«Сладкая жизнь» компаний, принадлежащих к сфере business travel и MICE-услуг, притягивает множество соискателей, мечтающих занять вакансии среднего звена. Какими же должны быть базовые компетенции менеджера ТМС?
Индустрия делового туризма зародилась примерно в 1992 г., когда образовались первые туристические агентства, предоставляющие услуги по организации командировок для корпоративных клиентов. Сейчас это один из самых перспективных секторов экономики. Среди мировых лидеров индустрии – США, Великобритания, Австралия, Германия, Франция, Австрия, Испания, а на Востоке – Япония, Китай и Южная Корея.
В Россию индустрия делового туризма пришла в конце 90-х, т.е. относительно недавно, и сейчас стремительно развивается. Зарубежные компании, привыкшие к качественному обслуживанию у себя дома, диктовали высокие стандарты сервиса в этой области.
ТМС, которые занимались обслуживанием деловых поездок корпоративных клиентов, в своей структуре выделяли отдельные подразделения business travel, а в начале 2000-х появилось такое понятие, как MICE (Meeting, Incentive, Conference, Events или Exhibitions), которое является составляющим элементом пакета услуг для корпоративных клиентов по деловым поездкам. При этом MICE-направление может быть отдельным подразделением в компании или быть отдельным бизнесом, организующим исключительно корпоративные выездные мероприятия. Обычно менеджер по деловым поездкам и менеджер MICE — это две разные должности.
Портрет идеального business travel менеджера
В каждой отрасли приняты собственные стандарты качества предоставляемых услуг, свои методы и стили работы, а значит, и требования к подготовке и квалификации персонала. ТМС требуют от сотрудников знаний и навыков на уровне мировых стандартов. Взамен гарантированы высокие зарплаты и быстрый карьерный рост.
Отдельной специальности «Деловой туризм» в российских вузах нет, и это досадно.
В business travel индустрию попадают кандидаты после окончания института (или еще во время учебы), по знакомству или из туроператорской сферы, иногда из отельного рынка. Конечно же, работодатели предпочитают уже «готовых кандидатов» из конкурирующих компаний, ведь таких людей не надо обучать.
Обычно обязательным требованием является высшее образование.
Менеджер по деловым поездкам — это менеджер по туризму с большим опытом работы по нескольким направлениям или по всему миру и опытом обслуживания корпоративных клиентов. Он должен хорошо знать рынок партнеров-туроператоров, системы онлайн-бронирования (такие как GTA, TRAVCO, Hotelbook, Kuoni), уметь быстро разработать и рассчитать предложение для корпоративного клиента, забронировать отель, трансфер, гидов, проконсультировать по визовым вопросам, проследить за выпиской авиабилетов и страховых полисов, вести первичную бухгалтерию по каждому клиенту, вести отчетную работу для клиентов, вести деловую переписку с партнерами на английском языке (на уровне не ниже intermediate).
Для специалистов по бронированию и продаже авиабилетов необходим опыт работы с корпоративными клиентами и знание систем бронирования Amadeus, Galileo, Sabre, «Сирена», «Габриэль».
Цель корпоративного клиента — быстро, комфортно и эффективно решить рабочие вопросы за рубежом или на территории РФ, сократить командировочные расходы, получить качественное обслуживание. Поэтому специалист из агентства должен быть клиентоориентирован и уметь, соблюдая обещанные сроки, предоставить предложение клиенту, презентовать услуги агентства наилучшим образом, обладать высокой работоспособностью и хорошими организационными навыками, чтобы быстро решить все вопросы клиента, находясь на месте или онлайн.
MICE – наша профессия
MICE — это прежде всего опыт. Невозможно быть хорошим MICE-менеджером, пока не начнешь организовывать свои мероприятия. То количество тонкостей, деталей, через которые приходится пройти, делает из просто менеджера профессионала.
В сферу MICE можно перейти из массового туризма, если у кандидата накоплен хороший опыт по работе с партнерами по всему миру, а также был опыт работы с корпоративными клиентами. В данную сферу попадают и кандидаты из отельного бизнеса – из отдела организации мероприятий. Сотрудники event-агентств, вывозившие компании на корпоративные праздники в Подмосковье, вполне могут претендовать на должность MICE-менеджера по России и СНГ. А вот администраторов и офис-менеджеров, которые бронировали визы, гостиницы и билеты для руководства, и сотрудников внутри офиса вряд ли примут на работу в MICE- (или business travel) агентство.
