BusinessTravel №6, Июнь 2017 «Максим КРЯЖЕВ. Невозможного нет»← Вернуться к журналу

Максим КРЯЖЕВ. Невозможного нет


У компании «Академия приключений» очень необычный офис. Последнее, что ожидаешь увидеть за обыкновенной белой дверью офиса – эклектичную смесь средневекового замка, современного лофта и итальянской улочки. Удивительным образом все вместе выглядит гармонично и уютно и  настраивает на предвкушение приключений. А размещенные повсюду слоганы и изречения не дают усомниться в главном кредо компании –невозможного нет. На чем основана эта уверенность, какие приключения ждут клиентов компании и за что здесь отвечает Александр Друзь, мы поговорили с руководителем и владельцем «Академии приключений» Максимом КРЯЖЕВЫМ.

 Почему именно «Академия приключений»? С чем связано название?

 Название состоит из двух слов. Первое, «академия», появилось потому, что нам хотелось не просто организовывать какие-то поездки, а чему-то научить людей и, как оказалось в процессе, многому научиться самим. А слово «приключения» связано с тем, что все, кто был у истоков компании, сами для себя устраивали путешествия, которые без приключений не обходятся. Те эмоции, которые вызывают приключения в путешествиях, мы и доносим людям, просто за более короткие сроки. Не у всех есть возможность уйти, например, в горный поход на две недели. Обычно время есть на однодневный тимбилдинг или вовсе – только три часа и в офисе. Мы умеем сделать так, чтобы люди испытали те же эмоции, что у них были бы в горах.

Как?!

Конечно, эмоции восхождения на Эльбрус воссоздать в офисе сложновато, все-таки это и определенная высота, и известные физические нагрузки. Речь идет немного о другом. Когда группа знакомых или даже не очень знакомых людей идет на восхождение в горы, они могут рассчитывать только на себя – помощи ждать неоткуда. Поэтому после любого, даже однодневного восхождения пусть даже на небольшую высоту, люди или очень сближаются, или идет полное отторжение. Все, что мы делаем или в офисе за три часа, или на нашей площадке в Подмосковье за день  – дает именно такой эффект.

Механизм проще всего раскрыть на примере одной из самых популярных наших  программ – «Лесной курс». Это командообразующий тренинг, хотя мы до начала программы об этом никогда и ни в каком виде не говорим. Для участников это просто игра в лесу. А вечером на обсуждении программы участники разными словами передают одну и ту же мысль, она же – наше кредо: невозможного нет. Теперь и для них нет ничего невозможного.  По большому счету это – одна из целей курса. Мы это называем «зеркало возможностей». Показываем людям, что они могут быть другими.
«Лесной курс» – это программа на целый день в лесу, где во время различных активно-спортивных упражнений развивается командное взаимодействие. Оптимальный состав группы  – 8–12 человек. В одиночку задания выполнить нельзя и они выстроены по принципу от простого к сложному. Эта программа хорошо подходит для того, чтобы сплотить коллектив и наладить в нем взаимодействие.  Ни пол, ни возраст, ни вес, ни рост, ни социальный статус для курса значения не имеют. Интересно наблюдать за участниками очень высокого статуса, которые приезжают с охраной и первое время держатся особняком. Как правило, через час они становятся просто членами команды и охотно слушают указания инструктора.

Команды мы стараемся собирать более-менее равномерно по возрасту, силе и полу. Иногда клиент ставит задачу включить в команды определенных людей, тогда мы совместно с заказчиком формируем группы, учитывая задачи компании и наш опыт. Внутри команды сплочение имеет максимальный эффект. По условиям игры все задания должны выполняться в тишине, разговаривать нельзя. Можно обсудить все перед испытанием, но если кто-то произнес хоть слово в процессе, испытание надо проходить заново. Это позволяет научиться понимать коллег без слов и внимательно слушать все идеи и всех, кто их высказывает, безотносительно социального статуса. Финал программы рассчитан на всех участников курса, независимо от их количества. Рассказывать подробно о финальном задании не буду, ведь среди ваших читателей могут быть те, кто скоро станет проходить этот тренинг, не будем лишать их сюрприза. Скажу только, что это испытание не просто так стоит последним. Если б участникам  курса предложили сделать это в начале дня, они бы попросту отказались. А вечером, в финале программы, у людей уже не возникает ощущения, что можно уйти от решения задачи, они ищут и находят способ ее решить.

Если продолжать научно-образовательную терминологию, то в вашей академии несколько факультетов. Чем еще вы занимаетесь, помимо тимбилдингов?

Начинали мы исключительно с командообразующих программ. Где-то в 2003–2004 годах наши  постоянные клиенты сделали нам заказ на проведение новогоднего корпоратива. С тех пор мы стали делать и праздничнее мероприятия. Через какое-то время мы стали агентством полного цикла. Сейчас запросы от клиентов усложнились, никто уже не хочет только ивент или только тимбилдинг, теперь это все называют событийным маркетингом и, как правило, требуются комплексные услуги.

