МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ
|
|
BusinessTravel №1, Март 2018 «Пас, удар, гол!»← Вернуться к журналуГёрлиц. Романтические зарисовкиУвы, никто так и не придумал машину времени, и волнующие образы из исторических романов, казалось бы, должны рассеяться среди небоскребов бумаг лофтовых офисов и в километровых пробках на дорожных развязках. Но нет, остались еще такие города, будто специально законсервированные для тех, в ком просыпается жажда осязать седую древность, увидеть ее воочию, стряхнув с себя груз рабочих будней. Берем курс на запад, в немецкий Гёрлиц. *** Тот край Германии, что примыкает к Польше и отгораживается от нее рекой Нейсе, стоящий в стороне от шумных мегаполисов и оживленных трасс, приютил город Гёрлиц. Его смешной по нынешним меркам размер никак не позволяет предположить, что он может поспорить с Лондоном, Мадридом и даже Парижем по числу достопримечательностей: их здесь насчитывается более четырех тысяч. Возникнув на пересечении важных торговых путей в самый разгар Средневековья, Гёрлиц в течение своей истории уверенно рос и хорошел. Он вобрал в себя лучшие образцы архитектуры поздней готики, ренессанса, классицизма, барокко и модерна, которые настолько прекрасны, что их не посмело тронуть время – Вторая мировая война забрала множество памятников немецкого зодчества, но эти пощадила и не забросала бомбами. Однако оставить все на своих местах было не в ее характере: она откусила правый берег, занятый пригородом, и передала его во владение поляков. Теперь здесь город Згожелец – вторая половинка Гёрлица – соединенный с ним в одно целое мостом, перекинутым через Нейсе. *** Величественные храмы и разномастные башни от разобранных крепостных стен образуют исторический центр Гёрлица – роскошный градостроительный ансамбль. Прямо у реки, возвышаясь над городом ажурным силуэтом, стоит церковь Святых Петра и Павла, формой шпилей рассказывая о времени своего возведения. Внутри готическая и нетипично светлая, она украшена стройными колоннами и причудливым органом с изображениями шестнадцати солнц на корпусе. Рядом с церковью разместилось внешне самое заурядное, но при этом самое старое здание Гёрлица – склады Вайдхайс XIII века. Немного поодаль от реки дома с черепичными крышами сомкнулись кольцом и взяли под свою защиту площадь Унтермаркт, поделенную пополам двойной линией жилищ. Долго именно в этих центровых строениях билось торговое сердце города – работала Палата мер и весов, к которым в XVIII столетии присоединилась биржа. Первый ярус построек площади занимают тенистые аркады. Раньше здесь продавали сукно, а сегодня под сенью колонн находятся кафе и ресторанчики. Угловой «трехглазый» дом с розовыми наличниками был городской аптекой. Непонятные современному человеку линии на его фасаде, нарисованные в 1550 году, – это уникальные часы, показывающие вавилонское, римское, нюрнбергское и местное время. Правый циферблат – вещь, поражающая воображение, – соотносит планеты с днями недели, солнечными домами и знаками зодиака. Еще одна местная диковинка прописалась по адресу Унтермаркт, 22. Знал ли строитель, спроектировавший дверной портал этого дома, что сюда будут приходить путешественники, чтобы, приложив ухо к одной стороне арки, услышать то, что шепчут с другого конца? Западной своей частью Унтермаркт упирается в старую ратушу, украшенную несколькими часовыми механизмами. В центре тех, что пониже, несет службу механический солдатик, поминутно вздергивая подбородок и открывая глаза – часовой не должен спать на посту! С левого бока к ратуше приделана лестница, ограждение которой дополнено стелой со скульптурой Правосудия на вершине. Низкие ступени ведут на кафедру с богатой каменной резьбой - для глашатаев. Напротив рыжеет окнами и балкончиками дом Шенхоф – старейший и красивейший представитель ренессанса в этом чудном краю. Его можно посетить и полюбоваться роскошными интерьерами, теперь уже служащими декорациями для экспонатов музея Силезии. *** Желание глубже прочувствовать Гёрлиц гонит дальше, прочь с площади. Улица, отходящая от площади Унтермаркт и проложившая свой путь на запад, между старой ратушей и домом Шенхоф, ведет прямиком на Обермаркт, или Верхний рынок. Ближе к открытому пространству верхней площади пронзает небо острой иглой колокольни церковь Святой Троицы. Построенная много столетий назад еще францисканцами, она не раз меняла свое лицо, но смогла сохранить душу – внутреннее готическое убранство: арочные своды, покрытые витиеватыми орнаментами, словно написанными нежной акварелью. В Святая Святых сияет переливами драгоценного металла великолепный складень «Золотая мадонна», созданный искусным мастером в далеком 1511 году. Часовня Святой Барбары, примыкающая к храму, денно и нощно охраняет от посторонних глаз скульптурное сокровище – композицию «Положение во Гроб». Выдаваясь из церковного полумрака белизной песчаника, тяжелый каменный шатер, поддерживаемый тонкими, словно тростинками, резными колоннами, укрывает скорбящие фигуры. Можно только дивиться, как мастеру, творившему в конце XV века, удалось выполнить такую тонкую работу. После сумрака древней церкви площадь Обермаркт кажется еще светлее и масштабнее. Стиот чуть напрячь фантазию и можно увидеть, как стройными рядами, позвякивая оружием, марширует французская пехота и в завораживающем танце гарцуют лошади, неся на себе бравых седоков-солдат. Стоя на изящном балкончике барочного дома, который современные карты обозначают номером 29, гордо взирает на свое войско император Наполеон Бонапарт. С 20 августа 1813 года минула не одна тысяча дней, но площадь будто не хочет забывать тот парад и передает свои воспоминания каждому, кто на ней окажется. Помнит она и про заговор суконщиков, случившийся в 1527 году, их соучастника, организовавшего в своем доме на Обермаркт, 27 тайный совет. Суконщика давно уж нет в живых, но камни его жилища продолжают напоминать о его проступке, чернея постыдной надписью D.V.R.T.1527, расшифровываемой как «предательская красная дверь». К площади примостилась темная, словно прокопченная в дыму сражений, Райхенбахская башня. Между ее кружевных оборок затерялись гербы государственных образований, некогда владеющих Гёрлицем, и его союзных городов. Под самой ее верхушкой разместилась смотровая площадка. Отсюда открывается впечатляющая панорама прилегающих улиц, напоенных романтическим прошлым и насквозь пропитанных историей, и начинает казаться, что гуляющие по ним люди в современных нарядах одеты не по моде. *** В памяти останутся приятные воспоминания о проведенных вместе с этим городом днях. В минуту ностальгии всплывут красивые и гармоничные его черты. Вдруг вспомнится известное только близким имя Герливуд, полученное им за актерский талант и роли в кино, и замелькают кадры «Вокруг света за 80 дней», «Бесславных ублюдков», «Эрудиции», «Отеля «Гранд Будапешт»… Роман с Гёрлицем не окончен! |
|
||||
|