Во многих компаниях разделяют менеджеров MICE по зарубежью (знание английского языка обязательно) и менеджеров MICE по России и СНГ.
В требованиях к вакансии указывается, что MICE-менеджеру необходим опыт по организации мероприятий для средних и больших групп (от 100 до 1000 человек и более) хотя бы от одного года в аналогичных компаниях. Также MICE-менеджер должен знать партнерскую базу (минимум – массовые направления по Европе, Азии, России, максимум – весь мир), знать площадки и их технические возможности. Он должен уметь составлять брифы для подрядчиков, работать с подрядчиками и персоналом, контролировать процесс подготовки и исполнения.
Необходим опыт работы с системами бронирования глобальных гостиничных брокеров; опыт в подготовке тендерных предложений, включая оформление и презентацию, защита проектов. Обязательно знание Excel (для расчета смет) и Power Point (для оформления презентаций). Важно уметь вести переговоры и деловую переписку, свободно владеть английским языком (разговорным и письменным), принимать участие в работе на выставках и в workshop разных стран и поставщиков услуг, быть готовым к командировкам и ненормированному рабочему дню.
При этом человек должен обладать стрессоустойчивостью, долей креатива, чтобы предложить клиенту нестандартную программу и выгодно выглядеть на фоне конкурентов, знать конкурентов на рынке, быть компетентным по вопросам первичной бухгалтерии и оформления закрывающих документов.
Дополнительные требования к кандидатам
Кандидатов без опыта работы в данной индустрии агентства берут на должность ассистента отдела (например, в подразделения Sales&Marketing, в отдел Key Account, в отделы бронирования наземных и транспортных услуг, в визовые отделы, в MICE). Соискатели должны обладать следующим набором качеств:
* грамотная русская речь,
* знание делового этикета,
* реальная собственная оценка своих навыков,
* владение ПК (техническая подкованность и отсутствие боязни в освоении новых программ),
* знание географии и английского языка,
* готовность к ненормированному графику работы,
* стрессоустойчивость, коммуникабельность, ответственность, высокая скорость работы, способность к работе в команде, а также клиентоориентированность – это всё обязательные требования к кандидатам.
Для специалистов по бронированию и продаже авиабилетов необходим опыт работы с корпоративными клиентами и знание систем бронирования Amadeus, Galileo, Sabre, «Сирена», «Габриэль».
Но чтобы решать эффективно множество организационных вопросов одновременно, квалификация и интеллектуальные способности менеджера отдела business travel или MICE должны быть очень высокими. Таких менеджеров не хватает, и на них наблюдается сегодня устойчивый спрос. Профессия (и в business travel индустрии, и в MICE) одна из самых востребованных и высокооплачиваемых в сфере туризма. Напряженный ритм работы иногда выбивает из колеи. Однако постоянное общение, знакомства с интересными людьми и возможность профессионального роста с лихвой покрывают недостатки.
Основные требования к MICE-менеджеру
* знание партнерской базы (минимум – массовые направления по Европе, Азии, России, максимум – весь мир);
* знание площадок и их технических возможностей;
* составление брифов для подрядчиков;
* работа с подрядчиками, персоналом;
* опыт работы с системами бронирования глобальных гостиничных брокеров;
* опыт в подготовке тендерных предложений, включая оформление и презентацию, защита проектов;
* обязательное знание Excel (для расчета смет) и Power Point (для оформления презентаций);
* умение вести переговоры;
* умение вести деловую переписку;
* свободное владение английским языком (разговорным и письменным);
* участие в работе на выставках и в workshop разных стран и поставщиков услуг;
* готовность к командировкам и ненормированному рабочему дню.
Основные требования к business travel-менеджеру
* знание рынка партнеров-туроператоров;
* знание систем онлайн-бронирования (GTA, TRAVCO, Hotelbook, Kuoni и других);
* умение быстро разработать и рассчитать предложение для корпоративного клиента, забронировать отель, трансфер, гидов, проконсультировать по визовым вопросам, проследить за выпиской авиабилетов и страховых полисов;
* умение вести первичную бухгалтерию по каждому клиенту;
* умение вести отчетную работу для клиентов;
* умение вести деловую переписку с партнерами на английском языке (не ниже уровня intermediate).