МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ
|
|
BusinessTravel №6, Июнь 2017 «Максим КРЯЖЕВ. Невозможного нет»← Вернуться к журналуМыслительный прогрессЕще сравнительно недавно понятие «искусственный интеллект» чаще встречалось в фантастических романах и фильмах. Чуть реже о нем говорили на научных симпозиумах как о чем-то теоретически возможном в необозримом будущем. Однако искусственный интеллект – уже часть нашей жизни, пусть и не в том виде, в котором его представляли писатели-фантасты и голливудские сценаристы. Смартфоны, продвинутая бытовая техника, приложения и чат-боты – что это как не искусственный интеллект или, по крайней мере, его зачатки. Немного истории, немного философии Прежде всего, стоит определиться с понятием, что же такое «искусственный интеллект». По мнению Джона Маккарти, американского информатика и автора этого термина, это – «наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ». Немного другое определение искусственного интеллекта дано в «Толковом словаре по искусственному интеллекту» (авторы-составители: А.Н.Аверкин, М.Г. Гаазе-Рапопорт, Д.А. Поспелов). Там это «свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека». Другими словами, речь идет о некоем думающем механизме, способном не только выдавать заложенные в нем алгоритмы, но и генерировать собственные, а стало быть, готовом к обучению. Звучит, конечно, фантастически, но вспомните автокорректор в вашем смартфоне, разве он в конце концов не запоминает изначально новое для него слово? То же самое касается поисковых запросов, в широком смысле – контекстной рекламы, онлайн-словарей. Голосовые электронные помощники вроде Apple Siri или Microsoft Cortana – тоже пока еще не полноценный искусственный интеллект, однако еще недавно любимым развлечением многих было вести диалоги с Siri, скрины которых потом разлетались мемами по всем социальным сетям. Диалоги выглядели вполне осмысленно, кое-где программа умудрялась не просто понять шутку, но и пошутить в ответ. Понятно, что она использует только заложенные разработчиком ответы, но кто знает, как разовьется эта технология в будущем. Недавно программа AlphaGo победила человека в игре в го. Это настольная игра на логику. Здесь, в отличие от шахмат, логически просчитать все ходы невозможно. В AlphaGo была заложена только самая элементарная теория игры в го, с тем, чтобы в дальнейшем программа обучалась сама. Еще одна разновидность, так сказать, бытового искусственного интеллекта – боты. Своим названием они обязаны всем знакомому слову «робот», потерявшему первый слог. Боты – это управляемые интернет-программы, созданные под конкретные задачи. Чаще всего – рутинные и объемные, которые человек делал бы долго и не очень качественно. Например, боты занимаются рассылками, регистрациями, бота можно настроить на автоматический ответ. Есть и более продвинутые варианты программ, которые могут, скажем, играть на бирже. Чат-боты способны разговаривать с человеком (устно или письменно), выполнять его запросы, до определенного этапа консультировать по разным вопросам. А что будет, когда машины действительно научатся думать, предугадывать наши поступки надолго вперед, просчитывать миллионы вариантов развития событий (это, кстати, они умеют делать уже сейчас, к счастью, пока по указке человека)? Варианта два: или техногенная катастрофа, или рай для человечества. Надо сказать, что ряд современных ученых, в числе которых и выдающийся физик Стивен Хокинг, с опаской смотрят в наше техногенное будущее. В интервью BBC он отметил, что попытки создания искусственного интеллекта, то есть думающих машин, представляют собой угрозу для человечества. В одной из своих статей Стивен Хокинг писал, что «успехи в создании искусственного интеллекта могут стать огромным событием в истории человечества. И, к сожалению, – последним, во всяком случае пока мы не найдем способ обойти все возможные риски». Солидарен с ним и бизнесмен, инженер, изобретатель, владелец компаний SpaceX и X.com Илон Маск, и Билл Гейтс. Такая неопределенность называется «технологической сингулярностью». То есть это некое время в будущем, точка невозврата, после которой технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным пониманию. Джон Мартин считал, что «проблема состоит в том, что пока мы не можем в целом