BusinessTravel №12, Декабрь 2016 «Андрей ВОРОНИН. Инвестиции в команду и технологии – фундамент для роста»← Вернуться к журналу

Поволжью не хватает внимания


Заметный рост делового туризма в Поволжье в последние два года сопровождается такими проблемами, как нехватка системного продвижения его возможностей на разных уровнях, а также неравномерность развития инфраструктуры в регионах округа. Однако вектор движения выбран правильный.  

«Даже в условиях кризиса business travel компании остались «на плаву», – отмечает Анна Буранова, глава подразделения Business Travel Solutions компании City Travel. – Ведь корпоративные клиенты – гораздо больший сегмент в туристическом бизнесе, чем физические лица». А Сергей Рыжов, управляющий Агентства бизнес-туризма и мероприятий MICEMarket, говорит, что «в регионах Поволжья деловой туризм уже играет одну из главных ролей». «Обусловлено это тем, что большинство из них «загружает» отели и инфраструктуру за счет бизнес-туристов», – уточняет он. И это действительно так: в разных регионах округа от 20 до 80% постояльцев гостиниц приходится на тех гостей, которые приезжают с деловыми целями.

При этом появление в том или ином субъекте федерации специализированных на деловом туризме компаний зависит от целого ряда факторов. «Это обусловлено наличием транспортных узлов, к которым примыкают другие регионы, а также большим количеством предприятий, нуждающихся в комплексе услуг, – убежден Сергей Рыжов. – Поэтому специализированные компании, занимающиеся только деловым туризмом, есть в Самаре и Казани». 

Эксперты признают: Поволжье как MICE-дестинация становится все более популярным. И имеет вполне реальные благоприятные перспективы.

Инфраструктура становится лучше

Статистика свидетельствует: количество объектов, годных для использования в рамках организации деловых программ, в Поволжье постепенно увеличивается.

В этом отношении изрядно помогает участие пяти (из 13-ти) регионов округа в грядущем чемпионате мира по футболу 2018 года. По данным специализированного портала, по состоянию на середину ноября в Волгоградской области, к примеру, классифицировано около 87% объектов размещения. В Нижегородской – 71%. В Мордовии и Татарстане – 80 и 87% соответственно. А в Самарской области – 74%.

В этих регионах, в соответствии с требованиями FIFA, активно идет процесс заключения контрактов гостиниц с уполномоченным агентством. Например, в Казани такие договоры уже имеют 15 отелей, в Нижнем Новгороде и Самаре – по семь, в Саранске – шесть, а в Волгограде – четыре. Самое важное – благодаря участию в ЧМ-2018 здесь активно развивается весь инфраструктурный комплекс, включая не только объекты размещения, но и аэропорты, логистику и сферу обслуживания. А наряду с объектами среднего уровня комфорта появляются высококлассные отели международных сетей, включая и объекты размещения стандарта 5*.

Вместе с тем даже беглая оценка уровня развития бизнес-инфраструктуры показывает существенную разницу в регионах Поволжья. И если в Самаре, Казани, Нижнем Новгороде, Волгограде, Уфе и некоторых других областях и республиках округа общее число объектов размещения достигает (и превышает) 300, то в Мордовии классификацию должны пройти всего 39 объектов. Причем некоторые эксперты уверены, что отели уровня 5* вообще не нужны в таких городах, как Саранск. Почему? «Непонятно, кто там будет жить после завершения ЧМ-2018», – замечают скептики. 

«Если говорить о новых объектах, годных для приема деловых туристов, в Самаре мы ждем открытия отеля Lotte и окончания реновации гостиницы сети «Азимут», – говорит Анна Буранова. – В Нижнем Новгороде уже открылся отель уровня 5* (Парк-отель «Кулибин»), в Чебоксарах – Ibis, в Ульяновске – Hilton Garden Inn, в Волгограде – Park Inn, а в Уфе – целая вереница новинок, включающая отели международного уровня Hilton Garden Inn, Hampton by Hilton, Sheraton и Holiday Inn».

