BusinessTravel №6, Июнь 2015 «Тендер: теория и практика»← Вернуться к журналу

MICE на Северо-Западе: амбициозные планы


Несмотря на декларируемый акцент на развитии делового туризма (в первую очередь в Санкт-Петербурге), пока Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) РФ для зарубежных организаторов мероприятий остается малоизвестным. Однако в его столице уже к 2020 году надеются оказаться в числе лидеров.

Пока отстаем

По данным ICCA, в течение 10 лет (с 2004-го по 2013-й) общее число деловых мероприятий в Санкт-Петербурге оказалось вчетверо меньше, чем в Будапеште, Копенгагене или Праге. И почти втрое – чем в Хельсинки.

 «В Санкт-Петербурге пока не проводится достаточного количества международных ротируемых мероприятий, крупных форумов и выставок мирового уровня, - соглашается Сергей Воронков, генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл». - Причина была в слабо развитой туристической и дорожно-транспортной инфраструктуре. А главное - в отсутствии специализированной площадки, способной принимать такие мероприятия. Но с открытием нового конгрессно-выставочного центра «Экспофорум» проблема с площадкой решена, и вопрос привлечения крупных мероприятий в Петербург значительно продвинулся вперед.

По оценке Александры Юрковой, руководителя службы маркетинга и PR ГК «Мономакс» (компания занимается профессиональной организацией конгрессов и конференций в статусе PCO), «ситуация в деловом и конгрессном туризме часто является отражением ситуации с деловой и научной активностью в стране, регионе, городе». «Кроме туристической привлекательности, крайне важна и способность представителей дестинации сформировать достойную деловую или научную программу, предоставить экспертов, результаты исследований и разработок, бизнес-проекты и т.д. – уверена она. – А в ежегодном рейтинге Всемирного банка Doing Business 2015 года Россия занимает 62 место: ее опережают не только США или Германия, но и Чехия, Венгрия или Финляндия. Все эти страны опережают Россию и в рейтинге ICCA».

Если же говорить об объемах питерского рынка делового туризма, то эксперты в оценках расходятся. По мнению Сергея Воронкова, если весь российский рынок MICE-индустрии оценивается в $21 млрд и при этом на Москву приходится около 60%, на Петербург – примерно 20%, а еще 20% -- на остальную Россию, то объем рынка делового туризма в Петербурге составляет около $4 млрд. «Здесь нужно уточнить, что эта цифра отражает сегменты не только международного въездного туризма, но и внутреннего делового», – комментирует он.

В свою очередь, Александра Юркова оценивает объем сегмента деловых встреч Петербурга (без учета выставок) цифрой до 25 млрд рублей в год. При этом она констатирует, что зафиксированные в статистике ICCA в 2013 году мероприятия принесли в экономику города примерно $31 млн. «Если сопоставить эти цифры с данными по ГК «Мономакс», то в структуре портфеля заказов компании мероприятия, соответствующие критериям ICCA, составляют до 15%, – замечает она. – Причем 15% -- максимум, случившийся в 2014 году: в среднем это 5--8%».

«По результатам проведенного в конце 2014 года ВНИЦ R&C опроса зарубежных и российских экспертов, объем петербургского рынка встреч, с которым отрасль делового туризма тесно связана, в денежном выражении составляет 2--4 млрд рублей. – констатирует Сергей Иванов, исполнительный директор АНО «Конгрессно-выставочный кластер Санкт-Петербурга». – В 2014 году в связи с геополитической ситуацией рост рынка замедлился, однако, согласно экспертным прогнозам, в 2015 году отрасль ждет положительная динамика».

Впрочем, разница в оценках объемов объяснима: точных цифр, скорее всего, нет ни у кого, поскольку нет единой методики оценок и единой же достоверной базы данных по этому вопросу.

Причины отставания

Как туристические власти города, так и представители бизнеса уверены: в настоящее время Санкт-Петербург располагает всеми возможностями для приема деловых мероприятий самого крупного «калибра».

Сейчас в городе на Неве имеется не менее 100 деловых площадок самого разного характера (от уникальных дворцовых ансамблей до суперсовременного «Экспофорума»), способных удовлетворить любого заказчика.

