МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ
|
|
BusinessTravel №6, Июнь 2015 «Тендер: теория и практика»← Вернуться к журналуВстречи по-белорусскиВыгодное географическое положение и наличие развитой туристической инфраструктуры Белоруссия пока не использовала в полной мере: на мировом рынке делового туризма она по-прежнему практически неизвестна. Однако большое желание выйти на него в республике есть. «Умелое позиционирование Минска как делового центра позволит загрузить наши гостиницы: при этом они могут выступать не только в качестве средств размещения, но и как площадки для проведения международных семинаров и презентаций», – считает директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси Вадим Кармазин. Статистика неумолима Вместе с тем пока деловой туризм республики не демонстрирует тех показателей, которые могли бы быть. По сведениям Национального статистического комитета Республики Беларусь, за 2014 год при общем числе поездок иностранных граждан в страну в объеме 5,375 млн на деловую и профессиональную часть приходится только 349,5 тысячи. Причем по сравнению с 2013-м оба показателя «просели»: годом ранее первый составлял 6,241 млн, а второй – 376 тысяч. Есть у белорусского туризма и характерная черта: при достаточно большом общем объеме въезда, численность организованных туристов, прибывших в республику в 2014 году, составила всего 137,4 тысячи человек. И, несмотря на проведение такого знакового мероприятия, как чемпионат мира по хоккею, показатель оказался только на 0,5% больше, чем в 2013-м. А вот число организованно выехавших за пределы страны уверенно растет (740,5 тысячи человек в 2014-м против 708,4 тысячи годом ранее). Не слишком радужны и другие основные характеристики. Средняя продолжительность пребывания туристов в Белоруссии, к примеру, составляет четыре дня, а средняя загрузка объектов размещения в 2014 году – 34%. По сравнению с 2013-м она снизилась на 7%. В сфере делового туризма международного уровня Белоруссия и вовсе оказалась за бортом статистики. В свежем бюллетене ICCA с итогами за 2014 год ни страна в целом, ни ее столица Минск, не зафиксированы. Это означает, что если какие-либо деловые события, которые могут учитываться статистикой ICCA, в 2014-м в Беларуси и проходили, то их количество в течение года оказалось менее пяти. Что для страны, находящейся в центре Европы на перепутье многих дорог с Запада на Восток и обладающей огромным экскурсионным потенциалом, явно мало. Есть где принять По данным республиканской статистики, в 2014 году в Белоруссии услуги по размещению туристов предоставляли 331 гостиница, 37 гостиничных комплексов, 7 туристско-гостиничных комплексов, 4 мотеля и 151 объект иных видов (всего – 530). Их единовременная вместимость на конец 2014-го составляла 35,4 тысячи мест. И хотя большая часть объектов приходится на те, которые «звезд» не имеют, есть в Белоруссии и достаточное число качественных гостиниц. К примеру, уровня 3* насчитывается 32 объекта, 4* – 6, 5* – 3. В Минске, который является не только столицей страны, но и ее деловым центром (и центром делового туризма тоже), расположены 45 гостиниц (из них 12 уровня 3*, 4 – 4*, 3 – 5*), которые одновременно могут принять 10,4 тысячи человек. Может быть, эти и другие площадки не годятся для деловых туристов? Вовсе нет. Ведь сейчас в Минске имеется не менее двух десятков объектов, способных принимать деловые мероприятия с разной численностью участников. В том числе и сетевые отели, которые всегда тяготеют к деловым гостям и сами по себе являются драйвером развития MICE-туризма. Среди отелей для деловых гостей одно из лучших предложений у Renaissance Minsk: 267 комфортабельных номеров девяти категорий, оборудованных в полном соответствии с требованиями времени (бесплатный высокоскоростной Wi-Fi, сейф, кондиционер и т. д.). Десять многофункциональных залов (общая площадь – 940 кв. м), рассчитанных на прием от 20 до 640 участников, имеют соответствующее звуковое и световое оборудование (в том числе для синхронного перевода). В их числе – и самый вместительный в Минске «Бальный зал». Отель обеспечивает обслуживание деловых гостей на одном этаже (конференц-залы и вспомогательные помещения, включая пространства для кофе-брейков и пр. расположены рядом), а в свободное время они могут отлично отдохнуть в современном спа-центре с большим бассейном или поучаствовать в многочисленных организуемых в гостинице культурных мероприятиях. И он вовсе не одинок: кроме уже действующих, в Минске на стадии реализации находятся еще около двух десятков гостиничных проектов, среди которых Hyatt Regency, Novotel и Hampton by Hilton. При этом Вадим Кармазин уверен, что появление новых объектов и городу, и туризму пойдет только на пользу: среди них будет более высокая конкуренция за клиента (в том числе делового) и цены на размещение, соответственно, пойдут вниз. Есть ли в Беларуси другие крупные площадки, годные для деловых мероприятий? Есть. В их числе, к примеру, гордость республики – комплекс Национальной библиотеки с уникальными библиотечными параметрами и смотровой площадкой на высоте 72 метра, с которой столица страны видна как на ладони, располагает также международным пресс-центром и конференц-залом на 450 мест. А для более масштабных мероприятий можно использовать в деловых целях и такие площадки, как многофункциональный