определить, какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. Мы понимаем некоторые механизмы интеллекта и не понимаем остальные. Поэтому под интеллектом в пределах этой науки понимается только вычислительная составляющая способности достигать целей в мире». В принципе, если посмотреть немного назад, то для наших даже не таких далеких предков мы, получается, живем в этом самом моменте. Представьте, что людям, жившим, скажем, лет 250 назад, открылся наш нынешний мир. Они смогут осознать, что делает человек, держащий в руках странную штуку и тыкающий в нее пальцами? А человек, вслух разговаривающий с такой штукой и следующий ее указаниям. Они смогут осознать, что такое интернет? Телевидение? Зачем нужна социальная сеть? Как можно заплатить одним касанием телефона? Да что там – пролетающие по небу самолеты ввергнут их в панику. Так что, может быть, там, впереди, все не так уж и страшно. Искусственный интеллект на службе ТМС Глава российского представительства Sabre Анастасия Лавренюк считает, что внедрение искусственного интеллекта – это постепенный процесс, а не единоразовая установка программного обеспечения. Решения, появившиеся на заре этой технологии, эффективно применяются в агентском бизнесе, в первую очередь в виде автоматизированных алгоритмов поиска. Кроме того, за счет постоянного обучения работе с большими данными они позволяют получать комплексные аналитические выкладки и «инсайты». Благодаря этому трэвел-консультанты имеют под рукой необходимую информацию для более качественного обслуживания клиентов с меньшими трудозатратами. Сегодня такой автоматический анализ все еще более эффективен для конкретных ситуаций, подразумевающих использование специфического сценария, однако способность технологии к обучению с каждым днем расширяет ее возможности. «При разработке решений для агентств и ТМС Sabre делает ставку на автоматизацию, чтобы таким образом взять на себя выполнение некоторой доли рутинных операций по созданию бронирования и фильтрации найденных вариантов поездки, освобождая время агента на работу непосредственно с заказчиком и удовлетворение его индивидуальных потребностей. В частности, это актуально для сегмента деловых поездок, где особое внимание уделяется построению долгосрочных отношений с клиентами», – говорит она. Анастасия Лавренюк также подчеркнула, что трэвел-менеджерам и агентам нужны решения, которые упростят их работу и могут быть легко интегрированы в привычный операционный процесс. Исходя из этого, Sabre стремится избавить трэвел-консультантов от ненужных затрат и освободить их от выполнения той части работы, которая не приносит дохода. Одним из примеров использования продвинутых аналитических технологий и автоматизации станет новое рабочее пространство Sabre Red Workspace. В исследования компании Phocuswright, созданном в сотрудничестве с Egenica под названием The Emerging Tech-Driven Corporate Travel Revolution отмечается, что мы стоим на пороге радикальных перемен, которые привнесут программы с использованием искусственного интеллекта в процесс организации командировок. Это касается как новых интерфейсов, таких как помощники чат-боты, например, так и большей персонализации сервиса за счет способности машин быстро анализировать огромные объемы данных и предлагать людям нужные им сервисы в нужный момент. Мобильные приложения – необходимый инструмент для современного бизнес-путешественника, причем как в дороге, так и на месте назначения. Внедрение таких технологий в компании позволит оказывать поддержку сотруднику в любой момент и практически в любом месте. Таким образом проще всего передать нужную в каждый конкретный момент информацию. Ключевое слово тут – «нужную». Глупо слать уведомление о рейсе и гейте, если человек уже сидит в самолете. В начале статьи уже шла речь о самообучающихся механизмах. В английском языке для них есть термин deep learning. Вернее, deep learning – один из видов машинного обучения, работающий с абстрактными структурами и сам выбирающий параметры, по которым можно анализировать полученные непонятные данные. К организации командировок это тоже применимо. Тот же самый нужным образом настроенный бот может подобрать человеку рейс и отель в строгом соответствии с трэвел-политикой и учетом ряда других факторов. А в случае форс-мажоров или изменения планов быстро переиграть