BusinessTravel №3, Апрель 2017 «Деловой заплыв»← Вернуться к журналу

Дело техники


Исторически сложилось так, что большинство технологических новинок на рынок MICE  и  business travel приносят TMC. Клиенты сначала осторожно, а потом все с большей и большей охотой  пользуются этими новинками, и то, что казалось чем-то нереальным еще совсем недавно, теперь привычный рабочий инструмент. О том, что нового появилось в этой сфере, ВТ попросил рассказать ведущих экспертов отрасли. 

Очень условно все новинки можно разделить на те, что больше относятся к сегменту и  business travel, и те, что ориентированы на  MICE. Последние, в свою очередь, делятся на технологии, необходимые для подготовки мероприятия, и технологические новинки, которые можно использовать в ходе мероприятия.

Business travel

Об online booking tool мы писали неоднократно. Это как раз тот самый рабочий инструмент, без которого сейчас не работает ни одно серьезное ТМС. «Технологии онлайн-бронирования продолжают развиваться по всем направлениям.  Если говорить про поисковые сервисы в онлайн-платформах, то, как всегда, на первом плане улучшение возможностей авиапоиска и возможности бронирования дополнительных услуг, таких как багаж, питание, интернет на борту и т.д.», – рассказывает генеральный менеджер компании City Travel Юлия Мануйлова.

По ее словам, если раньше клиенты могли выбрать только тариф, включающий или не включающий в себя багаж или возможность возврата, то сейчас все больше развиваются опции по продаже дополнительных услуг. Это связано с тем, что авиакомпании выводят эти услуги из стоимости билета и продают их за отдельную плату.

«Если говорить о глобальном развитии ОВТ и в частности нашей онлайн-платформы, то мы наблюдаем рост количества клиентов, переводящих командировочный учет из своей системы в нашу. Кроме этого, идет рост заявок на передачу данных напрямую из учетных систем клиента, таких как SAP, Sharepoint, 1С и т.д., на нашу онлайн-платформу для дальнейшей обработки», – говорит эксперт.

Сюда же можно отнести и переход на электронный документооборот (ЭДО). Правда, пока он идет не так быстро, как хотелось бы.  «К сожалению, переход на ЭДО идет со значительным отставанием от перехода клиентов на онлайн-платформу. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, это вопрос безопасности, и не все клиенты доверяют надежности передачи данных. Во-вторых, это касается в основном банковской отрасли, где не все до конца понятно в регламентах учета. Возможно, для некоторых организаций или отраслей печатные формы еще долго не выйдут из обихода. В-третьих, переход на ЭДО требует определенной смелости в принятии решения. Не всегда финансисты готовы принимать на себя ответственность и решиться на отказ от бумаги», – считает Юлия Мануйлова.

Впрочем, внедрение ЭДО предполагает переход на автоматизированное создание любого типа закрывающих документов для клиента. Это означает, что ручной труд бухгалтера будет исключен. Юлия Мануйлова рассказывает, как это работает. «При заключении договора клиент выбирает нужные типы и формы документов, формулировок и периодичность их формирования. Все данные хранятся в системе и уникальны для каждого клиента. Ежедневно в 16.30 система отправляет на печать все необходимые документы, и нашему сотруднику остается только лишь скрепить их степлером. Это полностью исключает ошибки при формировании закрывающих документов, на что иногда  жалуются клиенты. Для безошибочной работы нужно только  вовремя отправить документы с курьером».

MICE  online

Количество платформ и сервисов, сильно облегчающих жизнь как организаторам, так и участникам MICE-мероприятий, поражает воображение. Автоматизировать сейчас в принципе можно любой бизнес-процесс, вопрос только в удобстве пользования и эффективности экономии времени.

