поездка из Москвы в Санкт-Петербург. «Некоторые солидные конференции отправлялись и по одностороннему, но весьма популярному для нашей страны маршруту: Москва — Санкт-Петербург. Чаще всего поездки продолжаются три дня – с пятницы по воскресенье, так называемые «круизы выходного дня», например, из Москвы до Углича. И совсем редко корпоративные группы отправляются на 20 дней из Москвы до Астрахани и обратно»,  – отмечает Ксения Казакова.

Среди редких маршрутов также туры по сибирским рекам. «Мы предлагаем корпоративные мероприятия-круизы от трех дней и более. В нашей флотилии очень комфортабельные теплоходы на 7, 9 и 30 кают. Теплоходы международного уровня курсируют у нас в Сибири, что, согласитесь, очень интересно, ново и увлекательно», –рассказывает Михаил Корнышев.

 

Полундра!

Очевидно, что в работе с корпоративными клиентами есть свои особенности, которые при неблагоприятных обстоятельствах могут превратиться в сложности. Как оказалось, самый тонкий момент – глубина бронирований. Фрахт – дело долгое, и делать его надо  заранее, иногда – за год, уже точно зная, куда, когда и в каком количестве  поедет группа.  

«На сегодняшний день корпоративные клиенты мало знакомы с круизным продуктом, поэтому их мечты о желаемом мероприятии очень часто разбиваются о суровую реальность круизного рынка. Больше половины заявок невозможно реализовать в принципе», – объясняет Роман Чударев.

« Мы хотим отправить 600 человек на корабле на выходные через два месяца!» «Мы хотим, чтобы на третий день нашего круиза лайнер зашел в Гавр, куда из Парижа приедет делегация наших партнеров». Заказчики не задумываются, что маршруты всех лайнеров расписаны на год-полтора вперед, часть кают уже продана туристам, маршруты имеют фиксированную длительность и т.д. Если теплоход на Москве-реке можно зафрахтовать для совершения определенного маршрута за пару месяцев до мероприятия (лишь бы оно не совпало со школьными выпускными), то с круизными лайнерами все намного сложнее. Чтобы компактно разместить на борту участников мероприятия, получить необходимое количество кают и подтвердить мероприятие в нужное время, заниматься этим нужно начинать хотя бы за полгода, а лучше – раньше. Не все заказчики готовы к такому долгосрочному планированию.

Другая сложность – это утверждение списка участников. Если отелю или банкетному залу важно только конкретное число участников, то круизные компании могут требовать конкретный пофамильный список заранее. Замена участников или даже их переселение из одной каюты в другую может потребовать дополнительных расходов. Не все заказчики готовы сформировать окончательный список за месяц до мероприятия, и приходится прилагать немало усилий, чтобы найти компромисс между желаниями заказчика и жесткими правилами круизных компаний»,  – говорит он.

На слабое знание продукта сетует и Ольга Елисеева. «Основная сложность работы состоит в незнании продукта. Корабли на самом деле   всегда идут навстречу гостям. И если мероприятия, которые вы решаете провести на борту, никак не беспокоят остальных гостей, то вы легко можете их проводить.
Еще одна сложность, но это уже более технический момент – это частые запросы на одноместное размещение в каютах. Это всегда удорожает процесс, так как только на немногих кораблях есть каюты для одноместного проживания, за которые приходится  доплачивать. Глубина продаж тоже может немного усложнять ситуацию, так как у нас в России есть особенность делать все в последний момент, тогда как Европа и Америка бронируют заранее. А круизы там настолько популярны среди корпораторов, что их действительно быстро разбирают. Поэтому круиз всегда стоит бронировать заранее, чтобы избежать сложностей с наличием мест».

Елена Карманова отметила также, что бывает сложно взять блок, состоящий только из одноместных кают или всех кают одной категории, закрыть весь ресторан на спецобслуживание. Так, например, если группа состоит из 300 человек, то альтернативный ресторан слишком мал, а основной невозможно закрыть полностью, поскольку он должен обслуживать и других пассажиров.

