Новости

05 августа

Денис Матюхин о том, почему ИИ не скоро завоюет тревел-рынок России

В рамках своего выступления на Sabre Space, эксперт рассказал, что может помешать отечественным компаниям повсеместно внедрить ИИ

В рамках форума Sabre Space, проходившего в столице в прошлом месяце, ведущие игроки рынка обсудили наиболее актуальные тренды в мире туризма и технологий, поделились видением, стратегиями и взглядами на эволюцию туристического бизнеса.

В рамках своего выступления Денис Матюхин провел экспертную сессию на тему «Опыт внедрения технологии искусственного интеллекта в туристической отрасли» и рассказал слушателям о том, какие проблемы стоят перед тревел-агентствами, которые хотят построить у себя AI-систему (ИИ), каково будущее индустрии в России и почему искусственный интеллект еще не скоро «захватит» бизнес-туризм. 

Он рассказал, что при подготовке к запуску искусственного интеллекта перед «Аэроклубом» стояла амбициозная цель. Учитывая огромный объем тревел-контента, на базе которого делается выдача в ответ на запрос клиента, в агентстве решили, что идеальный вариант работы AI-системы — предлагать клиенту один единственный вариант: 

«Искусственный интеллект должен быть настолько хорошо адаптирован к разным клиентам и пассажирам, — объяснил Денис Матюхин, — чтобы в конечном итоге дать единственное, правильное, стопроцентное попадание в то, что нужно клиенту — и оно должно производить «wow-эффект». Это не будущее, а уже настоящееК примеру, пользователь вбивает в браузере «Хочу купить...», а система сама подставляет «мотоцикл», и вот тут у человека проскакивает мысль: «Вроде бы и про мотоцикл еще ничего не писал, а они сами догадались». То же самое будет происходить в тревеле. Когда клиент получит один единственный вариант, он будет говорить: «Вау, как они узнали, что я именно так хотел?» На самом деле в этом ничего сложного нет, но для этого нужно большое количество экспертизы», - продолжил объяснять эксперт.

Далее г-н Матюхин обратил внимание гостей на то, что для того, чтобы выстроить систему искусственного интеллекта, нужен огромный уровень автоматизации, что требует финансовых затрат. Это одно из самых главных ограничений, из-за которых уровень автоматизации и искусственного интеллекта в тревел-индустрии будет расти медленнее, чем в других, более доходных сферах: «Мы в «Аэроклубе» очень многое делаем для автоматизации бизнес-процессов как на стороне клиента, так и на нашей. Во многих компаниях, с которыми мы общаемся и с которыми конкурируем, такого уровня автоматизации нет, потому что это правда очень дорого. В условиях санкций мы все действительно стали зарабатывать меньше. А начать получать больше можно, как ни странно, как раз с помощью автоматизации. Чем больше вы автоматизируете бизнес-процессы, чем больше у вас клиентская база, тем лучше вы ее насыщаете, тем лучше работают те проценты автоматизации, которые уже есть, и это позволяет вам зарабатывать больше». 

По мнению спикера, есть три основные проблемы, которые неизменно встанут перед тревел-агентствами при разработке системы искусственного интеллекта: настройка автоматизации; хранение и обработка big-data; машинное обучение. 

«Первая проблема — настроить автоматизацию, на которую требуются колоссальные деньги. У нас нет игроков на рынке, которые могут предоставить готовые комплексы. Мы друг другу ничего не продаем, поэтому каждый делает продукт самописно, — а это труд и время. 

Вторая проблема — big-data. В одном единственном билете около 300 полей. Для выставления счета нужно максимум пять. Про все остальные мы раньше просто забывали, потому что эта информация была не нужна. Соответственно, возникает вопрос: когда ты должен начать ее копить? Затем появляется вопрос: как складывать? Есть сырые данные, а есть обработанные. Для того, чтобы их унифицировать, собирать big data lake, нужны специалисты, а это тоже стоит денег. Но и это еще не все: вы каждый день продаете новые услуги, и ваше «озеро» насыщается новой водой. Как хранить новые данные? Как обрабатывать? Зачем они вообще нужны? 

Еще одна тяжелая история — машинное обучение. Будем ли мы это делать «пальцами», самостоятельно? С помощью клиентов? Попытаемся подстроить эту систему так, чтобы она начинала думать, как человек? Последнее — это очень сложно. Мы даже близко к такому не подошли».
 

Именно поэтому, полагает г-н Матюхин, массового сдвига в сторону искусственного интеллекта в тревел-индустрии еще долго не будет: «Сейчас это дело каждой отдельной компании. У кого сколько денег есть, сколько кто захочет потратить на big data и автоматизацию, искусственный интеллект, машинное обучение. А результатом может быть как просто знание, так и реальный успех. Мы много средств вложили в исследования, в проверку гипотез, и на определенном этапе казалось, что мы их просто теряем. Поэтому нельзя дать рекомендацию: „Ребята, давайте все в искусственный интеллект“, — это утопия. В тревеле точно. Массового использования не будет. Посмотрите на количество региональных продаж. Там нет такого онлайна, как в Москве и даже в части Санкт-Петербурга: там 70-80% продаж до сих пор в терминале. Поэтому, рассуждая в рамках всей России, нам до искусственного интеллекта еще далеко». 

Отвечая на вопрос из аудитории о перспективах развития рынка, спикер отметил, что для тех агентств, которые пройдут этап автоматизации и внедрения искусственного интеллекта, тревел перестанет быть основой — он станет побочным и максимально автоматизированным. На первый план выйдет работа с уникальными, «узкими» данными. 

«Отдельная авиакомпания не может анализировать данные всех других перевозчиков. Тарифную сетку легко посмотреть, но нужно понять, почему тариф продается именно так, а не иначе, разобраться, в чем ты проигрываешь другим. Ни одна авиакомпания не знает, что происходит на рынке. Как это ни странно, это знает тревел-агентство. То же самое с отелями. То же самое с другими поставщиками. Один и тот же человек, который сегодня представитель компании в командировке, а через сутки — просто отдыхающий, по-разному принимает решения. Это позволяет компаниям, у которых есть блоки B2B и B2C, правильно продавать эти данные. 

Одна из моделей работы с информацией — это «замкнутый круг»: авиакомпания выдает контент, агентство продает билеты, а затем возвращает информацию в авиакомпанию. На ее основе авиаперевозчик сможет динамически подстраивать не только свои тарифы, но и свои сервисы. 

Вторая тема — это обогащение данных. Если у вас есть data, можете ее продавать. Но если вы возьмете данные на своем участке и обогатите другими — возьмете информацию с ритейла, с корпоративного сегмента, от сотовых операторов, парковок, страховых компаний… — сложите их правильно, то стоимость таких обогащенных данных вырастет во много раз. Изменится конверсия, и любая компания, которая захочет получить такую конверсию, заплатит гораздо больше».
 

/bt-magazine.ru

← Вернуться к новостям

Поиск по новостям

по дате:
по месяцу и году:

Подписка

Укажите Ваш e-mail для
получения свежих новостей.