BusinessTravel №3, Апрель 2017 «Деловой заплыв»← Вернуться к журналу

Дальний Восток пошел в рост по делу


Системные усилия по развитию территорий на востоке России приносят свои плоды: в таких «якорных» для округа регионах, как Приморский и Хабаровский края, туризм растет с темпом в 1530% в год. Вместе с тем, делая акцент на привлечение инвестиций и деловых гостей, эксперты и руководители входящих в Дальневосточный федеральный округ (ДФО) краев и областей признают: «тормозов», препятствующих развитию в этом направлении, хватает.

По оценке Александра Малышевского, регионального менеджера IBC Corporate Travel по Дальнему Востоку и Восточной Сибири, округ бьет рекорды по росту турпотока и явно стал более открытым к экономическому развитию. «Многие инвестировали в крупные дальневосточные проекты, а правительство РФ учредило программы, направленные на повышение привлекательности региона, – констатирует он. Например, программа «На Дальний Восток» может сгенерировать огромную волну туристов-землевладельцев, а такие проекты как «Свободный порт Владивосток» и территории опережающего развития (ТОР) способны повышать поток бизнес-туристов на 1520% в год».

Согласен с этим и руководитель Приморского края Сергей Нехаев. «Сейчас Приморье претендует на роль туристского хаба, принимающего и распределяющего турпоток в другие российские регионы и страны АТР: регион стал своего рода европейской витриной в Азии, замечает он. – Рост потока гостей, прибывающих к нам с деловыми и туристскими целями, составляет 32%, а Владивосток уже является центром конгрессно-выставочной деятельности». А в доказательство приводит данные о том, что средняя заполняемость гостиниц за последние годы увеличилась в крае с 49% до 56%, а во время проведения крупных международных мероприятий Владивосток уже испытывает дефицит гостиничного фонда.

В свою очередь основатель и глава группы компаний «Эталон» (Владивосток) Антон Скорик уверен, что этот город вполне способен стать третьим после Москвы и Петербурга опорным центром бизнеса, интегрированного в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). «Для туриста из стран АТР здесь начинается не только Россия, но и Европа, – полагает он. – Поэтому прежде всего и надо развивать туризм. В том числе и весь спектр услуг, ориентированных на бизнес-туристов».

И целый ряд событий последнего времени показывает, что основания для оптимизма в деле развития делового туризма на Дальнем Востоке есть.

Шаг за шагом

«Дальневосточный гектар». Появление электронной визы для иностранцев. Расширение программы субсидирования полетов. Эти и другие шаги постепенно делают Дальний Восток все ближе к основным центрам бизнеса. А значит, растет и интерес к региону со стороны деловых гостей.

«Развитие туризма и привлечение туристического потока особенно важно для ДФО, где есть значительный потенциал, заявляет по этому поводу руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов. – Тенденции, наблюдаемые здесь, внушают оптимизм». Например, в то время как основные аэропорты России по итогам 2016 года зафиксировали спад, международный аэропорт Владивостока обслужил 1,85 млн пассажиров на 9% выше показателя 2015-го. Причем наибольший рост зафиксирован на международных направлениях (+23%, почти 560 тыс. человек): показатель стал историческим максимумом за всю историю деятельности аэропорта. А на таких направлениях, как Южная Корея или Китай, пассажиропоток растет еще быстрее: на китайском, например, за год он увеличился на 60%.

7 марта 2017 года Владимир Путин подписал закон о введении упрощенного визового режима на Дальнем Востоке. Согласно этому закону, в течение четырех дней иностранные граждане смогут бесплатно оформить визу через специальный сайт МИДа, а действовать документ будет в течение 30 дней (со сроком пребывания в России до восьми суток). Что, по оценке вице-президента UNWTO Натальи Андроновой, вполне сможет привлечь в ДФО дополнительный турпоток. И особенно это касается путешествующих из-за рубежа в Россию по делу.

Вкладываются в инфраструктуру

С учетом перспектив развития, достаточна ли туристическая деловая инфраструктура округа? Мнения на этот счет разные. Однако все эксперты убеждены: нужно двигаться дальше, с расчетом на рост потока деловых путешественников.

«Инфраструктура на Дальнем Востоке активно развивается, но пока ее нельзя назвать готовой и адаптированной для бизнеса: сейчас это слабое место в определенные периоды времени, – считает Александр Малышевский. В дни проведения крупных мероприятий во Владивостоке, например, организовать проживание весьма затруднительно в любом из отелей: их заполняемость достигает 100%. Но проблема все же решается».

«IBC Corporate Travel – Владивосток» предлагает услуги по организации бизнес-мероприятий на более чем 15 площадках города с общим числом залов свыше 40. Среди них как кампус ДВФУ, в котором проводят мероприятия на несколько тысяч участников (его номерной фонд готов к приему около 1,2 тыс. гостей и ожидается расширение еще на 5 тыс.), так и отели «Версаль», «Жемчужина», «Гавань» и другие площадки. А некоторые гостиницы города активно продвигают услуги организации и проведения деловых мероприятий самостоятельно, такие как «Azimut Отель Владивосток» 4*, «А-Отель Амурский залив» 3* и др.