«Мы  открываем продажу круизов за год-полтора вперед. И многие маршруты начинают раскупаться именно за такой срок. Поэтому для того, чтобы провести корпоративное мероприятие, нужно позаботиться об этом заранее. В то же время у нас есть готовые предложения для корпоративных круизов на 3, 4 и 7 дней по рекам Обь, Енисей и Амур. И даже на 2016 год мы еще можем принять несколько  заявок на проведение корпоративов», – рассказывает Михаил Корнышев.

Ксения Казакова отмечает, что корпоративный клиент – это индивидуальный заказ, со своими пожеланиями по датам, маршрутом, стоянками, сервисом, меню и многим другим различным параметрам. Расписание круизных теплоходов составляется задолго до начала навигации и процесс этот сложный. Предварительно требуется сформировать расписание для целевых заказчиков и только после этого верстать круизный график массовых туров. «Так, например, сами продажи туров в навигацию-2016 мы начали уже в июле 2015 года. Ряд наших постоянных клиентов, которые арендуют  теплоходы из года в год в течение многих лет, обращаются с заявкой к нам заранее (за год) и под них мы формируем отдельный круиз и укладываем его в расписание. Но довольно часто обращаются непосредственно за месяц или два до обозначенной ими даты мероприятия. В такой ситуации, несмотря на то что в нашем флоте числится значительное число речных лайнеров и мы имеем возможность очень гибко подходить к любому заказу, оперативно подстраиваясь под утвержденный план своей работы, изменить расписание того или иного теплохода бывает крайне сложно», – подчеркнула эксперт.

 «В работе с корпоративными клиентами по круизам, конечно, есть свои тонкости и нюансы. Наша компания организует корпоративные поездки в круизы под ключ. Мы разрабатываем все – от сценария до организации на борту лайнера различных активностей. В зависимости от формата привлекаем интересных  спикеров, знаменитостей, специалистов и экспертов для выступлений.  Часто такие мероприятия могут быть очень сложными – с  большой насыщенной программой как в круизе, так и в посещаемых городах.

Чтобы такой корпоративный круиз прошел успешно,  важно держать на постоянном контроле каждую деталь в течение всего мероприятия с первого до последнего дня. Многие элементы программ требуют тщательных проработанных согласований с круизными компаниями и логистики во время посещения стран и городов», – рассказывает Наталья Андронова.

Светлана Гончарова считает, что  чем необычнее запрос, тем интереснее его выполнить. Вот недавно, например, запросили кошерное питание. Оказалось, что компания вполне способна с этим справиться. «На наших теплоходах есть внутрисудовое телевидение и телефон, везде работает Wi-Fi, поэтому с коммуникациями проблем не бывает.

Что касается фрахта, то чем раньше, тем лучше. Но, например, на коротких маршрутах можно найти свободные даты, иногда чуть отличные от запрошенных, но, как правило, удается договориться.  К нестандартным маршрутам мы тоже готовы, главное, чтобы в месте, куда хочет плыть пассажир, была достаточная глубина для теплохода и причал.  У нас есть специальная служба, которая при необходимости все это выясняет».

«К каждому клиенту мы подходим индивидуально,  стремимся выполнить все пожелания заказчика. Особой сложности нет, если пожелания в пределах разумного и допустимого на борту пассажирского судна», – отмечает Андрей Михайловский.

Взгляд с другой стороны

Чаще всего потребности и пожелания корпоративных клиентов озвучивают круизным компаниям уполномоченные на то ТМС. Насколько часты такие запросы и в чем их особенности с точки зрения ТМС мы попросили рассказать представителей ведущих компаний.