По оценке Сергея Рыжова, в Самаре происходит активное развитие и других сервисов для деловых туристов, случившееся после запуска нового аэропорта. «Идет пополнение автопарка для трансферов и сдачи машин в аренду, открываются новые отели в среднем ценовом сегменте, конференц-площадки для переговоров, – констатирует он. – Глобальные перемены ожидают нас в 2018 году в связи с открытием долгожданного пятизвездочного отеля, а также с запуском большого конференц-холла в рамках инфраструктуры стадиона». Он считает, что как в плане общего наведения порядка в городе, так и открытия (или реконструкции) ряда отелей, в округе неплохо развивается и Ульяновск».

С этим мнением согласен и руководитель Департамента туризма Самарской области Михаил Мальцев. По его словам, регион уже сейчас обладает достаточным номерным фондом, но «он нуждается в модернизации и реконструкции». Чиновник уверен: «К чемпионату мира мы получим качественный гостиничный фонд, который позволит провести его на высоком уровне».

Заразительный пример

По оценкам экспертов,  лидером по части наличия инфраструктуры MICE-туризма в округе является Казань. Однако постепенно к ее уровню подтягиваются и другие регионы.

«У Татарстана и, в частности, Казани, есть ряд преимуществ, – полагает Анна Буранова. – Там развита транспортная и социальная инфраструктура, уже проходили крупные мероприятия федерального уровня, дестинация известна как в России, так и за рубежом». По ее мнению, остальные города Поволжья до уровня Казани еще «не доросли». «В Самаре всего четыре отеля с международным именем (Ibis, Holiday Inn, Renaissance, Hampton by Hilton), в Саранске – ни одного, а в Ижевске – один (Park Inn), – замечает она. – Если мы говорим о наличии площадок, предоставляющих разнообразные конгресс-услуги, их недостаточно».

Факты подтверждают лидерство Казани. Если в 2008 году ее посетили 850 тыс. туристов, то в 2015-м – 2,1 млн. Причем примерно 10% турпотока приходится на иностранцев, а каждый четвертый приезжает в столицу Татарстана с деловыми целями.

В отличие от других регионов Поволжья, в Казани не просто много сетевых отелей (в т. ч. международных гостиничных операторов), но есть выбор даже среди гостиниц уровня 5*. За 10 лет гостиничный фонд города вырос втрое и сейчас здесь функционирует 196 гостиниц на 7,5 тыс. номеров (17 тыс. мест). И, несмотря на большую «плотность» гостиничных услуг, отели в Казани продолжают открываться: в 2016 году здесь появились 2 новых отеля и 32 хостела. А средняя загрузка гостиниц, по сравнению с 2015 годом, выросла на 6% и превышает 60%.

При этом генеральный менеджер гостинично-развлекательного комплекса «Корстон» Екатерина Лагерь уверена: рынок отелей в Казани еще не насыщен. Она полагает, что внимание должно быть уделено и другим городам Татарстана, способным принимать деловых туристов. «Есть опасения, что мы создадим пул отелей в Казани, которые будут конкурировать друг с другом, но при этом забудем про остальные деловые точки республики, – констатирует она. – Такие как Нижнекамск, Альметьевск или Набережные Челны, где бывают проблемы с размещением».

Вместе с тем и в Татарстане, и в целом в Поволжье признают: кроме Казани, на быстрое развитие делового туризма могут претендовать такие города, как Самара и Уфа. Особенно первая, поскольку здесь уже имеется современный аэропорт международного уровня, способный обслуживать до 3,5 млн пассажиров в год, а также довольно развитая инфраструктура делового туризма.

Не хватает системности

Даже в нынешних условиях регионы Поволжья могли бы быть больше востребованы деловыми туристами. Причины «торможения»? Чаще всего на местах не хватает системности действий и согласования усилий со всеми заинтересованными сторонами.