Достаточно разнообразно предложение деловых площадок в Хабаровске или Южно-Сахалинске, в которых деловую встречу с количеством участников в 100200 человек организовать не проблема. А вот в таких регионах округа, как Чукотский АО или Магаданская область, объекты, способные принять деловые мероприятия международного уровня, единичны. Увы, но современных крупных объектов, располагающих всем необходимым для проведения бизнес-событий, там крайне мало. Если таковые вообще есть…

Впрочем, и вне Владивостока и Хабаровска есть достойные внимания делового туризма объекты. К примеру, находящийся неподалеку от Артема комплекс «Ривьера Парк», занимающий территорию более чем в 25 га, способен удовлетворить самые разные потребности организаторов бизнес-мероприятий. Ведь кроме пяти гостиниц разного уровня, способных принять свыше 600 человек, здесь есть универсальный спортивный и водно-оздоровительный комплексы, свой теплоход для прогулок по реке, прокат разного снаряжения для активного отдыха, большая стоянка и пять ресторанов. Да и деловые возможности отеля «Ривьера» 4* впечатляют: он располагает шестью конференц-залами вместимостью от 10 до 300 человек, что позволяет проводить мероприятия практически любого уровня.

Что «светит» округу в смысле развития инфраструктуры делового туризма? Основная интрига разворачивается сейчас вокруг двух владивостокских «Хаяттов», которые должны были стать пятым и шестым отелями сети Hyatt в России их возводят уже много лет. Но полной ясности, когда они все же появятся на рынке, по-прежнему нет.

«Многофункциональный гостиничный комплекс делового типа (5*) в районе Корабельной набережной, 6 (речь идет об отеле «Хаятт Ридженси Владивосток Золотой Рог»), планируется открыть в режиме soft opening в срок до 20 августа 2017 года», таково недавнее сообщение по поводу первого отеля. А торги по продаже недостроенного гостиничного комплекса на мысе Бурном («Хаятт Владивосток Бурный», который готов на 70%) намечены на 8 июня. Будут ли реализованы эти планы? Если учесть, что обе гостиницы собирались открыть еще в 2012 году, есть сомнения.

Еще одна потенциальная новинка деловой инфраструктуры ДФО – отель сети Hilton в Хабаровске. «Мы становимся первой компанией, которая представит здесь отель международных брендов», заявил по этому поводу старший вице-президент Hilton Worldwide по развитию бизнеса в Европе и Африке Патрик Фицгиббон. Hilton Garden Inn Khabarovsk, строительство которого уже ведут, разместится рядом с кинотеатром «Голливуд». Согласно проекту, отель предложит гостям 186 комфортных номеров и всю полагающуюся его уровню инфраструктуру, включая бизнес-центр. Его открытие запланировано на 2019 год. В этом же году планирует открыть свой объект и Группа компаний «Эталон», возглавляемая Антоном Скориком: в 2017-м во Владивостоке с участием зарубежного инвестора она начала строительство 18-этажной гостиницы.

По оценке Александра Малышевского, «местные бизнес-структуры инвестируют в строительство несетевых объектов гостеприимства со сроком реализации в течение ближайших двух лет, а также идет активное обсуждение целесообразности возведения крупного конгресс-центра, который сможет принимать более 5 тыс. гостей».

Нашли «тормоза»

«Регион Дальнего Востока востребован и интересен, однако к серьезному росту турпотока пока не готов», – так недавно заявил полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. А в качестве «тормозов» туризма он перечислил  недостаточную доступность региона (в том числе транспортную), визовые сложности и проблемы инфраструктуры.

Да, шаги для решения всех этих преград предпринимают. Появились электронные визы, расширяется инфраструктура, растет качество сервиса. Однако, как по оценке Юрия Трутнева, так и профильных экспертов, этого мало. Округу крайне не хватает качественно оборудованных погранпереходов и разветвленных маршрутов местных авиалиний, а также объектов размещения «на местах». А еще к слабым сторонам здесь относят высокую стоимость гостиничных и транспортных услуг: например, стоимость суток проживания в номере бизнес-отеля уровня 34* Владивостока или Хабаровска легко переваливает за 100 евро. Подчас отмечается и несоответствие уровня цен качеству предоставляемых услуг, объясняемое нехваткой квалифицированного персонала: поскольку до сих пор сетевых отелей международных цепочек в регионе нет, равняться не на кого. 

А вот Александр Малышевский убежден, что основной проблемой развития туризма на Дальнем Востоке остается низкая осведомленность о регионе. «Пока людям, проживающим в других частях России, и иностранцам сложно составить единое представление о Дальневосточном регионе, – констатирует он. – Нужно общими усилиями формировать территориальный бренд. Думаю, что это вопрос нескольких ближайших лет».

Равнение на будущее

«Перспективным направлением развития туристской отрасли будет развитие делового туризма, а основным его центром станет Владивостокская агломерация», – говорится в профильной программе развития ДФО. С этим трудно спорить, поскольку близость к донорским туристическим рынкам и наличие развитой инфраструктурной базы делает регион «локомотивом» развития MICE-туризма в округе.

Вместе с тем, очевидно, что как Приморский край, так и другие субъекты федерации в ДФО обречены развивать деловые отношения в первую очередь с соседями по округу и расположенными неподалеку зарубежными странами. Ведь отправить группу бизнес-туристов из европейской части России на Дальний Восток подчас дороже, чем в Китай, Вьетнам или Таиланд. Поэтому наиболее вероятный потенциальный деловой турист здесь по-прежнему либо региональный (т. е. из соседнего субъекта РФ), либо из стран АТР.

«Для бизнес-туристов Дальний Восток интересен круглый год, и если с осени по весну активно проводят деловые встречи и переговоры, то летом съезды топ-менеджеров, эксклюзивные туры на парусных яхтах вдоль акватории Приморского края, тимбилдинги, инсентивы и прочее, – констатирует Александр Малышевский. – А зарубежные клиенты уже оценили первозданную красоту Камчатки и любят бывать на Сахалине, который славится зимним курортом «Горный воздух» и тоже является мощным туристическим «якорем».