«В нашей практике заказы на корпоративные круизы встречались нечасто. Был пример инсентива для клиента IBC Corporate Travel – Екатеринбург, который отправил  нескольких своих сотрудников в круиз по Каме. В Москве мы получаем заявки на круизы по Москве-реке. Кроме того, среди российских корпоративных клиентов  пользуются спросом  круизы по Средиземноморью и Адриатике. Популярна Хорватия, акватория которой достаточно спокойна и имеет короткие морские переходы между островами и городами побережья. Однако в большинстве случаев клиенты предпочитают несколько иной формат мероприятий на воде, так как длительные круизы оказываются достаточно затратными», – рассказывает генеральный директор IBC Corporate Travel Анатолий Курюмов. По его словам, при отправке сотрудников клиента в такое путешествие на первом месте стоит безопасность и особенности здоровья участников. Люди со слабым вестибулярным аппаратом вряд ли воспримут  с радостью новость о том, что им необходимо провести несколько дней в море. Особенности подготовки подобных морских прогулок в том, что люди весь день находятся на воде, поэтому важно дать максимально подробную информацию по правилам поведения на воде, возможных  опасностях и средствах  защиты. Кроме того, 100% всегда дополнительно заказывают кейтеринг. При наличии интересных объектов на пути следования катера – важно наличие экскурсовода.

«К сожалению, нам не так часто удается поработать с круизами.  В среднем это не более двух-четырех реализованных заявок в год, а в последнее время запросы на круизы по Средиземноморью практически исчезли», – говорит коммерческий директор Incentive Club Андрей Галич.

Тем не менее остался интерес к дорогостоящим экзотическим круизам. За последние пару лет Incentive Club реализовал несколько интересных проектов в Юго-Восточной Азии и Южной Америке.

«Поскольку мы выступаем строго в корпоративном сегменте, то могу сказать, что длительные круизы для корпоративных заказчиков имеют несколько серьезных недостатков. Во-первых, ограниченные возможности для брендинга. На лайнерах очень затруднительно размещать материалы клиента. Во-вторых, пакетная схема продаж услуг по предоставлению питания, напитков. Заказчики давно привыкли видеть не только отдельные позиции в смете, но и возможности по формированию собственного пакета. Высокая стоимость алкоголя на лайнере также сказывается на бюджете или организатора, или участника поездки. В-третьих, и это, наверное, самое главное, малое количество двух- и трехдневных круизов. Все-таки средняя длительность инсентив-поездки составляет три-пять ночей».

 «Круизные программы для инсентив-поездок и конференц-мероприятий пока не стали хитами MICE-программ в России. Очевидно, что есть определенные моменты, сдерживающие развитие этого сегмента», – считает генеральный директор RCS –Russian Corporate Services Сергей Шаньгин.

При планировании большого мероприятия с числом участников от 100 до 300 человек следует учитывать, что найти свободный теплоход в нужные вам даты будет крайне сложно. Все теплоходы задействованы в регулярных туристических маршрутах и выдернуть судно под фрахт только для вашей группы практически нереально.  Но есть два возможных периода: первый – перед самым началом регулярной навигации, второй –  по ее окончании.

Прокладка маршрута круиза совместно с капитаном и управляющей компанией также имеет ряд особенностей по регламентам прохождения шлюзов. Поэтому, если у вас запланированы сходы на берег, экскурсии, тимбилдинги, следует все остановки четко спланировать и согласовать заранее с профессионалами из членов экипажа.

На протяжении водного маршрута есть «мертвые» зоны, где нет мобильной связи и интернета и, если вам для работы на борту нужны постоянные мобильные каналы связи, следует позаботиться об этом заранее. Или, к примеру, вам нужно срочно растиражировать какой-то раздаточный материал в большом количестве. На судне сделать это не получится, если только вы не загрузили на рейс мощный принтер.  В небольших городах в глубинке, где  будет стоянка всего несколько часов, не так-то просто найти скоростной принтер.

Погода может сыграть с вами злую шутку, особенно в начале или по окончании навигации. На Волге в этот период бывают туманы, когда навигация запрещается на несколько часов.  А это, в свою очередь, ведет к сбою всей программы круиза, так как нарушается график прохождения шлюзов, а значит, и всей программы мероприятия, что помимо отказа от посещения каких-то городов  и проведения в них мероприятий может привести и к необходимости менять всю транспортную логистику для иногородних участников конференции и перебронированию авиа- и железнодорожных билетов. Так,  например, в одном из конференц-круизов нам пришлось из-за тумана  и последовавшего по этой причине сбоя в программе, когда судно не смогло прийти в Тверь, где планировался финальный гала-ужин, срочно организовывать автобусные трансферы для 300 человек из города Кимры в Тверь и обратно.