Насколько  я знаю, вы теперь занимаетесь  организацией и деловых мероприятий.

Мы и раньше этим занимались, но для наших постоянных клиентов по их запросам. С прошлого года мы предлагаем эти услуги для всего рынка.

Вы очень давно работаете на рынке тимбилдинга в России. В чем, на ваш взгляд, принципиальное отличие нашего рынка от западного?

Это широкий вопрос. Мне кажется, западный рынок более формализованный, там все процедуры расписаны от и до. Российский рынок оставляет больше места для импровизации, и это для всех хорошо, поскольку позволяет нам всем развиваться.
Именно таким образом появляются эксклюзивные инструменты и программы. Рынок таков, что игроки друг за другом смотрят. И идеи расходятся как круги по воде. С авторскими правами и лицензированием у нас в стране очень сложно. И это, конечно, проблема. Тем не менее в нашем багаже есть программы, которые можно назвать эксклюзивом мирового уровня. И это не голословное утверждение, это факты: ежегодно мы проводим десятки наших авторских тренингов за рубежом, как для отечественных, так и для западных компаний.

Приведете пример?

«Подводный лесной курс». Смысл его – тот же, что и в обычном «Лесном курсе», но все задания группы выполняют под водой. Умение или неумение плавать здесь, как ни странно, не имеет особого значения. Ведь плавать и погружаться – это не одно и то же. К тем, кто не умеет плавать, прикрепляются дополнительно инструкторы, с ними проводится чуть более длинный инструктаж. Под водой плыть просто, благодаря ластам, достаточно ногой шевельнуть. Там та же самая работа в команде, которая и поддержит, и подстрахует.

Да, для тех, кто не умеет плавать, это своего рода стресс. Но такие стрессы на преодоление себя идут людям только на пользу.

А в воздухе вы делаете такие программы?

Именно «Лесного курса» в воздухе нет, есть активные командообразующие программы, которые подразумевают прыжки с парашютом. Но это не очень популярно, обычно такие запросы поступают от компаний, в которых парашютным спортом занимается руководство и приобщает к этому коллег.

Если говорить о чисто  спортивных тимбилдингах, какой вид спорта самый популярный?

На первом месте – футбол, на втором – волейбол, на третьем – хоккей. Предпочтения ни от чего не зависят, просто исторически сложившиеся факты внутри компаний-заказчиков. Почти всегда есть команды черлиндинга.

А как вы гарантируете безопасность людей во время своих программ?

Вопрос серьезный, но ответ на него у меня очень простой: безопасность – это профессионализм. На всех этапах подготовки и проведения мероприятия. Причем любого мероприятия, а не только активного тимбилдинга. Мало кому известно, что так называемых «зон повышенного экстрима» на большом новогоднем корпоративе ничуть не меньше, чем на активном тренинге в лесу. В каждом конкретном случае наши менеджеры составляют четкий и точный план по обеспечению безопасности людей во время события. У нас выработаны серьезные протоколы подхода к  этим вопросам, нюансов всегда очень много, работа эта кропотливая, но без нее нельзя. Рабочая группа собирается перед мероприятием несколько раз и «сканирует» его на предмет возможных опасных моментов, и, выявив их, устраняет еще на этапе подготовки.

Для чего вам служат базы в Подмосковье?

Сейчас у нас одна база. Там есть особо интересные высотные стационарные упражнения. В прошлом это был ведомственный спортивный центр, мы его много лет арендуем. Там нет жилого фонда, и, как правило, на этой базе проходят однодневные программы. Впрочем, рядом есть отличный четырехзвездочный отель, так что нередко наши гости останавливаются в нем, чтобы провести многодневный модульный тимбилдинг.

Как началось ваше сотрудничество с Александром Друзем? В чем оно выражается сейчас?

Мы с ним познакомились в 2003 году, когда пригласили его на одну из программ в качестве ведущего интеллектуальной игры. И нам, и ему сотрудничество понравилось, мы стали чаще его приглашать вести наши программы. В результате теперь Александр –  наш штатный сотрудник, а количество такого рода соревнований выросло в разы. Спрос на интеллектуальные игры сейчас огромный, и  это не может не радовать. Они есть даже в составе активно-спортивных программ, проходят блоком в отдельных зонах.  

Только он ведет ваши интеллектуальные игры?

Нет, многие знатоки ведут. Например, Борис Бурда или Максим Поташев. Причем Борис Бурда как известный кулинар задействован у нас еще и в кулинарных мастер-классах в качестве эксперта или как участник.

А Александр Друзь иногда у нас играет роль старца Фура в игре «Форт Боярд».

Вы рассказываете о себе и своей компании в социальных сетях? Эффективны ли они в вашей работе?

Социальные сети работают скорее как наша визитная карточка. Это позволяет поддерживать имидж, но прямых продаж не дает. Тем не менее руководители департаментов, или как мы их в начале назвали, факультетов «Академии» весьма активны в социальных сетях, внимательны и к обратной связи, и к обсуждению проблем отрасли в профильных группах.  