спортивный «Минск-арена» или выставочный комплекс «БелЭкспо». Имеются в Белоруссии и профессиональные организаторы, способные провести деловой форум любого уровня: в их числе, прежде всего, называют «Экспофорум» (специализируется на проведении выставок и сопутствующей им деловой программы), а также «МинскЭкспо» (примерно той же специализации с уклоном в промышленный сектор экономики). Если учесть, что в стране великолепно развит агроэкотуризм (только в этом направлении в республике имеется свыше двух тысяч объектов), который даже в 2014-м показал уверенный рост объемов (на 17,3%), у Беларуси есть и козырь, который вполне может «сыграть» в деле привлечения, к примеру, инсентивов. Почему же пока деловой туризм в стране развит не так, как хотелось бы? Корни проблем Причин, обусловливающих нынешнюю ситуацию в этом туристическом секторе, немало. И каждая из них имеет свое объяснение. Почему, к примеру, в 2014-м в объемах белорусского туризма, включая деловой, произошел спад? На этот вопрос отвечают данные статистики: из всех организованных туристов (137,4 тысячи человек), к примеру, на граждан стран СНГ в 2014 году пришлось 115,6 тысячи, а только на Россию – 113,2 тысячи. При этом на все остальные (вне СНГ) государства пришлось 21,8 тысячи. А поскольку в 2014-м во многих окружающих Белоруссию странах случился финансовый кризис, наряду с конфликтом вокруг Украины это привело к негативным последствиям и в сфере MICE-туризма. Ведь если сложить затраты на дорогу с другими сопутствующими деловому мероприятию, сейчас его организация внутри РФ во многих случаях оказывается более выгодной. Чем обусловлено малое присутствие на местном туристическом рынке деловых туристов с Запада или Востока? Во многом – достаточно жесткими визовыми требованиями: кроме стран СНГ, въехать в Белоруссию без визы могут граждане менее чем десятка государств мира. Причем больше, чем цена, вероятных туристов отталкивает необходимость сбора и предоставления целого ряда документов. «Существует контраст между яркими буклетами, перечисляющими туристические прелести Белоруссии, с одной стороны, и сложным списком требований для получения визы и неприятно высокой пошлиной, с другой», – так отзываются об этой проблеме граждане стран Запада. И если для двух-трех человек, приезжающих в страну в командировку, получение визы вряд ли может быть серьезным препятствием, то представьте, если речь идет об организации делового форума с числом участников в 500 персон. К тому же длительное время Белоруссия в Европе находилась в своего рода политической изоляции. И последствия этого до сих пор, увы, сказываются на ее деловом туризме. Не случайно, к примеру, сетевые отели под управлением международных операторов появились в этой стране лишь в последние годы: раньше мировой бизнес попросту побаивался здесь осваиваться. А поскольку в предыдущий период (да во многом и сейчас) туризм страны ориентирован на Россию, все еще существуют сложности, к примеру, с наличием англоязычной уличной информации и даже сервисом. В качестве аргумента можно привести тот факт, что англо- и немецкоязычная страницы на сайте Международного туристического агентства страны появились лишь в прошлом году. Работать на перспективу Вместе с тем в ближайшем будущем Беларусь намерена уделять развитию делового туризма особое внимание. В частности, с инициативой всемерно содействовать направлению в правительство обратилась Республиканская конфедерация предпринимательства, готовая максимальное поддерживать организацию в Минске международных деловых мероприятий. «Началось активное участие Беларуси в международных выставках, инициируется сотрудничество с агентствами и турбизнесом, организуются информационные туры, проводятся промоакции, – констатирует директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси Вадим Кармазин. – Туриндустрия впервые за много лет задумалась о том, как ей развиваться дальше». И это объяснимо: туризм в Беларуси становится прибыльной и заметной сферой экономики. В частности, на 2015 год перед белорусской туриндустрией поставлена задача увеличить экспорт профильных услуг до объема в $480 млн. И, сохраняя лидерство турпотока из России, продвигать туристические ресурсы страны на Западе, а также в странах БРИКС, в Турции и Израиле, с которыми подписаны соглашения о безвизовом режиме. Готовность теснее сотрудничать с Белоруссией высказал на одной из профильных конференций в Минске и генеральный секретарь Всемирной туристической организации (UNWTO) Талеб Рифаи. «Поток прибывающих в Беларусь увеличивается: это отражает тот факт, что в стране многое делается для развития туризма, – отметил он. – У страны есть огромный туристический потенциал». По его оценке, Белоруссия может принимать до 25 млн туристов в год. И, скорее всего, в перспективе бизнес-туризм станет в этом показателе весьма существенной частью. «Мы видим рост интереса к Белоруссии как MICE-направлению, – отмечает директор компании «Вокруг света» Марина Кондрашова. – Это напрямую связано с открытием в Минске новых отелей, которые существенно расширили возможности конгрессного туризма. Однако это только один из фактов, который говорит о развитии делового туризма как одного из наиболее перспективных направлений в Беларуси. Есть уверенность в том, что оно будет развиваться достаточно быстро и поступательно». |
|
||||
|