Кризис миновал – что дальше? Только ли негатив он принес российскому рынку MICE? Тому, какие пути открыл кризис для развития MICE-рынка и что, по мнению экспертов, ждет его в будущем, и пойдет речь в этой статье.
На фоне показателей прошлого года ситуация на рынке MICE выглядит почти радужно.
Последствия кризиса не оказались катастрофическими, более того, необходимость борьбы за клиента вынудила TMC и DMC компании сделать мир деловых путешествий значительно интереснее, чем до него. Уходят в прошлое сумасшедшие бюджеты, никак не соответствующие целям и масштабам мероприятий, уступая место сбалансированным, с точки зрения цена/качество, услугам.
По мнению Олега Шабуцкого, генерального директора компании «Демлинк Трэвел», рынок MICE активизировался, вырос интерес к новым странам. Кроме того, появился опыт организации инсентив-поездок, поэтому клиенты более четко понимают, что именно необходимо включать в программы.
«В основном изменения коснулись стоимости организации мероприятий. Клиенты стали больше сокращать дополнительные расходы», – говорит управляющий директор компании JeNICO Travel Рауф Расулов. С ним согласен и Дмитрий Марьин, директор MICE-компании Unifest Travel, который считает, что одним из основных трендов российского рынка MICE стала минимизация расходов на каждое конкретное мероприятие при увеличении количества мероприятий и общего бюджета.
«Объем заказываемых услуг в целом действительно растет, но бюджеты на мероприятия по-прежнему остаются сокращенными», – отмечает Роман Горохов, директор компании Nicko Travel Group.
Все большее число агентств таким образом оптимизировали свои активы, чтобы предоставлять клиентам услуги «под ключ» максимально быстро и экономично. У компаний появилась необходимость оперативно и гибко реагировать на спрос и диверсифицировать свои предложения с учетом требований рынка, что, надо полагать, положительно сказалось на качестве мероприятий.
«На наш взгляд, рынок MICE в настоящий период отличает ответственное отношение заказчиков к бюджетам на мероприятия – независимо от вида мероприятия есть четкое стремление найти оптимальное предложение по соотношению цена/качество», – подчеркивает Наталья Захарова, руководитель отдела MICE FCm Travel Solutions
Из соображений экономии трэвел-бюджеов изменилась и география поездок. В частности, корпоративные клиенты обратили внимание на регионы России, где проведение MICE-мероприятий проще с точки зрения логистики и оформления документов. «Все большей популярностью пользуются такие направления, как Байкал, Камчатка, Алтай», – отмечает Дмитрий Марьин.
По оценке Рауфа Расулова, появилось немного больше запросов на проведение мероприятий в России и странах ближнего зарубежья, но и традиционные направления пользуются популярностью. Наталья Захарова говорит, что из российских направлений постоянными являются мероприятия всех видов в Санкт-Петербурге и Подмосковье. Новым направлением для проведения конференций стала Западная Украина.
Учитывая, что одной из особенностей MICE-рынка является то, что он очень плотно связан с другими отраслями экономики, такими как гостиничная индустрия, рынок аренды помещений, рынки услуг по визовому сопровождению поездок, обеспечение безопасности и развлечений участников мероприятий и всех видов переводов, перед российскими регионами открывается интересная перспектива.
Выходит, кризис стал катализатором оптимизации бизнес-процессов компаний и некоторого изменения содержания их портфелей продуктов.
Единственным, кто пока не признавал факт смягчения кризиса, остался клиент
Роман ГОРОХОВ,
директор компании Nicko Travel Group
Начало 2010 г. запомнится как время медленного, но уверенного выхода всех отраслей российского бизнеса из финансового кризиса. Сфера MICE-услуг не явилась исключением. Сегодня мы уже можем наблюдать некую стабилизацию. Но говорить о полном выходе отрасли из кризиса еще рано. Мы еще долго будем чувствовать отголоски тех реалий, которые сложились в индустрии за два кризисных года.
В 2009 – начале 2010 гг. рынок MICE характеризовало несколько основных тенденций: снижение объемов заказов, ужесточение условий оплаты услуг агентства со стороны клиента, тотальный аудит, демпинг, сокращение доли креативной составляющей при организации мероприятий, ужесточение административных требований в отношениях с агентствами. Уже в начале года многие средства массовой информации говорили о том, что кризис преодолен, что продажи возвращаются на докризисный уровень. Поставщики подняли цены и неохотно шли на переговоры по поводу дополнительных бонусов и скидок для агентств. Единственным, кто пока не признавал факт смягчения кризиса, остался клиент.
Первым звонком к выходу из кризиса стал рост заказов инсентив-мероприятий для сотрудников и партнеров, на отказе от которых в последние два года компании старались экономить бюджет. По нашим данным, объем инсентив-заказов за 2008–2009 гг. сократился на 70% по сравнению с докризисным уровнем.
