Новости

29 июня

Смогут ли туроператоры сохранить своих клиентов?

Доля россиян, которые организуют свой отпуск самостоятельно, будет расти, а конкурентоспособность сохранят только представленные в интернете туроператоры, говорят эксперты

Туристическая отрасль – одна из наиболее пострадавших из-за пандемии – начинает постепенно восстанавливаться. Однако, по результатам исследования Аналитического центра НАФИ, менее трети россиян собираются обращаться к туроператорам при планировании ближайших поездок на отдых.

Четверть россиян (25%) за последний год выезжали на отдых за пределы своего региона проживания, 10% – за пределы России. Отпуск – главная цель поездок за рубеж для подавляющего числа россиян (94%).

Среди жителей крупных городов доля тех, кто выезжал на заграничный отдых за последний год (с февраля 2019 по январь 2020 – т.е. до начала пандемии), вдвое выше, чем в среднем по стране – для Москвы и Санкт-Петербурга она составляет 20%, для городов-миллионников – 17%. Путешественников за границу больше среди молодых россиян: доля выезжавших за последний год на отдых за пределы страны среди людей 18-24 лет составляет 16%, среди опрошенных 60 лет и старше – вчетверо меньше, 4% (подробнее – в таблицах 3-4).

Говоря о предпочтительных видах отдыха за пределами своего региона, россияне в первую очередь называют пляжный отдых (36%), активные виды туризма (катание на лыжах, сноуборде, походы и др.) и познавательные поездки, включающие экскурсии по историческим местам и осмотр достопримечательностей (32% и 23% опрошенных соответственно). При этом путешественники-мужчины почти вдвое чаще отдают предпочтение активному отдыху (43% опрошенных против 23% среди женщин), а женщины гораздо чаще мужчин выбирают познавательные поездки и лечение в санаториях (26% и 22% против 18% и 12% среди мужчин соответственно).

44% россиян за последние три года совершали туристические поездки по России или за ее пределы. Из них 29% организовывали свой отдых полностью самостоятельно, а 10% обращались за помощью в турагентства. Планируя предстоящий отпуск, 44% опрошенных, вероятно, будут искать и покупать билеты сами, без помощи туроператоров, а 43% не исключают того, что будут самостоятельно искать и бронировать жилье. Задумываются о том, чтобы воспользоваться услугами туроператора, 29% россиян. 

По данным опроса, который был проведен уже во время пандемии – в апреле 2020 года – равные доли российских туристов в ближайший отпуск планируют поехать за границу и по России (подробнее – в таблице 11). Четверть туристов (23%), которые раньше выезжали на отдых только за рубеж, задумываются о том, чтобы провести ближайший отпуск в России.  

Серьезной причиной, которая может заставить вообще отказаться от поездок в ближайший отпуск, для 56% российских туристов является неуверенность в том, что это будет возможно «технически»: будут открыты границы, заработают гостиницы и другие организации туристического сервиса. Вторая по распространенности причина – необходимость экономить из-за существенного снижения доходов (18%). Подробнее – в таблице 10. 

Ирина Иванкова, руководитель направления исследований «Туризм и транспорт» Аналитического центра НАФИ: «Лето в разгаре, уставшие от самоизоляции россияне хотят сменить обстановку и снять накопившийся за период пандемии стресс. Но новая реальность характеризуется для многих сокращением доходов и необходимостью работать больше после длительного периода снижения деловой активности. Это, с большой долей вероятности, приведет к сокращению длины и бюджета отпуска. Туристы еще сильнее, чем прежде будут пытаться получить самое выгодное предложение и минимизировать количество посредников “на пути” к отпуску. Многие станут планировать отдых самостоятельно и использовать различные агрегаторы для сравнения предложений.

Туристическим операторам для сохранения своей доли рынка в этих условиях необходимо бороться за клиента, подбирающего предложения с помощью онлайн-сервисов. Для этого им нужно активно продвигать как свои предложения, так и приложения по подбору туров (работающие по аналогии с агрегаторами предложений по билетам и гостиницам).

Всем представителям туристической инфраструктуры – турагентствам, транспортным компаниям, гостиницам и т. д. – очень важно усиливать свое присутствие в интернете. Потенциальный клиент должен максимально быстро получать полную информацию по своему запросу, чтобы иметь возможность сравнить предложения и оперативно сделать выбор. Любой недостаток информации на сайте конкретного игрока туристической отрасли сыграет в пользу его конкурентов, если у них информация предоставлена в более полном виде и найти ее легче». 