Есть в Санкт-Петербурге и новый аэропорт, и пассажирский порт, и хорошие отели (за последние пять лет появилось немало новых с общим фондом в 9,5 тысячи номеров), постепенно «расшиваются» транспортные проблемы, действуют и опытные организаторы деловых мероприятий с международным уровнем профессионализма. Не говоря уже про наличие огромных возможностей города в части проведения культурного и развлекательного досуга. Но…

Профессионалы уверены: надо продолжать работу в плане развития инфраструктуры. «Для того чтобы привлекать крупные международные события, необходимо строить транспортные магистрали, высококлассные отели и другие важные для города объекты, – считает Сергей Воронков. – Да, у нас введены в строй новый международный аэропорт и вторая сцена Мариинского театра, продолжается строительство автомагистрали «Западный скоростной диаметр» и футбольного стадиона на Крестовском острове. Однако двигаться вперед в плане совершенствования инфраструктуры надо постоянно».

«У нас есть неплохие инфраструктурные ресурсы, – соглашается Александра Юркова. – Но нам крайне важно определиться в сфере MICE со стратегией».

По ее мнению, здесь возможны два пути. Первый – развитие, с помощью государства, науки, стимулирование и поддержка бизнеса, которые, в свою очередь, вызовут рост деловой и коммуникационной активности. «Появятся поводы для встреч – и люди к нам поедут: по такому принципу развивают дестинации азиатские конгресс-бюро – агентства развития, – констатирует она. – Другой вариант – идти по пути Европы и Америки, предлагая город как комфортную площадку для встреч. И тут дело за правильным формированием бренда, уникального конкурентного преимущества, торгового предложения».

Основным «тормозом» для появления признанного и узнаваемого на международном уровне бренда Северной столицы эксперты признают разобщенность усилий всех, кто участвует в его создании. «Мы действуем, как растопыренные пальцы. Причем один «палец» не в курсе, чем занят его сосед, – так образно высказался по теме Николай Буров, директор Государственного музейного комплекса «Исаакиевский собор». – До тех пор пока не появится единого управления этими «пальцами», вряд ли что-то получится». А еще нужно время. И деньги, конечно. Только вот последних все время не хватает: по словам председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Инны Шалыто, на этот год на цели продвижения города в бюджете руководимого ею комитета предусмотрено всего около 30 млн рублей. Стоит ли при этом удивляться, что и в рейтинге ICCA Санкт-Петербург находится в седьмом десятке?

При этом, по статистике Tripadviser, которую привела Инна Шалыто, как туристический бренд город на Неве в России занимает 1-е место, в Европе – 9-е, а в мире – 17-е. «Спасибо, конечно, семье Романовых и нашей богатой истории, – подчеркнула она.

Грядут перемены

Действительно ли в Санкт-Петербурге что-то предпринимается для того, чтобы достичь цели и к 2020 году войти в десятку лучших деловых туристических дестинаций Европы?

Вряд ли это можно отрицать: власти города предпринимают усилия и для развития инфраструктуры делового туризма, и для создания комплексного конгрессного продукта, и для последовательного и грамотного его продвижения. Ведь наряду с «Экспофорумом» есть планы строительства еще ряда крупных конгресс-центров. Появились конгресс-бюро Санкт-Петербурга и АНО «Конгрессно-выставочный кластер Санкт-Петебурга» – некоммерческая организация, созданная крупнейшими в городе организаторами конгрессно-выставочных мероприятий. В число ее учредителей вошли Группа предприятий «РЕСТЭК» «ЭкспоФорум-Интернэшнл», «ПРИМЭКСПО», «Сивел» и «ФАРЭКСПО». «Всех их объединяет стремление повысить конкурентоспособность Петербурга на мировом конгрессно-выставочном рынке и добиться увеличения количества деловых мероприятий, проходящих в городе, – поясняет Сергей Иванов. - Консолидация усилий позволит лучше реализовать потенциал города и достичь мультипликативного эффекта».

По его оценке, в настоящее время кластер как система только формируется: анализируется рынок, прорабатываются юридические и экономические модели, решаются организационные вопросы. «АНО «Конгрессно-выставочный кластер Санкт-Петербурга» должна стать центром координации его участников при реализации совместных задач и проектов, решении общих вопросов, – констатирует Сергей Иванов. – Это исполнительный аппарат саморегулируемой системы, зарождающейся на рынке конгрессно-выставочной деятельности в Санкт-Петербурге».

