Несмотря на разветвленную туристическую инфраструктуру и усилия, предпринимаемые для развития индустрии встреч, пока Калининградская область не может похвастаться в этой сфере серьезными успехами. «Для развития делового туризма в его широком понимании не хватает «почвы», – сетуют специалисты, имея в виду уровень экономической активности и некоторые особенности региона. И высказывают надежду на то, что в перспективе грядущий чемпионат мира по футболу поможет ему привлечь как обычных, так и деловых туристов.
Вместе с тем даже скептики отмечают не только недостатки (включая и транспортную обособленность от основной территории РФ), но и преимущества Калининградской области. Наличие разнообразных объектов размещения. Широкие возможности для организации самых разных видов активностей. Большое число достопримечательностей. Сильный туристический бизнес и близость к Западу. Все это делает регион весьма перспективным с точки зрения развития MICE. При этом эксперты отмечают быстрый рост инфраструктуры туризма и повышение ее качества.
На любой вкус
По данным сайта http://классификация-туризм.рф, по состоянию на начало 2018 года в Калининградской области классифицировано 100% объектов размещения (261). Оценивая их потенциал, министр культуры и туризма Калининградской области Андрей Ермак заявил, что в регионе вполне достаточно гостиничных номеров для того, чтобы чтобы принять туристов: по его оценке, уже имеется 6,4 тыс. номеров на 12,3 тыс. мест.
«Гостиничная сеть Калининграда хорошо развита: отелей у нас много любого уровня, – считает он. – По большей части это, конечно, гостиницы трехзвездочные, но по качеству услуг иногда они достигают четырех «звезд». Поэтому говорить о нехватке мест даже во время соревнований предстоящего чемпионата мира по футболу оснований нет».
Не согласиться с ним трудно: в дополнение к существующим, в области строится еще несколько крупных объектов размещения, которые должны быть введены в строй накануне ЧМ-2018. В результате добавится еще около 500 номеров, которые при имеющемся турпотоке должны с лихвой компенсировать потребность в размещении. «Туристическая инфраструктура Калининграда выгодно отличается от многих регионов страны, – соглашается и Михаил Друтман, глава компании «Балтма Турс». – Но в первую очередь она годна для стандартных туристических групп и индивидуальных туристов».
Какие объекты появились недавно? Главная гордость Калининграда – первый в его истории пятизвездочный отель Crystal House Suite Hotel & SPA, построенный к ЧМ-2018. Он удачно расположен в центре города, располагает 69 сьютами площадью от 75 кв. м и двумя пентхаусами, каждый из которых имеет площадь 300 кв. м. А кроме полного набора сервисов дизайнерского отеля уровня 5* располагает и широкими возможностями для приема деловых гостей. В частности, в нем имеется конференц-зал (до 150 мест), который представляет собой двухуровневую галерею: ее пространство позволяет проводить как форумы, семинары, презентации или выставки, так и модные показы или концерты.
В число подходящих для приема деловых туристов объектов входит и уже действующее замковое имение Langendorf на берегу реки Преголя. В его составе отель (с конференц-залом), ресторан авторской кухни, оздоровительный комплекс с 20-метровым бассейном, яхтенная марина на 50–70 лодок. Конференц-зал обладает емкостью в 100 человек и обеспечивает участников деловых мероприятий всеми необходимыми услугами. Кроме того, гости могут воспользоваться и переговорной. «Обеспечиваем сервис высокого уровня и индивидуальный подход к каждому мероприятию», – заверяют в Langendorf.
Весной 2018 года в Калининграде ожидают открытия еще двух отелей уровня 4*, которые внесут в копилку города около 230 номеров. Первый из них (Mercure) расположен на Пролетарской улице, а второй (Holiday Inn) – на улице Гюго. «Поставлена задача ввести эти объекты в эксплуатацию к марту: у операторов будет два месяца на тестирование, а уже в мае гостиницы должны заработать в штатном режиме», – заявил по этому поводу вице-премьер областного правительства Александр Рольбинов. По его данным, возведение объектов идет в соответствии с обязательствами региона: и на Mercure, и на Holiday Inn завершены фасадные работы и устройство внутренних инженерных сетей, ведется монтаж внешней подсветки. Заключены контракты на поставку оборудования и мебели, которые уже поступают в отели. А поскольку они представляют собой интерес и для организаторов деловых мероприятий (оба имеют конференц-зону и весь необходимый для проведения встреч набор сервисов), занятые работой в сфере MICE компании с нетерпением ожидают их введения в строй.