В марте этого года компания  EventPlatform анонсировала  новый модуль для мобильных приложений – «Планирование поездки». «Наши продукты изначально были ориентированы на эффективные коммуникации организаторов с участниками в ходе мероприятия, – поделился мнением Олег Крючков, генеральный директор компании. – Однако, тесно взаимодействуя с нашими MICE-партнерами, мы видим, как много усилий тратится на более раннем этапе, в процессе подготовки – на рассылку обновлений по перелетам, размещению и трансферам участников. Теперь мы построили механизм, который позволяет travel-менеджеру вести всю информацию о поездке в административном интерфейсе или даже в привычной таблице в том же Microsoft Excel, и при любом изменении (например, времени вылета конкретного рейса) у всех участников, кого эти изменения касаются, информация в разделе «Моя поездка» мобильного приложения обновится автоматически. Участник получит уведомление (например: «Внимание! Изменилось время вылета!»). Менеджер, в свою очередь, получит ответное уведомление о том, что участник ознакомился с изменениями. Впоследствии самым «невнимательным» можно будет отдельно напомнить о необходимости заглянуть в данный раздел.

Модуль также упростит процесс сбора документов. Участники могут загружать сканированные копии паспортов и виз непосредственно в приложение, а организаторы, в свою очередь, выложат туда оформленные билеты, страховки и ваучеры. «Мы уверены, – говорит Олег, – что этот новый полезный инструмент сведет к минимуму как трудозатраты MICE-менеджеров, так и стресс участников».

Генеральный директор IBC Corporate Travel Анатолий Курюмов рассказывает, что для его компании хорошим стимулом к созданию и развитию мощной технологической платформы, которая напрямую связывает клиента и поставщика, стало желание корпоративных клиентов работать с поставщиками таким образом. «Этот инструмент мы назвали «Ракетой». И если когда-то в ней был только travel, то последний год мы активно работаем над созданием новой технологии, и уже запустили «Ракета MICE». В ней мы учли, что не все поставщики готовы к такой схеме взаимодействия с клиентами, поэтому используем ряд ноу-хау. В результате организация MICE online становится очень выгодной. Например, если компания очень часто проводит похожие друг на друга мероприятия (круглые столы и т.п.), то «Ракета MICE» помогает сократить расходы агентства, и это означает, что клиент может рассчитывать на уменьшение сборов на такие мероприятия и, соответственно, на оптимизацию затрат», – говорит эксперт.

В компании «Аэроклуб» недавно было внедрено несколько инноваций, которые увеличили скорость обслуживания клиентов и повысили качество предоставляемых услуг.

«Во-первых, наряду с ранее имеющимися инструментами прямого запроса предложений от поставщиков и партнеров для решения задач клиента, мы начали пользоваться глобальной программой CVENT. С помощью нее мы запрашиваем коммерческие предложения от отелей по всему миру, причем у поставщиков настроены минимальные временные рамки для реакции на поступивший запрос. То есть СVENT – это своего рода биржа контактов поставщиков с возможностью запроса предложений от отелей под определенные формализованные критерии.

Благодаря программе нам удалось улучшить скорость реакции на клиентские запросы, например, если раньше мы получали коммерческие предложения от ряда поставщиков в течение трех-четырех рабочих дней, то сегодня мы можем предоставить варианты предложений клиенту в течение всего одного дня», – говорит управляющий директор «Аэроклуба Тур» Андрей Зинковецкий. По его словам, если раньше программа была ориентирована на европейский и американский рынки, то теперь база поставщиков значительно выросла и по России включает почти 1200 отелей. Кроме того, поскольку «Аэроклуб» является партнером глобальной TMC-компании BCD Group, некоторые поставщики готовы предложить специальные цены при использовании CVENT.

Другой интересной технологической новинкой является интегрированная система Click2MICE, которая используется для организации бизнес-мероприятий. Это личный кабинет, позволяющий заказывать мероприятия в формате круглых столов и мини-конференций в режиме онлайн.  В данную систему также встроен функционал соблюдения всех трэвел-политик, процедур согласований с руководителями внутри компании-заказчика, формирование отчетности, а также система сохраняет историю заказов и отчетные документы. Фактически данный продукт основан на принципах модели UBER и позволяет заказать клиенту мероприятие в режиме онлайн за несколько минут.

MICE offline

Однако не интернетом единым живет отрасль. Технологические новинки способны придать более  яркие краски практически любому мероприятию, разумеется, там, где их уместно использовать. В личном топе Юлии Мануйловой находятся три такие технологии. 
Интерактивная творческая мастерская, где каждый участник  мероприятия может стать цифровым художником. Всё, что для этого нужно, – проекционный экран и баллончик с излучаемым инфракрасным лучом вместо краски. «Холсты» для рисования можно продублировать или увеличить до размеров панорамного светодиодного экрана. Рисунки, созданные при помощи этой интерактивной инсталляции, можно сохранять и пересылать себе на электронный адрес.