Причем у конгрессно-выставочного бюро города и АНО «Конгрессно-выставочный кластер», по его мнению, разная природа. «Конгресс-бюро – государственное учреждение, обеспечивающее реализацию государственной политики в сфере развития конгрессно-выставочной деятельности: оно действует в интересах всего города, всего рынка, – отмечает он. – А АНО «Конгрессно-выставочный кластер» – орган управления кластерными проектами, в которых задействованы различные компании и организации. Его задача – помочь участникам реализовать свою инициативу, решить оперативные вопросы. При этом и конгресс-бюро, и АНО работают в тесном взаимодействии, так как совершенствование рынка деловых услуг в Петербурге – общая задача».

«Конгресс-бюро – это работа на стратегическую перспективу: о первых результатах его деятельности нужно говорить минимум через 3 года. А в идеале – через 5–7 лет, – считает Александра Юркова. – Ведь международные конгрессы планируют за 2–4 года и сейчас, в первой половине 2015-го, мы с конгресс-бюро работали над подготовкой заявки на привлечение конференции на 2017 год».

Ожидают положительных перемен в связи с появлением конгресс-бюро и в «Экспофоруме». Но и сами активно работают над деловой тематикой. «ЭкспоФорум-Интернэшнл» планирует в будущем организовывать не менее 3–5 крупных международных конгрессов в год с количеством делегатов от 1–3 тысяч человек, – констатирует Сергей Воронков. – Успехи есть: в 2016-м у нас пройдут Симпозиум международного общества по атеросклерозу, Международная конференция Объединения исследовательских центров подземного пространства мегаполисов, Всемирная конференция и выставка газомоторной индустрии». Кроме того, поданы заявки на проведение Ежегодного конгресса Ассоциации сердечной недостаточности Европейского кардиологического общества, Всемирного саммита по гастрономическому туризму и Всемирной конференции по титану. Формируются заявки на конгресс Европейской ассоциации урологов, Ежегодную международную конференцию по интеллектуальным системам для молекулярной биологии (ISMB) и другие.

В результате, по оценке Сергея Воронкова, в обозримой перспективе Санкт-Петербург сможет принимать около 60 крупных международных ротируемых конгрессов и выставок, учитываемых международной статисткой. Причем существенно увеличить их число и размер, по его мнению, могла бы отмена (или хотя бы смягчение) въездного визового режима.    

«Глубинные» мотивы

А что же происходит с деловым туризмом в других регионах СЗФО? «Деловой туризм в Великом Новгороде с каждым годом набирает обороты, – констатирует Марина Лебедева, директор МБУ «Центр развития туризма «Красная Изба». – В городе действует около 20 крупных предприятий, которые часто посещают бизнес-партнеры из других городов России и зарубежья, а администрация города организует прием делегаций, приезжающих в Великий Новгород с официальными визитами. На базе крупных гостиниц проводят и всероссийские конференции, такие как стратегическая сессия РЖД «Итоги года и перспективы развития».

Вместе с тем эксперт отмечает, что для развития делового туризма необходимы большие конференц-залы и возможность разместить и накормить в одном отеле/ресторане всех участников форума. «При их наличии Великий Новгород сможет претендовать на проведение крупных деловых мероприятий: пока же остается поддерживать деловой туризм силами местных предприятий», – считает Марина Лебедева.

Аналогичная ситуация складывается и в других регионах СЗФО (их, кроме Санкт-Петербурга, больше десятка). Как правило, в них нет специализированных конференц-площадок и компаний, а деловые мероприятия малочисленны и довольно редки. Объясняется это как недостаточной для проведения крупных встреч деловой активностью, так и неразвитостью инфраструктуры. Ведь даже те конференции, которые бывают, проводят либо в более-менее подходящих залах (административных учреждений, кино и обычных театров, спортивных сооружений), либо в отелях, располагающих нужной инфраструктурой. Однако в первом случае организаторы часто сталкиваются с проблемой оказания всего нужного участникам комплекса услуг, а во втором – с малой вместительностью помещений. Если к этому добавить вопрос доминирования Петербурга как деловой туристической дестинации и проблемы транспортной доступности (в первую очередь для таких регионов, как Республика Коми, Архангельская и Мурманская области), то пока вопрос о быстром развитии MICE-туризма в «глубинке» СЗФО не стоит.