«В первую очередь нас, как операторов делового туризма, интересуют Mercure и уже открытый Crystal House, – говорит партнер компании CORPUS GLOBAL MICE and EVENT Наталья Волкова. – Объекты полностью соответствуют современным требованиям и имеют свои «изюминки»: Crystal отстраивает огромную террасу с видом на озеро, а Mercure делает номера в стиле сказок Гофмана. С нетерпением ждем их полного открытия, так как возможности для организации деловых встреч будут заметно расширены, а появление объектов приведет к улучшению сервиса и у других сетевиков города». Солидарен с этим мнением и руководитель «Балтма Турс» Михаил Друтман. «Благодаря ЧМ-2018 у нас появится четыре очень качественных отеля, – констатирует он. – Уже принимающая гостей «пятерка», без сомнения, это новая прекрасная площадка, в первую очередь для инсентив-групп высокого уровня, а еще должны появиться два отеля уровня 4*, в которых предусматриваются конференц-залы, и отель 3*. Главное, чтобы все они успели открыться».
Кроме того, руководство региона всерьез озабочено и «расшивкой» узких транспортных мест города. В частности, специально к ЧМ-2018 строят мост через Преголю и путепровод на Московский проспект, а также участок от этого путепровода до аэродрома Девау и улицы Суздальской, где разместятся парковки для автобусов-«челноков». А наряду с большими транспортными проектами (включая часть Северного обхода Калининграда и его дорожную сеть), реализуют и менее масштабные. В частности, создают парковки для автомобилей (их будет 9 на 2630 машино-мест).
В общем тренде
Вместе с тем Калининград следует общероссийской тенденции: в регионе уже выявлены случаи необоснованного завышения цен в отелях.
В частности, зафиксирован случай, когда при максимальной разрешенной постановлением правительства РФ стоимости номера в отеле категории «без звезд» в 2,4 тыс. рублей, на одном из сайтов бронирования его предлагали за 129 тыс. После этого Андрей Ермак поспешил выступить с заявлением, в котором назвал случившееся маркетинговым ходом, с помощью которого была предпринята попытка оценить спрос на размещение в регионе...
По его мнению, ситуация на гостиничном рынке, обусловленная сейчас в основном предстоящим ЧМ-2018, еще может значительно измениться. «В конце января и середине апреля для бронирования откроется определенное количество гостиничных номеров, которые ранее были зарезервированы Match Accommodatiоn, – считает он. – Размещения хватит на всех». По оценке возглавляемого им ведомства, в течение «футбольного» месяца в регион приедет около 120 тыс. туристов, и емкости гостиниц хватит для того, чтобы всех их поселить. В настоящее время на сайте http://hotels.fifa.com, на котором размещена информация об аккредитованных Match Accommodatiоn гостиницах, имеется перечень из 12 объектов региона (шесть уровня 4* и столько же 3*). Из них две «трешки» («Калининград» и «Турист») уже полностью забронированы, а стоимость суток в оставшихся начинается от 6 тыс. рублей за номер.
Однако вопрос стоимости размещения этим летом – не единственная проблема, которая беспокоит занятых MICE-специалистов Калининграда.
Про «узкие» места
"Благодаря появлению новых крупных отелей наконец-то мы сможем принимать большие группы, которые так хотят приезжать в наш янтарный город, – говорит Наталья Волкова. – Если в срок сдадут все планируемые, будет здорово».
Михаил Друтман поясняет: в настоящее время число участников делового мероприятия в Калининграде ограничено 260–280 людьми (при двухместном размещении в одном отеле). «Есть высокая потребность в крупных отелях с соответствующими конференц-возможностями, а также в площадках для таких мероприятий, – считает он. – Для большей привлекательности региона как MICE-направления еще многое необходимо сделать».
