BusinessTravel №5, Июнь 2016 «Главная наша ценность - это люди»← Вернуться к журналу

MICE в Армении: активно и позитивно


В 2015 году количество зарубежных туристов в Армении составило 1,192 млн человек – на 1% ниже аналогичного показателя в 2014-м. Однако в нынешнем году страна намерена переломить тенденцию, диверсифицировав турпотоки и изменив расстановку сил на основных направлениях туризма. И, конечно, «включив» на большую мощность деловой туризм.

В Министерстве экономики Армении, одним из структурных подразделений которого является департамент туризма, не раз заявляли, что для страны это очень перспективное направление, поскольку оно не только позволяет задействовать разные составляющие сферы услуг, но и делать это практически независимо от времени года.

Акцентируя на нем внимание, в республике четко понимают: в условиях высокой мировой конкуренции за потенциального туриста стране  необходима «изюминка», способная превратить рядовую деловую поездку в тур, который помнят всю жизнь. Поэтому наряду со стандартными бизнес-трипами стараются предлагать и программы, ориентированные на активных и готовых к экспериментам деловых туристов.

Переменчивая статистика

Двумя годами ранее общий въездной турпоток в страну на 45% состоял из россиян, но в последнее время они стали предпочитать собственные города и курорты (сейчас их доля уже около 30%). Потеряв часть турпотока, Армения была вынуждена срочно искать россиянам замену. И нашла…

По итогам 2015-го число туристов из США увеличилось здесь на 40%, а из Ирана – на 24%. «Нам удалось значительно расширить географию въезда, – считает начальник департамента туризма Министерства экономики Армении Мерак Апресян. – Страну стали посещать не только туристы из государств, и ранее в значительной мере генерировавших турпоток, но и из Японии, Малайзии, Кореи и Латинской Америки».

Согласно Стратегии развития туризма в Армении до 2030 г., основными «поставщиками» туристов в страну являются Россия и Грузия, а вслед за ними располагаются Иран, США, Франция, Германия и Украина. Вместе с тем «чистых» (включая и деловых) туристов в стране насчитывают всего 12%, в то время как на частные визиты друзей и родственников, проживающих за рубежом, приходится 45%: в целом мировая армянская диаспора формирует 62% всего въездного турпотока в страну. Однако даже эксперты признают, что отличить «чистых» туристов от других гостей в этой стране довольно сложно, так как приезжающие к родственникам или друзьям нередко пользуются и туристической инфраструктурой.

Планы властей Армении в сфере туризма амбициозны: в долгосрочной перспективе, к 2030 году, численность иностранцев, посещающих страну, здесь намерены довести до 3 млн человек, одновременно подняв долю туризма в ВВП до 12% (сейчас она около 6%). И сделать это только за счет экскурсионного и паломнического видов туризма, наиболее свойственных сейчас Армении, не получится. Поэтому страна делает ставку в том числе и на развитие «активного» инсентив-туризма.

Условия есть

По оценке Александра Кузнецова, менеджера въездного туризма компании «Армения Тревел», страна располагает обширными возможностями для организации инсентивов и тимбилдингов: в ней есть все необходимое для создания уникальных MICE-продуктов.

Он уверен: возможность даже летом покорять заснеженные вершины гор, отправиться на поиски сокровищ среди руин средневековых замков или научиться готовить удивительные местные деликатесы, очень привлекательна для россиян. При этом эксперт отмечает, что сейчас наиболее востребованы краткосрочные корпоративные проекты (3–4 дня), в рамках которых гости стараются совместить приятное с полезным. А потому обычными составляющими программ становятся и конференция, и тимбилдинг, и банкет... «Спрос на такие туры растет, прежде всего со стороны российского рынка, так как в сложившихся экономических условиях многие компании рассматривают Армению как альтернативу европейским странам», – утверждает он.

Ирина Бойкова из компании «Демлинк» соглашается: в последние 2–3 года, в условиях оптимизации бюджетов, все больше компаний совмещают разные по характеру мероприятия, в рамках одного тура проводя и деловую часть (на которую выделяют 1–2 дня), и активную (инсентив, тимбилдинг, квест и т. д.). «Этот подход характерен и при выборе такого направления, как Армения», – констатирует она. Замечая, что для тимбилдинга, к примеру, в стране предлагают не только традиционные командообразующие игры, но и много других интересных занятий, таких как уроки национального танца или игры на дудуке, а также мастер-классы по приготовлению шашлыка или лаваша во дворе сельского дома. «А для любителей экстрима, к примеру, можно организовать и полет на параплане в окрестностях озера Севан», – говорит Ирина Бойкова.