Таблица 1. «Вы лично за последний год отдыхали в России за пределами региона Вашего проживания?», в % от всех опрошенных

 

% 

Да

25 

Нет

75

Таблица 2. «Приходилось ли Вам за последний год выезжать за пределы Российской Федерации?», в % от всех опрошенных

 

% 

Да

10 

Нет

90

Таблица 3. «Приходилось ли Вам за последний год выезжать за пределы Российской Федерации?», в % от всех опрошенных, распределение по типу населенного пункта

 

Москва и Санкт-Петербург

Город 1 млн и более 

Город 500 - 999,9 тыс. чел.

Город 100 - 500 тыс. чел.

Город 50 - 100 тыс. чел.

Город до 49,9 тыс. и ПГТ

Село

Да

20

17

11

8

9

8

4

Нет

80

83

89

92

91

92

96 

Таблица 4. «Приходилось ли Вам за последний год выезжать за пределы Российской Федерации?», в % от всех опрошенных, распределение по возрасту

 

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Да

16

13

11

10

4

Нет

84

87

89

90

96 

Таблица 5. «Какова была цель (цели) Вашей поездки (Ваших поездок) за границу?», в % от всех опрошенных, которые выезжали за последний год за пределы РФ 

 

%

Туризм, отдых (включая посещение родственников)

94

Работа

7

Лечение

3

Образование, изучение языков

3

Таблица 6. «Какие виды отдыха Вы предпочитаете?», в % от всех опрошенных

 

%

Пляжный отдых

36

Активный отдых (катание на лыжах, сноуборде, походы, рыбалка, охота и т.д.)

32

Познавательный отдых – экскурсии, путешествия по историческим, памятным местам

23

Лечение в санаториях

17

В домах отдыха, пансионатах

8

Другое

1

Затрудняюсь ответить

1

Таблица 7. «Какие виды отдыха Вы предпочитаете?», в % от всех опрошенных, распределение по полу

 

Мужчины

Женщины

Активный отдых (катание на лыжах, сноуборде, походы, рыбалка, охота и т.д.)

43

23

Отдых дома

38

35

Пляжный отдых

35

36

Отдых на даче, огороде

34

39

Познавательный отдых – экскурсии, путешествия по историческим, памятным местам

18

26

Лечение в санаториях

12

22

В домах отдыха, пансионатах

5

10

Другое

1

1

Затрудняюсь ответить

1

1

Таблица 8. «Если за последние три года Вы совершали туристические поездки по России или за рубеж, Вы организовывали свой отдых самостоятельно или обращались в туристические агентства?», в % от всех опрошенных

 

%

Не совершали туристические поездки за последние три года

56

Организовывали отдых самостоятельно

29

Обращались к турагенту

10

Некоторые поездки организовывали самостоятельно, некоторые через турагентства

4

Затрудняюсь ответить

1

Таблица 9. «Если говорить о Вашем предстоящем отпуске, насколько вероятно, что Вы…?», в % от всех опрошенных, которые назвали озвученный вариант вероятным

 

%

Самостоятельно будете искать и покупать билеты на специализированных сайтах

44

Будете самостоятельно искать и бронировать жилье с помощью специализированных сайтов

43

Воспользуетесь услугами туроператора

29

Возьмете напрокат автомобиль 

16

Таблица 10. «Из-за чего Вы решили/решите отказаться от туристических поездок этим летом?», в % от опрошенных россиян, совершавших заграничные туристические поездки за последние два года

 

 

Не уверен(а) в том, что поездка будет возможна (откроют границы, гостиницы возобновят работу...)

56

Мои доходы существенно снизились/ожидаю снижения доходов

18

Не хочу заболеть коронавирусом или заразить других

13

Потерял(а) работу/боюсь потерять работу 

4

Другое

9

Таблица 11. «На Ваш взгляд, насколько вероятно, что Вы поедете предстоящим летом отдыхать, и если да, то куда именно?», в % от опрошенных  

 

За границу

По России

И в РФ, и за границу

Вероятно

24

21

22

 /bt-magazine.ru

← Вернуться к новостям

Поиск по новостям

по дате:
по месяцу и году:

Подписка

Укажите Ваш e-mail для
получения свежих новостей.