«Основным «тормозом» в развитии делового туризма в Поволжье я бы назвал отсутствие соответствующей PR-инфраструктуры. – говорит Сергей Рыжов. – Регионы зачастую не выделяют средств для позиционирования и раскрутки данного направления, а бизнесу делать это только за свой счет сегодня тяжело». «Развитие делового туризма зависит от выделения средств властями и вложений частных инвестиций, а с этим сейчас большие трудности, – соглашается и Анна Буранова. – «Тормозят» деловой туризм и такие факторы, как отсутствие популярности того или иного региона, а также их собственного туристического бренда».

Выводы независимой консалтинговой компании Kohl&Partner, которая оценивала перспективы туризма в целом ряде регионов Поволжья, практически везде включают рекомендации развивать деловой туризм. В частности, ее представитель Кристофер Хинтереггер констатировал, что комплексный подход в развитии данного направления позволяет наиболее эффективно использовать деловой потенциал и планировать туристский поток, а развитие конгрессно-выставочного туризма позволяет решить такую острую проблему, как сезонный фактор.

И рекомендовал продвигать возможности регионов посредством издания MICE-каталогов с описанием площадок для проведения мероприятий, создания интернет-порталов (с установкой фильтров для планирования мероприятий), а также с помощью проведения ознакомительных поездок для целевых потребителей и MICE-агентств. Не считая таких мелочей, как ведение событийного календаря и улучшение качества обслуживания деловых туристов. Но...

«Не все руководители регионов активно занимаются развитием туризма, – отмечает Анна Буранова. – Это огромная работа, в том числе и по подготовке необходимой документации, привлечению инвесторов, участию в федеральных и региональных программах развития туризма. Увы, но часто мешает отсутствие заинтересованности властей и координации действий между ведомствами и министерствами».

А вот Сергей Рыжов говорит о взаимопонимании с властями. «Мы поддерживаем друг друга, а в правительстве региона при упоминании туризма всегда отдельно обозначают MICE-сегмент, – отмечает он. – Издаем совместную полиграфию, организуем рекламные туры, участвуем в форумах».

Более того: по его словам, уже достигнута договоренность о создании конвеншн-бюро Самарской области, которое будет объединять инфраструктуру, грамотно заниматься позиционированием и «раскруткой» региона в данном направлении. «На первом этапе куратором конвеншн-бюро станет наша компания MICEMarket, которая профильно занимается развитием делового туризма в Самарской области», – уточняет он.

Направления роста

Какие направления делового туризма могли бы быть особо востребованы в Поволжье? Ведь хорошо известно: сейчас заказчики бизнес-мероприятий все чаще ищут «изюминку», которая способна удивить и запомниться участникам делового тура. 

В этой связи Сергей Рыжов уверен: спрос пойдет в сторону загородных объектов, на территории которых можно проводить мероприятия, совмещая их с тимбилдингами и превращая в настоящий инсентив-тур. «У нас масса возможностей для «активки» на Волге и в Жигулевских горах как летом (ялы, байдарки, джип-туры, скалолазанье и т. д.), так и зимой (снегоходы, горные лыжи, экспедиции на собаках-хаски), – говорит он. – Можем принимать группы численностью до 600 человек».

С этим мнением согласны и другие организаторы деловых мероприятий. Они уверены, что Поволжье, с его практически безграничными возможностями по созданию «активных» программ отдыха, вполне способно конкурировать за бизнес-клиента с такими «раскрученными» направлениями, как Петербург или Сочи. И если по части стандартных деловых туров (типа конференция+культурная программа) его регионы пока и проигрывают,  то по потенциалу программ с «изюминкой» имеют преимущество.

Осталось лишь его реализовать, правильно «завернув» интересный продукт в привлекательный «упаковку» умелого системного продвижения на федеральном и международном уровнях.