МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ
|
|
BusinessTravel №8, Август 2017 ««Фордевинд» – курс на успешный проект!»← Вернуться к журналуРазумная платаВ российских компаниях наиболее популярным платежным инструментом остается безналичный расчет и корпоративные банковские карты, которые выдаются сотрудникам как для снятия наличных, так и для безналичной оплаты услуг в поездках: питания, проживания, трансфера и т.д. Такие продукты предлагают все крупные банки, в некоторых из них действуют кобрендинговые программы, в том числе и с крупными трэвел-агентствами. Так, ГУТА-банк совместно с компанией «С-Континенталь» выпускает карту Business Travel Plan, «Райффайзенбанк» и компания Zelenski Corporate Travel Solutions выпускают кобрендинговую дебетовую корпоративную карту Raiffeisen Visa Corporate & Zelenski Loyalty Pass. Усовершенствованный вариант такой карты – так называемые lodge-карты: такая карта привязана к единому счету, который компания открывает для оплаты определенного типа расходов сотрудников. Этот инструмент позволяет получать расширенные данные о транзакциях как от банка, так и от агентства, которое по поручению компании оплачивает при помощи карты трэвел-расходы. Сделано для travel На международном рынке распространены системы виртуальных платежных карт, созданных специально для расходов на трэвел – business travel account (BTA). Это корпоративная кредитная карта с льготным периодом погашения до 58 дней. Виртуальная карта выпускается на имя компании, ей могут пользоваться сотрудники и авторизованное TMC. Основное преимущество такой системы – централизованное управление тратами и единая отчетность по всем расходам на трэвел. Все данные сохраняются и синхронизируются в общем реестре, компаниям нет нужды самостоятельно анализировать данные от банка и трэвел-агентства. В России такую услугу с 2010 г. предоставляет банк American Express. В мире распространены также несколько других аналогичных продуктов. Ведущие TMC на российском рынке сертифицированы AmExт и могут использовать эту систему.«Мы много работаем как с банковскими картами, так и с ВТА. Среди иностранных компаний – клиентов АТН – процент оплат картами и ВТА составляет около 80%. В российских – меньше, но мы видим все больший и больший интерес», – рассказал председатель совета директоров компании ATH American Express GBT Андрей Воронин. Заместитель генерального директора Continent Express Галина Полищук отметила, что корпоративные клиенты проявляют большой интерес к любым банковским продуктам и рынок ждет новых платежных решений. Исполнительный директор Unifest Travel Глеб Барон, не видит значительного роста интереса к специальным банковским продуктам для трэвел. «На них работают преимущественно западные компании. Есть тенденция некоторого увеличения работы через корпоративные карты сотрудников, но не уверен, что это можно считать отдельным банковским продуктом», – отметил он. Эксперт также подчеркнул, что до недавнего времени ВТА АmЕx был единственным подобным инструментом, доступным в России, сейчас дополнительно выходит на рынок Diners Club совместно с банком «Русский Стандарт», так что возникнет конкуренция. «В IBC Corporate Travel используют такие продукты, как BTA, потому что они помогают концентрироваться на сервисной части, а кредитную составляющую на себя берет финансовая структура. Это правильно и очень хорошо, что подобные финансовые инструменты есть и клиенты готовы их рассматривать», – рассказал директор по продажам и развитию компании Илья Суховольский. IBC Corporate Travel предлагает факторинговые схемы, согласно которым искомая клиентом отсрочка достигается за счет банка, а не агентства. «Кроме того, среди наших заказчиков становятся популярными корпоративные банковские карты», – отметил собеседник BT. В то же время, по его словам, наиболее распространенным способом оплаты все еще является стандартный безналичный расчет. Как рассказал Андрей Воронин, ВТА – довольно сложный инструмент, который требует интеграции с банковской системой и настройки платформы ТМС. Но для крупных и технологически продвинутых ТМС это не является проблемой. Именно поэтому банк American Express ограничивает пул своих партнеров, редоставляющих ВТА. В то же время ВТА имеет огромную ценность для ТМС, так как позволяет сосредоточиться на клиентском сервисе и развитии технологий, а не на попытках найти любые способы кредитования и выживать. «Для клиента ВТА представляет ценность как с точки зрения длины кредитования (она больше, чем средняя от ТМС), так и стоимости кредитования, но самое главное с точки зрения операционного процесса – экономия большого количества человеческих ресурсов у клиента», – подчеркнул эксперт.
Дорогое удовольствие В качестве основной причины отказа от использования виртуальных платежных систем обычно называется их высокая стоимость. «Многие действительно считают основным недостатком этих продуктов высокий процент от суммы транзакции», – говорит Илья Суховольский. По его словам, в IBC Corporate Travel научились оптимизировать этот процесс для своих клиентов за счет стоимости услуг у конечных поставщиков и разделения нагрузки с клиентом. Галина Полищук также отметила, что корпорации отпугивают высокий взимаемый процент от суммы транзакции, а также неминуемые штрафные санкции за несвоевременную оплату по выставленному счету и прочим документам. «Хочу подчеркнуть, что все современные банковские продукты требуют высокой финансовой и административной дисциплины, а мы прекрасно знаем, что среди как больших, так и малых корпораций этот момент наиболее болезненный», – объяснила она. По словам Андрея Воронина, высокий процент с лихвой окупается низкой стоимостью кредитования и более высокой эффективностью процессов. Эксперт отметил, что основным препятствием для перехода на этот платежный инструмент является привычка клиента даром получать кредитование от самой ТМС. «Российский рынок бизнес-трэвел пока еще отстает в этом смысле от американского, где почти 100% оплат проходят через кредитные карты или ВТА», – отметил г-н Воронин. Тревел-агентство не банк и не может кредитовать корпорацию на длительный срок; понятно, что делать это могут только банки, напомнила г-жа Полищук. «Палочкой-выручалочкой в данном случае как раз и выступают банковские продукты. Да, есть свои особенности и свои требования, но, ведь, и при получении овердрафта в банке и кредитования для тревел-агентства предъявляется не меньше требований, и они все в полной мере перекладываются на клиента, даже если на первый взгляд кажется, что это не так», – подчеркнула она. Глеб Барон также отметил, что на сегодня российский рынок готов кредитовать клиента и без всяких дополнительных продуктов. «Кроме этого, если рассматривать процент за транзакцию по ВТА АМЕХ, то он существенно выше, чем процент кредита через банк. «Правда, процент за транзакцию можно понизить, если платить в авиакомпании через системы бронирования. Но это не касается всего остального сервиса: отелей, MICE и т.д.», – отметил он. Эксперт подчеркнул, что такие продукты имеют своего потребителя, но, как правило, это интернациональные компании, которым это позволяет иметь единую финансовую статистику, дополнительные бонусы на всю сеть и т.д. Илья Суховольский назвал в числе факторов, препятствующих популярности современных платежных инструментов в России, внутренние ограничения клиентов в выборе банков, а также санкции, которые ограничивают уже сами платежные инструменты. «Ограничения накладываются чуть ли не на целые отрасли, а это много крупнейших компаний, которые не могут использовать такой продукт, как, например, ВТА», – отмечает эксперт. |
|
||||
|