Запуск интерактивного фонтана. Активное вовлечение гостей при помощи подвижных интерактивных игр – тренд, которому следуют многие клиенты. Интерактивная инсталляция в форме водопада, цветными брызгами которого можно управлять с помощью жестов и движений. Образ на видеостене формируется в режиме реального времени, отображая ритм каждого участника инсталляции.

Визуализация известных героев предполагает совмещение реального и виртуального в одном пространстве. Каждый участник мероприятия может оказаться в компании известных исторических личностей и пообщаться с ними. Встреча героев и гостей интерактивного действа происходит на экране в режиме реального времени. Интерактивное взаимодействие с персонажами может проходить при любом количестве зрителей.

Еще большее разнообразие технологических активностей продвигает на российском рынке компания Russian Corporate Services. Здесь, например, знают, как из «зеленой технологии» сделать интерактивное развлечение для взрослых и детей. Все мы видели огромные ветряные электростанции, правда, в основном в Европе.  Специалисты компании решили использовать принцип ветряного электрического генератора для популяризации «зеленых технологий», создав интерактивную развлекательную зону. Получился интерактив  Winds  Logo, то есть пара ветряных мини-генераторов, светодиодные лампы, несколько метров проводов,  а в сумме масса положительных эмоций и впечатлений. Два участника по команде аниматора  начинают дуть на пропеллеры, стараясь как можно быстрее зажечь одну за другой светодиодные лампочки,   победителем становится тот, кому удастся первому дойти до вершины, обеспечив питанием всю электрическую цепь,  и зажечь логотип компании. Казалось бы, простое задание, но поверьте, если рядом стоят ваши болельщики – друзья и коллеги, то эмоции накаляются сильнее, чем на спортивном состязании. А веселые фото этого необычного соревнования будут хитом вечеринки.

RCS провела первые мероприятия, на которых робот-художник стал «гвоздем» программы.  Причем это был  не привычный многим говорящий ящик с глазами- лампочками. Робот-художник – настоящее техническое совершенство, которое может и ваш портрет нарисовать и сыграть с вами в крестики-нолики или шахматы, а то и вызвать вас на баскетбольную дуэль. Все зависит от пожеланий и бюджета клиента, WOW-эффект от робота обеспечен. Принцип работы робота-художника относительно прост. На руке манипулятора установлена камера,  которая фиксирует изображение. Затем робот  начинает рисовать вас шариковой ручкой на листе формата А-4, качество прорисовки деталей портрета можно регулировать в программе. Оптимальное время рисования – три-четыре  минуты при достаточно высоком качестве результата. Листы с портретами можно брендировать логотипами компании. Получается замечательный сувенир, который точно будет висеть у вас на работе или дома.

В ближайших планах компании  –  баскетбольный турнир человека с роботом, чтобы выяснить, кто более метко будет забрасывать мячи в корзину.

Jumper Interactive (интерактивный батут) – еще одна  технологическая разработка RCS для развлекательных мероприятий любого масштаба. Установив на мероприятии несложный комплект оборудования,  можно  доставить радость вашим гостям от новой увлекательной игры. Любой желающий может попробовать заработать максимальное количество очков, прыгая на интерактивном батуте.  Достаточно запустить программу, и на большом  экране монитора  появляется аватар –  веселый мультяшный персонаж Заяц, который преодолевает различные препятствия и ловит в прыжке монеты, набирая за каждый пойманный объект очки. Игрок должен следить за движениями Зайца-аватара  и стараться подпрыгивать как можно выше и точнее, чтобы заработать как можно больше очков.  На корпоративном мероприятии заработанные очки можно обменивать на бонусы и подарки. Аватара можно менять под концепцию мероприятия, так же как и брендировать изображение. Особенно актуален данный вид развлечения для летних мероприятий на открытом воздухе, в том числе для массовых рекламных акций в парках и на других площадках города.