Кроме того, до сих пор очень остро стоит вопрос кредитования оказания услуг. Сложилась следующая тенденция: выбор клиентом того или иного MICE-агентства во многом определяется возможностью данного агентства предоставить отсрочку оплаты оказанных им услуг. Приходится договариваться с поставщиками о получении кредитной линии. Многие из них, в конце концов, идут на такие неудобства, понимая, что сегодня это, пожалуй, единственный выход из ситуации.
Еще одной проблемой, с которой пришлось столкнуться ведущим MICE-агентствам в период кризиса, стал демпинг. В нашем случае демпингом можно считать предложение в тендерах цены на заселение в гостинице заведомо ниже себестоимости. Такие риски со стороны агентства во многом обуславливаются надеждой впоследствии договориться с поставщиками о предоставлении дополнительных бонусов. Но отели занимают очень жесткую позицию по данному вопросу: предложенная ими цена – единственная на рынке и, соответственно, одинаковая для всех агентств. Если отель снижает цену для одного агентства, он автоматически снижает ее и для всех остальных. И агентство, попавшее в ловушку, вынуждено экономить на чем-то другом, что заметно ухудшает качество предоставляемых им услуг. Таким образом, за «бросовые цены» клиент получает «бросовое качество».
Исключением в данном случае может стать подписание бонусного договора между отелем и агентством, который позволяет агентству запрашивать более выгодные цены на размещение. Бонусные договоры – это, как правило, результат долгого и плодотворного сотрудничества, консолидации объемов, а также эффективных переговоров.
Рынок MICE-услуг будет еще долго приходить в себя. И для ускорения и оптимизации процесса выхода из кризиса было бы эффективным создать по аналогии с BTAA некое сообщество, форум, на котором представители ведущих MICE-агентств могли бы обсуждать важные и актуальные вопросы и проблемы отрасли, что позволило бы бизнесу оставаться честным, открытым, а главное – продуктивным.
Сегодня выжить смогут лишь многопрофильные агентства
Юрий САРАПКИН,
исполнительный директор Ассоциации агентств делового туризма (ВТАА), действительный член MPI и ACTE
После кризиса на рынке MICE появились некоторые новые черты в практике ведения бизнеса. Например, заказчики стали уделять много внимания ROI или ROR (Return on Investment или Rate of Return) – коэффициенту окупаемости инвестиций, стремясь, чтобы каждый затраченный рубль на организацию деловой поездки приносил максимально возможную прибыль. Таким образом, на первый план вышли оптимизация и контроль бюджета, так называемый no-frills approach.
Сроки подготовки поездок тоже резко сократились, а вот география расширилась: Таллин, Вильнюс, София, Баку, Ереван пользуются все большей популярностью у клиентов.
Рынком индустрии встреч и инсентива овладевает социальная сеть. Сегодня она предоставляет прекрасные возможности для обмена информацией, поиска выгодных предложений для деловых путешествий, продвижения конгрессных и выставочных площадок и т.д.
К сожалению, пока в России существование индустрии встреч и делового туризма как туристической отрасли до конца не признано на государственном уровне. Необходима разработка и реализация программ государственной поддержки развития отрасли на федеральном и региональном уровнях. Уверен, что одна из причин кроется в том, что Россия принадлежит к тем редким государствам, в которых туризм передают из рук в руки и переподчиняют в среднем раз в три года. Государство не инвестирует в российскую туристическую инфраструктуру уже десять лет.
Очень плохо, что мы слабо представлены в международных организациях индустрии встреч и делового туризма. Мы вступаем, например, в такие авторитетные международные объединения, как ICCA, в настоящее время там представлены 12 российских организаций, но не ведем экспертной, планомерной и активной работы внутри них.
Еще один наболевший вопрос – отраслевое образование. В России очень трудно создается интеллектуальный образовательный рынок. Мы не котируемся на рынке подготовки кадров в деловом туризме, а ведь люди – наш самый важный актив. Мы только привыкаем учиться всю жизнь, а не один раз на всю жизнь. А специалист индустрии встреч, как профессиональный спортсмен, обязан быть всегда в форме и постоянно ее поддерживать.
На уровне страны и города просто необходимо формирование достоверного и объективного положительного образа для развития въездного туризма. Нужен грамотный промоушн и пиар, например, с помощью DMOs (destination marketing organizations) – организации маркетинга направлений или CVBs – конвеншн-бюро.
Конечно, не все так грустно и плохо, например, становится лучше качество работы наших кадров, строятся и модернизируются конгрессно-выставочные комплексы, растет номерной фонд гостиниц, обновляются международные аэропорты и т.д. Думаю, что в отрасли лучшие компании выходят из экономического кризиса более сильными. Происходит естественная санация компаний. Сегодня выжить смогут лишь многопрофильные агентства, предоставляющие широкий спектр услуг. В складывающихся посткризисных условиях необходима консолидация и укрупнение рынка.
России нужна связь между теми, кто планирует, и теми, кто делает. Нам надо меняться, принимать новые правила и стандарты, по которым живет мир. Нужна сильная отраслевая система! Ее-то у нас пока по-прежнему нет.