Новости

16 июня

Что день грядущий нам готовит?

Корреспондент нашего портала пообщался с экспертами рынка бизнес-трэвел, чтобы узнать, какие перспективы у отрасли в ближайшем будущем

В беседе с нашим корреспондентом эксперты бизнес-трэвел индустрии поделились своим мнением и рассказали о том, как долго российский деловой рынок будет восстанавливаться, пережив пандемию COVID-2019.

Собеседники Business Travel пришли к единогласному мнению, что в течение ближайшего года или двух индустрия не восстановится в привычном рынку виде, нас ждет череда трансформаций.

 По словам Глеба Барона, независимого бизнес-эксперта в апреле-мае-июне (до сегодня) рынок MICE в привычном понимании был нулевым. Мероприятий не было вообще. Правда, появилось новое явление – онлайн-мероприятия.

«Конечно, их не так много, и их ценник в разы ниже, но клиенты распробовали эти варианты и многим они понравились» - отметил г-н Барон.

Ожидать восстановления рынка до прежнего уровня в классическом понимании ждать не стоит никогда. Это связано с тем, что жизнь заставила клиентов находить онлайн- решения, и выяснилось, что в целом ряде случаев они работают не хуже, чем оффлайн, а затраты ниже в десяток раз. В связи с этим рынок встреч и тем более мероприятий четко дрейфует в онлайн. «Я далёк от мысли, что он полностью уйдёт в онлайн, но значимая часть уйдёт.

Кроме этого мероприятия и перемещения - это то, что вызывает у властей самые большие вопросы с т.з. распространения вируса. Поэтому, в этой области отмена ограничений будет самой не быстрой. В общем, V-образный отскок ждать не приходится. Я думаю, что выход на стабильный объём (пусть и не равный прошлогоднему) не состоится даже к концу года, а произойдёт только в 2021 году, и то, если не будет новых «чёрных лебедей».

Виктор Куприн, генеральный директор Victor’s Company, заявил, что ему удалось избежать сокращений сотрудников, переведя штат на удаленный доступ.

«До сегодняшнего дня никого не сокращал, платил 70%-50% - 40 %, далее 30 % до августа . Два человека ушли сами. Рынок апрель - май – нулевые показатели.

Я думаю, что рынок придет в норму не быстро. Сентябрь -декабрь процентов на 50 % вернется».

Вячеслав Луговых, исполнительный директор компании IBC рассказал, что в период самоизоляции, в связи с сокращением объемов, компания сместила акценты в сторону доработки IT-процессов и аналитики. «В результате для группы компаний - действующих деловых путешественников - провели донастройку опций в OBT «Ракета» и сформировали доступ к календарю путешествий и большой группе аналитических отчетов, которые клиенты могут получать в самостоятельном режиме в любой временной промежуток без обращения к нам. Приступили к внедрению революционной автоматизированной системы Direct Rates по обслуживанию в онлайн режиме корпоративных отельных тарифов.

Безусловно, мы провели мероприятия по оптимизации ФОТ, но не за счет сокращения штата (изменения были, но носили точечный/единичный характер), а за счет временного пересмотра оценки труда в зависимости от изменения нагрузки».

По его словам, рынок в апреле-мае просел на 85% и на плаву остаются TMC, в чьем "портфеле" есть государственные и частные производственные компании, чья деятельность не может быть остановлена "по команде", с широкой филиальной сетью со стабильными командировками внутри отдельных регионов. Они сократили, но не приостановили деловую активность.

Ожидать восстановления работы рынка на прежнем уровне (тут говорится о совокупности действий), можно осенью 2020, а вот объемы - не раньше, чем  через год. Причем, возвращение по MICE в его классическом понимании (оффлайн) естественно будет отставать от BT с шагом примерно в полгода, считает г-н Луговых.

Павел Васин, эксперт рынка бизнес-трэвел, со своей стороны, отметил, что рынок делового туризма одним из первых получил «короновирусный удар», и одним из последних будет восстанавливаться.

«Однако, сообщений о том, что какая либо бизнес-трэвел компания полностью прекратила оказывать услуги , нам также не поступало. Подавляющее большинство коллег, если не все 100%, смогли организовать удаленное обслуживание того небольшого количества заказов, которые остались в период карантина, хотя бы в этом смысле ситуация слегка лучше чем в кафе или ресторанах без доставки, где дистанционное обслуживание было исключено». 