В свою очередь, Екатерина Гусар, PR-менеджер департамента по развитию бизнеса компании MaxiMICE, оценивает возможности Армении по организации активных туров для российских деловых туристов как очень широкие. «У направления огромный потенциал, поскольку наряду с потрясающей природой и гостеприимными людьми, здесь существует масса возможностей для инсентива, – считает она. – Горные поездки на УАЗах, конный спорт, соревнования по стрельбе из лука, потрясающие кулинарные мастер-классы и различные дегустационные программы – все это может быть с успехом использовано в рамках активных туров».

И приводит в пример парочку программ из арсенала MaxiMICE, в числе которых «Абрикосовый сад» и «Путь Ноя». И если в основу первого положена концепция трудолюбия, плодами которого является истинная красота (он специально разработан для косметического бренда), то второй – масштабный тимбилдинг, в рамках которого на новой земле после Великого Потопа налаживается жизнь. Одно из его заданий звучит примерно так: «Нужно создать небольшую «деревеньку», где можно будет устроить праздник в честь спасения». А для этого в течение часа участникам команды предлагается своими руками изготовить столы и скамейки, организовать кухню и разжечь костры, а также создать все условия для веселого застолья…

Не остался в стороне от «открытия» Армении как направления активного туризма и такой крупный оператор, как TUI Россия, в конце апреля 2016-го совместно с компанией Go2Armenia объявивший о начале бронирования туров в страну. При этом в TUI Россия сразу же подчеркнули, что речь будет идти не только о традиционных экскурсионно-познавательных турах «для всех», но и о предложениях для любителей трекинга и других активных развлечений. Ведь не случайно журнал National Geographic Traveler включил Армению в топ-3 в категории «Активный и экстремальный отдых»… «Мы рассчитываем завоевать доверие и интерес туристов, чтобы они открыли для себя все прелести этой страны. И, однажды отдохнув в Армении, хотели бы возвращаться сюда снова и снова», – заявила по этому поводу ведущий менеджер по продукту TUI Россия Екатерина Дьяченко.

Плюсы и минусы

Эксперты уверены: для организации деловых туров, имеющих активную составляющую, Армения в силу своих преимуществ подходит идеально.

И перечисляют их в виде большого природного разнообразия, отсутствия визового и языкового барьеров, демократичных цен на питание, прямых и относительно недорогих перелетов из России и огромного выбора всевозможных «активностей». «С учетом желания принимающей стороны идти навстречу, любое желание, «вписывающееся» в рамки активно-деловой программы, в Армении может быть с успехом реализовано», – убеждают организаторы таких туров. Однако и слабые места у направления, желающего развивать такие виды делового туризма, как инсентив и тимбилдинг, тоже имеются. Каковы они?

Как считает менеджер ереванской компании «Армения Травел» Александр Кузнецов, в числе основных можно назвать две: отсутствие эффективной стратегии продвижения страны как дестинации корпоративного туризма и нехватку отелей с номерным фондом более 100 комнат. То есть если призжает команда в 40–50 человек,  проблем практически не возникает. А если больше – они могут быть.

Согласна с ним и Ирина Бойкова («Демлинк»): по ее оценке, небольшое количество вместительных отелей и площадок, способных принять большие группы (в том числе и более 400–500 человек), сдерживает развитие как обычного, так и «активного» армянского MICE-туризма. Но… «Наши специалисты и клиенты убеждены, что инсентив-программы в Армении могут быть по-настоящему интересными и насыщенными, поскольку, с учетом внутреннего турпотока, практически каждая четвертая поездка по стране предпринимается с деловой целью, – говорит она. – При этом MICE-туризм в силу малой зависимости от времени года способен развиваться быстрее, чем другие секторы, надо только больше ему помогать».

В свою очередь, Екатерина Гусар (MaxiMICE) подчеркивает: если для инсентивов в Армении имеются очень хорошие условия (и поэтому они как раз и наиболее востребованы у клиентов), то для крупных деловых мероприятий стране порой не хватает больших отелей с достаточным для организации таких событий номерным фондом. Вместе с тем она тоже констатирует, что спрос на Армению сильно возрос. «Нашим клиентам нравится это направление, у него большой потенциал для развития, – считает она. – Причем особенно оно интересно для поездок с креативным содержанием».

По мнению директора Армянского института туризма Роберта Минасяна, интерес к Армении как дестинации делового «активного» туризма сейчас действительно есть, однако «монетизировать» его нередко не удается в силу неразвитости в стране таких направлений, как этно- и агротуризм. Его мнение поддерживает и координатор экотуристических программ организации Arevordi Ваган Вардумян. «Иностранцы интересуются такими программами, но наши сельские жители порой элементарно не знают, как можно обычный дом превратить в гостевой, – отмечает он. – Здесь нужно серьезное государственное содействие». А Роберт Минасян добавляет, что даже хорошая инфраструктура без квалифицированных кадров ничего не стоит и надо серьезно работать над этой темой не только в уже «раскрученных» туристических центрах страны, но и в ее глубинке. Именно там, где как раз чаще всего и принимают «активных» деловых туристов из-за рубежа.