МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ
|
|
Новости27 апреля
Как не потерять доверие клиента в условиях отмен из-за форс-мажораЭксперты отрасли рассказали о том, как сохранить доверительные отношения с заказчиком и не потерять деньги
На прошлой неделе в рамках онлайн-вебинара, организованного интернет-порталом Expomap, специализиюрущемся на выставках и конференциях, а также мероприятиях для малого и среднего бизнеса, эксперты отрасли делового туризма Артем Чернышев – директор международной туристической выставки MITT и Наталья Евневич – основатель ГК «Конкорд» обсудили с коллегами перспективы развития отношений с клиентами в условиях кризиса и отмен из-за COVID-2019. Февраль и март стали переломными месяцами для индустрии, именно в это время каждый день появлялись сообщения об отмене крупных туристических мероприятий. Об отмене выставки MITT-2020 общественности стало известно за день до ее начала. Артем Чернышев, директор выставки MITT рассказал, что напряжение среди участников начало нарастать уже с середины февраля, поскольку Европа уже была поражена недугом. «Мы старались строить нашу коммуникацию с участниками, отвечая на острые вопросы. Могу сказать, что, уже основываясь на имеющемся опыте, мы поняли – самое важное – быть на связи с экспонентами. Держать их в курсе этапов подготовки выставки и последних изменениях в деловой программе» По словам г-на Чернышева, решение о создании оперативного штаба внутри компании было принято по примеру других стран: «Мы понимали чего нам ждать. Ежедневно отслеживали меры, принимаемые правительством, анализировали нормативные акты правительства, мэрии и Роспортебнадзора и проч.». После 5 марта, когда вышел указ мэра о запрете проведения массовых мероприятий, оперативная команда MITT встретилась с представителями Роспотребнадзора, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и разработать дальнейший план действий. «Понимая всю серьезность ситуации, мы были готовы отменить выставку в любой момент. Нужен был лишь нормативный акт, чтобы наши участники понесли минимальные финансовые потери. Здесь я говорю о нормах гражданского кодекса, которые регулируют взаимоотношения в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств непреодолимой силы», - отметил директор MITT. Со своей стороны, Наталья Евневич, основатель ГК «Конкорд» отметила, что за последние годы индустрия никогда не сталкивалась с кризисом подобного масштаба. «У нас никогда не было отмен выставок. Был вопрос «успеешь или нет достроиться, получить деньги?» Были проблемы другого порядка, но всегда выставки открывались. В марте был какой-то обвал». По словам эксперта, в настоящее время индустрия оказалась в «не просчитываемой ситуации». Это - «стресс-тест для индустрии, организаторов и заказчиков». «Как оператор, работающий с заказчиком и устроителем выставки, могу сказать, что наши договора несовершенны. У нас есть «чердак» – 7 и 8 пункты в договорах, которые все проскакивают, не читают. И очень зря, потому что они фактически освобождают исполнителя от возмещения материального убытка заказчику», - отметила г-жа Евнечич. Event – это отрасль, которая страдает от «невозврата» от заказчиков и поэтому сейчас самое время объединяться с конкурентами, чтобы иметь возможность «работать в современных условиях, вызванных кризисом». Поддержав слова Натальи Евневич, Артем Чернышев добавил: «Пункт про форс-мажор в договоре есть, но его никто всерьез не воспринимал и даже не читал, к сожалению». Говоря о госзаказчиках, спикер отметил, что выстраивание взаимоотношений между устроителем выставки и экспонентом по возврату компенсаций всегда непростой, потому что с ним мало кто сталкивался. «Мы предложили клиентам два варианта: первый вариант - возврат 100% и он актуален регионам РФ и некоторым иностранным участникам, т.к. это госденьги. Второй вариант – заморозить уплаченные средства и перенести их на следующий год. Отмечу, что думая над тем, какие варианты предложить нашим экспонентам, компанией было принято решение никакие расходы, понесенные нами как устроителем выставки, с клиентов не взимать», - подчеркнул г-н Чернышев. Рассказывая о создании своей модели поведения с экспонентами, директор международной выставки отметил, что острые моменты в коммуникации между сторонами присутствуют, «но мы пытаемся найти консенсус». Затрагивая вопрос о том, сколько судебных разбирательств ждет отрасль в будущем, Наталья Евневич пояснила: «Нужно понимать, что, если все заберут деньги, система рухнет. Никто в этом не заинтересован. Я думаю, что суды это крайняя мера. У нас у всех есть разум и мы открыты к диалогу. Нужно делать выводы. В договоры нужно вносить фразу: «заказчик должен компенсировать исполнителю фактически понесенные расходы». Нужно этот момент обозначить на бумаге, чтобы юристам было проще и легче работать». Г-н Чернышев поддержал коллегу: «У меня нет ощущения, что нас ждет такое развитие событий. Скорее, сейчас мы просто обмениваемся мнениями и пытаемся найти точки соприкосновения. У нас не было писем с судебными претензиями. Я полагаю, что в нашей отрасли бума на судебные разбирательства не будет. Со многими выработаны давние отношения, что дает нам шанс на диалог без экстремальных моментов. В отрасли и так все достаточно тяжело и не понятно, когда туризм вернется к жизни. И нет нужды насильно обострять и без того сложные моменты». Не обошли вниманием эксперты и момент привязки оплат к курсу доллара. По словам Артема Чернышева, возврат денежных средств экспонентам всегда проходит в той валюте, в которой была совершена оплата участия. Г-жа Евневич сказала, что этот вопрос болезненный, поскольку единого решения по госконтрактам и деньгам нет, поэтому приходится закладывать какие-то риски. Завершая беседу эксперты отметили, что, несмотря на всю сложность ситуации на рынке, пандемия помогла отрасли собраться и выявить новые возможности для организации и проведения мероприятий. Онлайн-площадки сейчас просто взрываются от числа полученных запросов. По словам Артема Чернышева, у онлайн-площадок есть потенциал, как у нового проекта и они будут востребованы. Однако онлайн не может создать «эффект присутствия» и в этом его слабая сторона. В свою очередь Наталья Евневич сказала, что онлайн-площадки – это интересное гибридное решение, позволяющее без личного присутствия привозить не только членов команды на то или иное событие, но и спикеров. «У нас появилась возможность привозить и спикеров на проекты, хотя может быть недостаток бюджета, не позволяющий сделать это в реальности и «брать с собой» переводчиков и других специалистов. Не все доедут к нам в Красноярск и Тверь на «Реки России», но теперь мы можем к физике добавить онлайн, это позволит нам расширить аудиторию». Несмотря на всю сложность ситуации и неясные перспективы возобновления работы «в штатном режиме», ясно, что опускать руки нельзя и нужно использовать любые имеющиеся средства, чтобы не дать индустрии умереть. /bt-magazine.ru |
Поиск по новостямпо дате:
по месяцу и году:
Подписка |
|
||||
|