Г-н Васин полагает, что  касается сокращения штата в той или иной степени это коснулось большинства работников индустрии. Ведь «какого-то универсального правила или решения – нет; да и сама по себе задача не звучит как именно «сократить штат» - сократить пришлось расходы в отсутствие доходов, то есть – затраты на штат. По сообщением коллег, многие сотрудники здраво смотрят на ситуацию и соглашаются на сокращение уровня доходов на время восстановления; руководители же и владельцы компаний хотели бы сохранить персонал, как минимум – основной «костяк». Очевидно также, что на штатную численность повлияли решения государства о предоставлении субсидий и зарплатных кредитов, я полагаю это также повлияло на ситуацию с увольнениями. И речь не только о нашей отрасли; информации о «добровольном» отпуске за свой счет поступает и от других пострадавших компаний».

Тем не менее, полагает Павел Васин, регулирование штата и затрат на штат, это сейчас вопрос выживаемости; нельзя вешать на бизнес социальную функцию государства. Сохранится бизнес – будут и рабочие места.

Ирина Карнаухова, директор по развитию Demlink сказала, что им, как и всем коллегам, пришлось оперативно перестраивать свою работу. Если ранее режим работы на удаленке использовался по мере необходимости, то сейчас компания оперативно перевела практически всех сотрудников на удаленный доступ. «Загрузка была минимальной, поэтому работали в дежурном режиме. У всех наших клиентов были разные графики работы. Некоторые продолжали работать достаточно активно. Кто-то занимался вопросами аннуляций или переносов дат поездок. И, конечно, часть наших сотрудников работали в офисе. Немаловажно, что удалось сохранить график работы 24/7. Основной задачей было отвечать на все вопросы и действовать в интересах наших клиентов. Думаю, с этой задачей мы справились. Нам также удалось сохранить основную часть нашей команды, что позволит очень оперативно включиться в работу».

Также эксперт отметила, что по официальным данным рынок потерял до 97% объемов по всей индустрии. «Думаю, наш сегмент составил не менее 90%», - сказала Ирина Карнаухова. Однако отметила, что это скорее зависело от пула клиентов в каждой компании и их сферы деятельности. «Плюс нельзя не учитывать мероприятия, переведённые на онлайн-платформы. Их количество возросло».

Предсказать восстановление работы рынка, по словам г-жи Карнауховой, нельзя. «Этот вопрос волнует всех, но ответа не знает никто! Повторюсь, очень многое зависит от сферы деятельности клиентов и того вида услуг, в которых они будут нуждаться. Мы прекрасно понимаем, что изменения будут существенные и мы готовы внедрять новые продукты и технологии, которые будут помогать нашим клиентам в их развитии и продвижении. В одном уверена - MICe&BT играют существенную роль в работе компаний и способствуют решению совершенно конкретных производственных задач. Так что восстанавливать объемы будем вместе с нашими клиентами максимально возможными темпами».

Интересно отметить, что в соседней Белоруссии, как рассказал нашему корреспонденту Александр Ванюков, генеральный директор компании Sunny Travel, в Беларуси не было и «очевидно не будет самоизоляции или карантина». По его словам, компания работала и работает в обычном, только, к сожалению «бизнеса и продаж нет».

«Штат перешёл на пол дня, за свой счёт. Пока сокращений нет, кроме истечения контракта с одним сотрудником.

MICE- и бизнес-трэвел просели полностью. В апреле ещё что то трепыхалось, но сейчас все больше отмен билетов, переносов».

По мнению г-на Ванюкова рынок бизнес-трэвел вернётся к работе в «штатном режиме», как только откроются границы, но не в полном объёме. Однако говорить о полном увядании отрасли нельзя, поскольку  «бизнес надо делать и ездить тоже надо. Наши корпоранты только ждут открытия, чтоб тут же ехать».

Говоря о положении дел в MICE-индустрии Александр Ванюков отметил, что на этой ниве ситуация хуже, поскольку есть определенные протоколы, дистанцирование и прочие аспекты, обязательные к исполнению. Все это вкупе ведёт к неудобствам и удорожанию проектов, а бюджетов у клиентов сейчас нет. «Поэтому в этом году не рассчитываем на восстановление индустрии. Но оно точно будет, сейчас все переходят на онлайн-конференции. Онлайн, конечно, потеснит оффлайн. Думаю, в будущем будет гибридная форма MICE» - заключил эксперт.

/bt-magazine.ru

← Вернуться к новостям

Поиск по новостям

по дате:
по месяцу и году:

Подписка

Укажите Ваш e-mail для
получения свежих новостей.