Сейчас модны технологические квесты, вы организовываете такие вещи?

Да, это направление сильно набирает популярность. Квесты были и раньше, и в городской среде, и в природной, любой тематики и направленности. У иностранцев большим спросом пользуются квесты по московскому метро.  Года три-четыре назад начался бешеный спрос на квесты с гаджетами. Мы разработали несколько программ, есть и автомобильные, и пешие. Очень популярен квест по следам романа «Мастер и Маргарита».

Набирают обороты и программы с использованием виртуальной реальности.

У нас все программы авторские, и уже больше года в «Академии» есть «факультет», где специальная группа академиков придумывает и создает технологические кейсы для командообразования. 

У вас большая компания, от сотрудников многое зависит, репутация – в первую очередь. Как вы набираете персонал?

Много лет подряд мы старались брать людей  с психологическим образованием или студентов старших курсов профильных вузов. Однако практика показала, что профильное образование не имеет большого значения. Теперь мы идем по длинному, но самому разумному, на мой взгляд, пути. Кандидатов, которые проходят первичное собеседование, состоящее из трех этапов, мы приглашаем пройти обучение в нашей школе, оно длится примерно полгода. Там есть и теоретическая, и практическая части. Это бесплатно для соискателя, но и мы ему в этот период никаких денег не платим. Люди находят здесь не только новую специальность, но и новый круг общения.

Должен сказать, что в итоге в компании остается немного тех, кто изначально претендовал на работу у нас. Но остаются лучшие, те, кто хочет этим жить.

Что касается офисных сотрудников, для них это необязательно, но желающие тоже могут пройти эту школу. Кстати, все наши сотрудники проходят все наши программы в момент их запуска. С одной стороны, это позволяет протестировать программу еще раз и увидеть минусы, если таковые есть, с другой – сотрудникам легче потом будет рассказать клиентам о том, что им предлагается. Кроме того, это отличный тимбилдинг для нас самих.

Какие три качества необходимы человеку, чтобы успешно работать  в вашей компании?

Самое главное – это честность. Что бы ни случилось, мне важно, чтобы сотрудник был честен со мной.   А еще  –  преданность. Все вместе, наверное, можно назвать лояльностью. Мне важна и личная лояльность, и к компании в целом.

Оптимизация затрат  это то, что требуют клиенты в первую очередь. Что вы им можете предложить?

Наш девиз, как я уже сказал – невозможного нет, и на оптимизацию затрат он тоже распространяется. Выход и компромисс всегда можно найти. Но все-таки не нужно доходить до абсурда. Наша задача – донести до заказчика все плюсы и минусы того или иного решения. Это в принципе наша политика – мы общаемся с заказчиками как с нашими друзьями. Поэтому плохих советов мы не даем, как не дали бы их своим друзьям.

Как правило, сейчас поставщик определяется на тендерах. Это хорошая штука, когда есть задача  отобрать лучшее креативное предложение. Но пока нет порядка на рынке в этой части и запросто могут взять твою идею и отдать кому-то на реализацию. На мой взгляд, это нечестно. Всегда же можно решить вопрос цивилизованно: попытаться вписаться в смету клиента или продать ему идею  с тем, чтобы ее реализовывал кто-то другой, кто сможет это сделать за заметно меньшие деньги. Пока этой практики не существует, но надеюсь, она когда-нибудь будет. Во всяком случае, когда такое случается, мы заказчику об этом всегда говорим.

Быть руководителем большой структуры тяжело. Что позволяет вам быстро восстановить силы?

Спорт. Например, бокс – это моя отдушина. Он хорошо работает как краткосрочный способ сброса негативной энергии. За более стойким эффектом я хожу в горы. Еще я люблю поездки на квадроциклах, например в Карелии. Там есть прекрасные маршруты, рассчитанные на несколько дней. В принципе это можно делать круглый год, но если зимой слишком много снега, имеет смысл пересесть на снегоход. Смена эмоций для меня – лучший отдых.

Офис у вас тоже  маленькое приключение. Когда вы его планировали и делали, вы себе что представляли, какая была идея?

Сначала мы хотели крышу в стиле лофт, потом – итальянскую улицу. Поэтому тут у нас есть и уличные фонари, и даже скамейка (не просто скамейка, а в виде огромной таксы – прим. ред.). Жаль только, что клиенты в офис приезжают редко. Ведь наш бизнес – не просто бизнес, это выстраивание отношений. И важно видеть, как и чем живет твой партнер. Хорошее мероприятие – это совместное детище профессионалов из агентства и представителей заказчика. Если где-то взаимодействия не получилось, wow-эффекта не будет. Но если все получается правильно, вы становитесь друзьями. И тут возникает сложный момент – как разделить рабочие и личные отношения. Наверное, один из самых сложных в нашем бизнесе.