BusinessTravel №3, Апрель 2016 «Юлия МАНУЙЛОВА. Успех требует обоюдных усилий»← Вернуться к журналу

Грузия смотрится по-деловому


Правительство Грузии  намерено не только втрое увеличить доходы от туризма в целом, но и сделать акцент на тех его сегментах, которые могут обеспечить наибольшую прибыль. И одним из этих сегментов является MICE, благо, к его развитию в стране есть все предпосылки.

Самое главное – туризм как отрасль получил от властей Грузии «зеленый свет» и имеет четкую стратегию развития. «Наша цель – к 2025 г. увеличить доходы от туризма с нынешних $1,8 млрд до $5,5 млрд и удвоить число занятых в туристическом бизнесе, – заявил по этому поводу министр экономики Давид Кумсиашвили. – Причем мы точно знаем, сколько и каких туристов надо привлечь за это время».

 А в числе наиболее перспективных направлений он назвал не только горнолыжный и оздоровительный туризм, а также отдых на море, но и деловой туризм, в первую очередь связанный с проведением бизнес-встреч, семинаров и конференций.

 Предпосылки роста

Амбиции Грузии как туристической дестинации обоснованны: по оценке руководителя Национальной администрации туризма (НАТ) Георгия Чоговадзе, с 2009 г. страна по объему доходов отрасли растет намного быстрее, чем в среднем по миру, а уже четвертый год подряд число зарубежных гостей превышает население страны.

Согласно данным, предоставленным главой международных связей НАТ Торнике Зиракишвили, во многом это обусловлено созданием в стране благоприятной обстановки для ведения бизнеса. Так, Всемирный экономический форум присвоил Грузии 23 место (из 144) по показателю отсутствия коррупции и 37-е (из 148) по надежности полиции. Благодаря реформам в рейтинге Всемирного банка по итогам 2014 г. страна заняла 15-е место по легкости ведения бизнеса, а в рейтинге Heritage Foundation по индексу экономической свободы она стала 23-й.

«Согласно опросу, проведенному в 2013 г., MICE-туризм в Грузии составил 4% (более 200 тыс. человек), – констатирует Торнике Зиракишвили. – Итогов 2015-го пока нет, но, учитывая рост международных прибытий за прошлый год почти до 6 млн человек, можно предположить, что и число MICE-туристов в стране значительно возросло». При этом Грузия активно действует на новом для себя направлении и успешно продвигается на перспективных рынках: в 2014-м она стала членом ICCA, а в феврале 2016 г. было основано и Грузинское конвенционное и выставочное бюро. «С его помощью мы намерены интенсифицировать развитие делового туризма в Грузии, находить и поддерживать контакты с иностранными компаниями и организациями MICE-туризма, а также продвигать потенциал страны на международном уровне», – говорит Торнике Зиракишвили, недавно назначенный директором этого бюро. И подчеркивает: развитие MICE-туризма является приоритетом для экономики страны.

Что касается распределения въездного турпотока, то из посетивших Грузию в 2015 г. 5,898 млн зарубежных туристов (+6,9% по сравнению с 2014-м) больше всего гостей приехало из 10 стран (Армении, Азербайджана, Турции, России, Украины, Израиля, Польши, Германии, Казахстана и США). При этом доля россиян составила 925 тыс. человек. И, по мнению недавно посетившего страну заместителя руководителя

Ростуризма Романа Скорого, она имеет тенденцию к росту. «Схожая культурная среда, высокий уровень безопасности, хорошие условия для ведения бизнеса – все это способствует расширению сотрудничества в сфере туризма между нашими странами», – заявил он.

Инфраструктура будущего

Даже скептики признают: деловая туристическая инфраструктура Грузии уже сейчас способна принимать довольно крупные мероприятия. А в ближайшем будущем в связи с реализацией целого ряда проектов ее возможности значительно расширятся.

По экспертным данным, в настоящее время в Грузии работает около 1,5 тыс. объектов размещения на более чем 51 тыс. спальных мест. На первом месте идет Тбилиси (более 13 тыс.), а вслед за ним располагаются Батуми (свыше 11 тыс.) и Самцхе-Джавахети (7,8 тыс.). При этом только в 2015 г. в Тбилиси открыли 11 новых гостиниц, в Батуми – четыре, а по одной – в Чакви (Аджария), близ пещерного комплекса Вардзия (Самцхе-Джавахети) и в Боржоми.

По словам Георгия Чоговадзе, до конца 2017 г. в Грузии завершится строительство еще 13 новых гостиниц, соответствующих всем современным стандартам. При этом в Тбилиси появится 7 отелей брендов Hilton Garden Inn, Park Inn by Radisson, Millenium Hotel, Rixos, Hyatt Regency, Moxy Marriott и Intercontinental, в Батуми – 4 гостиницы (Crown Plaza, Babylon tower, Cube tower и Princess hotel), а еще по одной откроется в Цинандали (Radisson Blu Resort) и Кутаиси (Best Western).

Например, летом 2016 г. в центре Тбилиси на месте гостиницы «Тори» начнут строить отель Park inn by Radisson, который рассчитан на 200 номеров, а также предусматривает появление залов для конференций и комнат для встреч. В здании бывшего Центрального почтамта и телеграфа в Тбилиси начнут работы по обустройству гостиницы Raddison Blu Telegraph – в ней кроме стандартных и президентского номеров будут джаз-клуб, рестораны, банкетные и конференц-залы. Как ожидается, в обозримом будущем в Тбилиси появится и отель уровня 7*, который войдет в сеть Millenium Hotel. Интересно, что последний будет реконструирован из здания бывшего Института марксизма-ленинизма…

«Тбилиси и Батуми пользуются особой популярностью для проведения конференций и других мероприятий, так как в них имеется выбор отелей и других мест для встреч как среднего класса, так и высокого, – считает Торнике Зиракишвили. – И что самое главное – в Грузии широк спектр ценовых предложений: MICE-туристы могут запланировать как бюджетный, так и эксклюзивный тур».