программу. Deep learning (DL) можно использовать и для аналитики. По мнению авторов упомянутого выше исследования, DL может помочь по-новому взглянуть на анализ данных и найти баланс между оптимизацией расходов, удобством путешественника и эффективностью командировок. «Сфера применения роботов в сегменте корпоративного туризма – это чат-боты и другие формы диалоговых интерфейсов. В их основе лежит существенный прогресс, которого удалось достичь в области обработки естественного языка (способность компьютера распознавать слова и смысл беседы) и в искусственном интеллекте (способность машины моделировать разумное поведение). Сочетание этих передовых технологий позволяет компьютеру понимать разговорную речь и отвечать пользователю, предоставляя необходимую информацию в зависимости от запроса и контекста. Например, в деловом туризме эти технологии могут быть внедрены в корпоративный инструмент бронирования, чтобы упростить процесс выбора услуг и управления поездками. В недалеком будущем, как прогнозируют эксперты, путешественники смогут использовать для бронирования поездок устройства Amazon Alexa и Google Home или такие приложения, как Skype и Slack. Например, если бизнес-турист регулярно летает «Аэрофлотом» по маршруту Москва – Сочи, технология с внедренным искусственным интеллектом сможет автоматически предложить ему наиболее подходящий рейс и даже свериться с его онлайн-календарем, чтобы пользователь успел на все запланированные встречи. Виртуальная и дополненная реальность – реалии, простите за каламбур, нашей жизни. Вспомните прошлое лето и толпы людей, увлеченных ловлей покемонов. Это, конечно, вполне себе тимбилдинг, однако возможности дополненной реальности этим не ограничиваются. Ее можно использовать, например, для помощи в навигации в незнакомом месте. Что касается виртуальной реальности, то с ее помощью можно познакомиться с новым местом, площадкой, отелем, не выходя из собственного кабинета, экономя таким образом время и деньги. Олег КРЮЧКОВ, генеральный директор компании EventPlatform MICE-индустрия – это по определению работа с людьми. Участники мероприятия, удовлетворенные гибкостью и персональным подходом, – свидетельство успеха, а умение организовать такой подход – безусловное конкурентное преимущество на нашем рынке. Но для квалифицированной работы с людьми нужны люди. Дорогой, непростой в использовании ресурс. Поэтому идея научить робота общаться с человеком столь же качественно уже не один год витает в воздухе. Нет, это совсем не тот робот, который катается по сцене в качестве «фишечки» гала-ужина. Это персональный помощник, который понимает обращенные к нему вопросы, а еще лучше – предугадывает их. Это машина, которая способна анализировать действия пользователя, сравнивать их с действиями других пользователей, составлять персональные портреты участников и выстраивать, если позволите, «линию поведения» в соответствии с этими портретами. Пока это выглядит фантастикой, более того, первые шаги индустрии чат-ботов (есть ведь уже многочисленные примеры построения коммуникации с участниками), как часто бывает, даже слегка охладили пыл энтузиастов. Но чат-бот – это еще далеко не искусственный интеллект, даже не первый шаг к нему. Это еще набор «безусловных рефлексов», а не мозг. Эффект и всеобщее признание подобных механизмов наступят, когда мы шаг за шагом научимся строить адаптивные коммуникационные системы, сделаем их самообучающимися и способными хотя бы к базовым приемам анализа. Безусловно, прогресс в любой области таит в себе и опасности. Вспомните, как вас порою раздражает контекстная реклама, нерелевантная или не успевающая за вашими потребностями. Как пугает само ощущение «большого брата», который отслеживает ваши действия. Путь нам предстоит долгий, но и исследования не стоят на месте. И я говорю уже совсем не про информационные технологии, которые в данном случае лишь инструмент, не более чем «нервная ткань» организма, который мы строим, а скорее про психологию и когнитологию. Но где-то там, в конце этого пути – дружественные, хорошо обученные и вызывающие симпатию «виртуальные помощники», настроенные на максимизацию эффекта от мероприятия, на поддержание позитивного настроя и удержание внимания участника. И которые вследствие этого значительно изменят облик самой индустрии. |
|
||||
|