BusinessTravel №1, Март 2018 «Пас, удар, гол!»← Вернуться к журналу

В Берлине снова обещают открыть новый аэропорт. Через два года. Или позже


Как сообщила пресс-служба берлинского авиаузла Flughafen Berlin Brandenburg/FBB, открытие нового берлинского аэропорта Berlin Brandenburg (BER) намечено теперь на октябрь 2020 г. Дата этого события не раз переносилась, и наиболее твердым обещанием был запуск аэропорта в эксплуатацию 3 июня 2012 г. Тогда же планировалось закрыть Тегель. Авиакомпании, летающие в Берлин, спланировали свою деятельность в новых условиях. Для airberlin BER должен был стать главным хабом.

Тегель и Шёнефельд начали сворачивать свою работу. По графику переезда аэродромной техники из них в Берлин-Бранденбург в ночь со 2 на 3 июня к новому месту дислокации должны были двинуться, сверкая огнями, около шестисот единиц аэродромной техники: автобусы, топливозаправщики, пожарные машины, самодвижущиеся трапы и т.д. Многие берлинцы и туристы собирались выйти посмотреть на этот грандиозный «парад». На открытие нового аэропорта собирался весь цвет германской политики, включая Ангелу Меркель. Были проданы билеты на прощальный спецрейс авиакомпании airberlin. Планировалось, что один из ее самолетов с пассажирами на борту примерно за 50 мин. облетит важнейшие достопримечательности Берлина и приземлится уже в новом аэропорту. Билеты на исторический рейс разошлись почти мгновенно. Самые дорогие, у окна, продавались по 188 евро. Последний рейс из Шёнефельда 3 июня в 00.30 должен был выполнить «Аэрофлот». А после пяти утра уже из BER предполагались первые вылеты Lufthansa и airberlin, а затем других авиакомпаний. Из всего перечисленного состоялся только рейс «Аэрофлота».

В середине весны в аэропорт была приглашена международная группа журналистов, с удивлением обнаруживших, что до завершения отделочных работ еще далеко. Но сопровождающие лица уверяли, что свершится немецкое чудо и все будет сделано в срок.

Еще в конце апреля 2012 г. план открытия был в силе, но в начале мая вышло сообщение, что церемония отменяется и переносится на ноябрь 2012 г. Фанфары не прозвучали.

Здание аэропорта к тому времени действительно было построено, но внутри «коробки» предстояло сделать, и главное – переделать, еще многое. С тех пор периодически анонсируются даты открытия, которые столь же периодически отменяются из-за многочисленных организационных и технических ошибок. Часть просчетов была совершена еще на стадии проектирования, затем дело осложнилось тем, что друг на друга наслаивались несколько версий проекта. Считается, что это стало одной из причин банкротства Air Berlin, которая крупно вложилась в проект. В ходе анализа случившегося выявлено несколько тысяч нарушений и недоделок. За минувшие годы стоимость строительных работ и затрат на поддержание существующего здания в порядке возросла по разным оценкам с плановых 1,7 млрд до 5–10 млрд евро. Как сообщает Spiegel online, сегодня BER стоит 20 млн евро в месяц. «Если бы эти огромные деньги пошли на другие проекты, – пишет газета «Русский Берлин», – они легко окупили бы возведение четырех новых Главных вокзалов в Берлине, позволили бы финансировать 6,8 млн новых мест в детских садах, аэропорт «Тегель» в течение следующих пятидесяти пяти лет (!) смог бы спокойно работать, а все депутаты Бундестага 687 лет летали бы бесплатно».

Теперь BER обещают открыть в октябре 2020 г. – правда, при условии, что в марте 2018 г. будут решены вопросы дополнительного финансирования самой дорогой стройки Германии. С оговоркой, что при «возникновении новых технических проблем» открытие может быть перенесено на весну 2021 г.

За прошлый год услугами берлинского авиаузла воспользовались 33 326 000 пассажиров, рост составил 1,3 %. Из них 12,9 млн (больше, чем в Кёльне и Бонне) приходится на долю Шёнефельда (+10,4 %), Тегель обслужил 20,5 млн гостей (–3,7 %).

Данные статистики показывают, что мощности Тегеля сегодня фактически исчерпаны, у Шёнефельда, напротив, резервы есть. Осталось только достроить аэропорт.