Однако если с отелями благодаря проведению ЧМ-2018 ситуация, скорее всего, резко улучшится, вопрос транспорта решается не так споро. И речь не о дорогах. «На сегодняшний день не всегда можно найти качественные туристические автобусы в возрасте не старше трех лет, – делится проблемой Наталья Волкова. – Какой спрос будет к лету и какой ценник на них – предсказать вообще трудно». Вопрос острой нехватки качественного подвижного состава волнует и Михаила Друтмана. «Отелей на сегодня, конечно, не хватает (особенно по приемлемым ценам), но лично у меня большее опасение вызывает нехватка достаточного количества больших комфортабельных автобусов, – говорит он. – Их явно мало, а пригнать пока неоткуда – вокруг шенген. Соседи вроде бы и готовы помогать, но на въезд иностранного пустого транспорта нужны совсем другие разрешения и правительственные договоренности».
Есть и еще несколько проблем, которые затрудняют работу в направлении MICE. «Наряду с нехваткой больших отелей с широкими конференц-возможностями и качественного транспорта, становление событийного туризма в регионе тормозит отсутствие конвеншн-бюро, а делового – недостаточный уровень развития бизнеса, – полагает глава «Балтма Турс» Михаил Друтман. – И конечно, их сдерживает непростая логистика направления, поскольку область в большинстве случаев хорошо доступна только по воздуху». Отчасти это мнение поддерживает и руководитель туроператора «Свой ТС» Сергей Войтович, который недавно, участвуя в 38-й Международной выставке FITUR в Мадриде, удивился отсутствию там Калининграда. «Известно, что один из матчей ЧМ-2018 с участием испанской сборной пройдет в этом городе, и его присутствие на выставке стало бы отличным шансом для продвижения», – считает он. И ничем, кроме отсутствия своего конвеншн-бюро, это не объясняется. «К сожалению, шагов по созданию централизованной платформы по событийным вещам и конвеншн-центра или бюро пока не предпринимается, хотя туристический инфоцентр в городе работает очень активно», – констатирует Михаил Друтман.
Создать «почву» для развития
Что касается основы для появления и развития специализирующихся на MICE компаний, эксперты не скрывают истинного положения дел. «Почва» для этого неплодородная…» – уверен Михаил Друтман.
Партнер CORPUS GLOBAL MICE and EVENT Наталья Волкова подтверждает, что это единственное специализированное предприятие в Калининграде. «Полностью «заточенная» MICE-компания в городе только наша, но есть еще и те, которые имеют MICE-отделы, а также еvent-компании, – оценивает она. – Это особенный сектор туристического бизнеса, развивать который могут не все». По ее мнению, в первую очередь MICE-агентству должны быть интересны только уровневые мероприятия, на которых в полной мере можно показать профессионализм и предвосхищать ожидания заказчика с большими запросами. «Почва для существования и развития в сфере MICE-туризма в регионе есть, а вот для появления новых игроков вряд ли, – считает она. – Здесь слишком плотный рынок и сильные игроки с многолетним опытом, которым и так в нем тесно». При этом как этот, так и другие эксперты отмечают, что часть «деловых» мероприятий «закрывают» гостиницы, предлагая клиентам минимальный пакет услуг. «Для небольших бюджетов и этого достаточно», – констатирует Наталья Волкова.
Предпринимают ли в регионе достаточные усилия для развития MICE? Пока до этого руки не доходят, но событийный туризм действительно поддерживают. Так, в целях поддержки его развития с 2012 года организаторам мероприятия компенсируется до 60% фактически понесенных ими расходов на проведение мероприятий, имеющих туристическую привлекательность. В рамках госпрограммы Калининградской области «Туризм», рассчитанной на реализацию в период до 2020 года, каких-либо мер, ориентированных именно на это направление туризма, не замечено. По словам представителя CORPUS GLOBAL MICE and EVENT, «наверху» больший акцент делают именно на событийном туризме. Но…
«В этом году, с учетом проведения матчей ЧМ-2018 и общим ростом популярности региона, в рост пойдет и деловой, – считает Наталья Волкова. – Если в среднем мы закрываем деловые въездные мероприятия на 200–300 человек в месяц, с апреля-мая 2018 года планируется увеличить показатель в два раза. А с учетом появления нового гостиничного пула, будем стараться удерживать его на этом уровне и в дальнейшем».