Наталья Евневич «MICE – ЗВЕРЬ, КОТОРОГО НУЖНО ПРИРУЧИТЬ» ← Вернуться к списку

Своим профессиональным мнением о развитии делового туризма в России делится с читателями журнала Business Travel Наталья Евневич, организатор проекта «День MICE в регионах» и директор группы компаний «Конкорд».

2019 год стал знаковым, потому что деловой туризм признан отдельным видом туризма. Официально это было закреплено в «Стратегии развития туризма до 2035 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ (от 20 сентября 2019 года №2129-р), в соответствующем разделе документа. Стратегия направлена на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, а также на усиление его социальной роли и обеспечение доступности туристских услуг.

Одним из приоритетных направлений развития сферы туризма, обозначенных в Стратегии, выделен деловой туризм, и это большой шаг вперед, но предстоит решить еще много проблем. К примеру, понятийный аппарат – существует ли отличие делового туризма от событийного и MICE?

Нужно иметь в виду, что эта путаница сказывается на работе регионов, которые только открыли для себя деловой туризм и пока не знают, что с ним делать. В регионах России пока не понимают, что это за существо такое MICE и как с ним обращаться. Никаких методических пособий по работе нет и в помине, региональным компаниям просто не на что опереться. Более того, представители регионов вообще осознали, что у них есть деловой туризм только тогда, когда их попросили отметить «галочкой» предложенные в Стратегии подвиды туризма для дальнейшего развития на местах. И вот тут все поняли: у нас есть деловой туризм. Прямо хочется написать методичку с пометками «что делать» и «с чего начать» – вероятно, так и будет сделано. Как это ни удивительно, не все понимают, что первым делом нужно сформулировать преимущества своего региона, сделать описание доступных объектов размещения и площадок, придумать свои «фишки», чтобы привлечь организаторов.

Как достичь результатов, прописанных в концепции развития делового туризма? Городам России сейчас сложно – кроме крупных игроков типа Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, все  находятся примерно в равных условиях. Приходится работать с наследием советского времени в виде деловых отелей и конгресс-центров, которые трансформируются под различные мероприятия. Но это не повод опускать руки, везде можно найти что-то уникальное. Например, в Бурятии, где нет хороших залов и отелей, все большие ивенты организуют в здании Правительства, а когда это невозможно – предлагают провести мероприятие в юртах или музеях.

Желая помочь в решении данных вопросов, представители Ростуризма предложили подойти к изучению задач более детально. В четырех подстратегиях к Стратегии развития поэтапно будет прописан план необходимых действий.

Ростуризмом впервые были выделены бюджеты для туроператоров, принимающих иностранных туристов в России, но и здесь возникли проблемы. Дело в том, что в положении о субсидировании указано, что компания, которая занимается въездным туризмом, обязательно должна обладать лицензией на осуществление данного вида деятельности. А в реальности операторы, организующие деловые конгрессы и выставки, ее не имеют – в этом просто не было необходимости. Таким образом, усложняется процесс выплат и заметно уменьшается интерес со стороны туроператоров, потому что они просто не могут получить эти субсидии, из-за того что перечень документов на их получение не совсем корректно составлен.

И всё это на фоне возрастающего интереса со стороны зарубежных партнеров к проведению и организации различного рода мероприятий в городах и регионах России. К сожалению, нужно признать, что пока у делового туризма нет активного лоббиста ни в стенах Ростуризма, ни в Министерстве экономического развития, ни в Государственной Думе, поэтому дело так медленно движется.

В этой связи руководством группы компаний «Конкорд» было принято решение обратиться в Госдуму к заместителю Председателя Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Сергею Кривоносову с просьбой этот перекос как-то устранить. На 2020 и 2021 год приходится большое число выигранных деловых конгрессов и нам нужно заинтересовать туроператорские компании, чтобы привлечь их к активному сотрудничеству, а без субсидий это сделать достаточно сложно.

Дмитрий Петров
Генеральный директор транспортной компании «Интерсервис»

Олег Шабуцкий
Основатель и совладелец группы компаний "Демлинк"

Дарья Саламатова
Директор Конгресс-центра ЦМТ