Уже сейчас Тбилиси и Батуми удовлетворят запросы большей части заказчиков деловых мероприятий: к их услугам конференц-залы вместимостью от 20 до 700 человек и вся инфраструктура сопровождения встреч. К примеру, в отеле Courtyard by Marriott 118 просторных современных номеров, оздоровительный комплекс и 7 помещений, вмещающих до 350 человек. В Hotels & Preference Hualing Tbilisi 247 номеров и люксов: это отличное место для проведения конференций, семинаров, практикумов и множества других мероприятий, поскольку здесь есть Большой бальный зал на 800 человек и три зала для встреч, вмещающих до 140 человек. А в Radisson Blu Iveria 249 удобных номеров и люксов, а также 9 конференц-залов вместимостью до 350 человек.

В Батуми, который славится множеством фестивалей международного уровня (Black Sea Jazz Festival, Артхаусного кино BIAFF, классической музыки, театральным «SEAS Батуми» и другими) тоже велик выбор отелей международного класса (Radisson, Sheraton, Hilton и др.). К примеру, в Sheraton имеется 202 комнаты, включая 25 роскошных люксов, и огромный пентхаус с панорамным видом, а также вереница конференц-залов. Включая и самый большой зал в Грузии, потолок которого 9 м, а площадь – более 10 тыс. кв. м.

 «В 2015 году в Батуми открылись новые сетевые гостиницы, и это явно способствует развитию MICE в прибрежном регионе страны, – констатирует Maйя Бибилаури, руководитель компании BTL Georgia. – А в Тбилиси появилась новая гостиница с самой большой площадью для конференций: благодаря этому в прошлом году мы провели в Грузии пять масштабных мероприятий.

Что касается наиболее крупных мероприятий, то они проходят в Expo Georgia, одном из ведущих конгрессно-выставочных центров Кавказа. В многофункциональном деловом центре (общая площадь -140 тыс. кв. м, площадь выставочных площадок - от 300 до 1,7 тыс. кв. м) проводятся ярмарки, конференции, конгрессы и множество других мероприятий. Кроме того, для таких целей могут быть использованы Тбилисский дворец спорта (вмещает до 9 тыс. человек), а также другие здания (театры и т. д.), способные принять от 300 до 1,2 тыс. человек.

Трудности роста

С учетом того, что Грузия лишь недавно начала активно продвигаться в сфере MICE-туризма, не обходится без проблем. Однако по большей части они характерны не именно для этого сектора, а для всей сферы туризма страны в целом.

Как считает Торнике Зиракишвили, самая большая трудность на пути к популяризации делового туризма – недостаток знания о потенциале страны за границей. «Грузия уже провела множество маркетинговых кампаний в России, связанных с рекреационным туризмом, и следующим этапом будет проведение таких же кампаний и презентаций о ее потенциале в сфере делового туризма», – заверяет он.

Вместе с тем некоторые эксперты уверены: стране надо много работать по части развития транспортной инфраструктуры. Причем речь идет как о доступности Грузии по воздуху, так и дорогах внутри нее. Например, руководитель туроператора Gudauri Heliskiing Вато Асаташвили считает ошибкой то, что государство подавляющую часть средств направляет на маркетинг, в то время как их следовало бы потратить на развитие инфраструктуры. Солидарна с ним и руководитель Ассоциации туроператоров Ия Табагари, которая полагает, что с целью привлечения туристов государство должно больше заботиться о качестве дорог, беспрерывной поставке электроэнергии, природного газа и воды гостиницам. «С остальным туристический бизнес справится сам», – уверена она.

«Во многих регионах нет инфраструктуры для принятия групп, – дополняет Maйя Бибилаури, руководитель компании BTL Georgia. – Использование открытых площадок для ивентов из-за отсутствия удобств ограниченно, а возможности принимать в стране большие группы более 500 человек практически нет. Дело в том, что отели, которые могут принять такие группы, есть только в Тбилиси и Батуми (плюс три в Борджоми и Казбеги), да и парк автобусов в стране очень бедный».

В свою очередь, российские эксперты констатируют сложности с дорогой по воздуху. Дело в том, что железнодорожного сообщения с Грузией нет, а цены на авиаперелет высокие. И, увы, положительных сдвигов в этом плане пока не наблюдается. Представители и российской, и грузинской сторон подчеркивают, что между ними в части MICЕ-туризма уже налажены тесные партнерские отношения, которые позволяют организовывать конференции (цикловые встречи, региональные семинары) и инсентив-туры, обязательно имеющие местную «изюминку», поскольку сопровождаются интерактивом с грузинскими фольклором и кулинарией.

При этом эксперты уверены – для успеха MICE-туризма Грузии необходимо предпринимать усилия в разных сферах. При этом Maйя Бибилаури, к примеру, убеждена, что стране, наряду с развитием инфраструктуры, нужны «четкий брендинг, Destinatoin Marketing и оригинальное позиционирование, выделяющее Грузию из всех других направлений, а также продвижение как на уровне государства, так и частного бизнеса». Ее коллеги также убеждены, что без развития инфраструктуры (в широком смысле этого слова) и правильного регулирования здоровой конкуренции не обойтись.