BusinessTravel №5, Май 2011 «Эффект присутствия»← Вернуться к журналу

Российская бизнес-авиация: состояние и перспективы развития


 Подготовил Андрей БАРАНОВСКИЙ

Гражданская авиация, в том числе и деловая, активно восстанавливается после кризиса. Однако выразить в цифрах восстановление именно деловой авиации достаточно сложно, поскольку большая часть частных деловых самолетов принадлежащих россиянам, зарегистрирована за рубежом.
Приходится ориентироваться на косвенные данные, которые весьма впечатляют. Возьмем хотя бы строительство аэропортового комплекса для самолетов бизнес-авиации на базе военного аэродрома "Кубинка" в Подмосковье, где базируется знаменитая пилотажная группа "Русские витязи". Объем инвестиций в этот комплекс составит 6,5 млрд рублей. Сам он начнет работу уже в 2012 г. и выйдет на проектную мощность в 2018 г.
Центр базирования
Московский авиационный узел (МАУ)  - основное место базирования самолетов бизнес-авиации, которые специализируются на чартерах. И с 2002 г. число бизнес-чартеров в МАУ увеличивается на 45% ежегодно. Уже в 2005 г. МАУ по числу рейсов на самолетах бизнес-класса сравнялся с Лондоном, являющимся крупнейшим центром бизнес-авиации, а сегодня даже опережает его по количеству вылетов. И среди них 70-75% приходится на туристические рейсы с годовым приростом в 30%. Если же сравнивать с Западом, то доля заказов бизнес-самолетов для турпоездок в России в три раза больше.
Основным местом прилета, отлета и базирования самолетов бизнес-авиации является терминал № 3 ближайшего к столице аэропорта Внуково, где сегодня одновременно стоят до 80 таких бортов. Сюда и отсюда осуществляется более 70% рейсов бизнес-авиации в стране - в среднем около 50 в день. Редкий европейский аэропорт может похвастаться таким парком. Заметим, что в последние два года только в Москве было куплено более ста новых самолетов бизнес-авиации.
"А мне в Париж по делу..."
Второе направление развития бизнес-авиации в России - это воздушное такси. По прогнозам аналитиков, оно вскоре будут перевозить до миллиона пассажиров в год между 300 городами России, в том исле и по индивидуальным заказам, для чего планируется задействовать до 200 воздушных судов. Сейчас основной тон в авиатакси задает компания Dexter, имеющая собственный парк швейцарских одномоторных турбовинтовых девятиместных самолетов Pilatus-12 с дальностью полета до 2000 км. Стоимость 1 км составляет 160 рублей за 1 км пути и не зависит от заполняемости пассажирского салона.
Помимо маршрута по заказу клиентов Dexter выполняет и регулярные рейсы. Это Москва (Домодедово) - Иваново - Москва, Москва (Домодедово) - Ярославль - Москва, Иваново - Санкт-Петербург - Иваново, Екатеринбург - Пермь - Екатеринбург, Кызыл - Красноярск - Кызыл. На сайте авиакомпании размещено расписание указанных авиарейсов.
Количество отечественных компаний - операторов деловой авиации достигло примерно двадцати. Среди них выделяются такие лидеры, как Jet-2000, Московское небо, JetTransfer,  "Тулпар Эйр".
Если говорить о предложениях по заказу бизнес-самолетов для выполнения одиночных рейсов, то их в интернете можно найти массу. Это и российские операторы, и иностранные. Российские располагают как отечественными самолетами и вертолетами в компоновке салона VIP, так и иностранными бортами, имеющими дальность полета до 12 тыс. км. Но среди российских заказчиков наибольшей популярностью пользуются модели с дальностью полета 3000-5000 км. В этих пределах от Москвы и крупных сибирских городов находятся основные центры интересов российского бизнеса и любимых мест отдыха богатых россиян. Для полетов за океан и в южное полушарие заказываются борта у иностранных операторов, имеющих трансокеанские бизнес-джеты. Сделать это не сложно через интернет у брокеров и через тех же отечественных операторов деловой авиации.
Зачем нужны авиаброкеры?
Здесь уместно остановиться на роли авиаброкеров. Их в десятки раз больше, чем компаний - операторов деловых самолетов. В качестве авиаброкеров в последнее время, как рассказали автору в журнале AeroJETstyle, выступают и туристические компании, специализирующиеся на индивидуальных турах. Вообще брокер сродни семейному адвокату - к нему привыкают, он знает ваши вкусы и предпочтения. Новички в заказах на полеты в самолетах бизнес-авиации зачастую пользуются советами уже "бывалых" знакомых при выборе брокера. Еще можно обратиться на сайт Объединенной национальной ассоциации деловой авиации России (ОНАДА) - http://www.rubaa.ru. Там приведен список аккредитованных брокеров. Среди них есть и один, получивший европейский стандарт ISBAO (ОНАДА в настоящее время рекомендует российским брокерам получать такой стандарт). По словам Александра Евдокимова - президента группы компаний JetTransfer, для брокеров "еще одним направлением развития может быть освоение бизнес-перевозок в регионах". 
Цены, предлагаемые брокерами и компаниями-операторами при заказе самолетов бизнес-класса, по мнению знатоков этого дела, примерно одинаковые.
Заказывая полет на самолете бизнес-класса, надо всегда иметь в виду, что это весь борт. Это всегда дороже, чем полет даже в первом классе. Например, на бизнес-джете среднего класса "Хокер-125" полет Москва - Киев - Москва обойдется примерно 10 тыс. евро.
Так как Украина - уже заграница, то здесь можно делать заказ и у иностранной компании.
Средние европейские цены за один час полета для наиболее популярных аэропортов прилета бизнес-джет модели Cessna Citation Jet составляют 1538 евро, для Cessna Citation Excel - 2704 евро, для Bombardier Challenger 604 - 4732 евро. Что касается иностранных операторов бизнес-авиации, то некоторые из них имеют в Москве офисы и даже постоянно держат во Внуково по два-три борта. Так Air Partner с 2010 г. является генеральным агентом по продажам в России и странах СНГ чартерных рейсов на самолетах ведущего скандинавского оператора в области деловой авиации компании Air Alsie, которая имеет в управлении 21 самолет, в том числе Falcon 2000EX, Falcon 900EX и два новейших Falcon 7X. Имеют московское представительство английская "Прайвет джет чартер" и еще несколько подобных операторов.
Для перелета только по территории РФ, а это считается каботажем, официально можно лететь только на самолете, принадлежащем российскому оператору или частному владельцу. Но практика показывает, что это правило обходится весьма часто.
Теперь о сроках и возможности выполнения заказа на полет. Сейчас для обеих столиц минимальные сроки заказа самолета для вылета за рубеж составляют уже два часа, а вот в российские города - четыре-пять часов. За это время пассажир при существующих пробках как раз и сможет добраться до аэропорта. Но бизнесмены - люди, умеющие планировать свое время вперед, зачастую и надолго. Поэтому заказывают такие борта заранее. Обычно сам вылет назначают на 7-8 часов утра, а время возвращения на 10-11 вечера.
Из примерно двадцати операторов деловой авиации первая тройка - пятерка располагает собственным парком воздушных судов и даже постоянно держит пару бортов вне пределов столицы в крупных деловых центрах страны. Если бортов в месте заказа нет в наличии, то их пригоняют с ближайшего места базирования, но с оплатой порожнего рейса. К примеру, парк авиакомпании Jet-2000 состоит из таких бизнес-джетов, как  Hawker 4000, Falcon 2000EX EASy, Challenger 604, двух машин Hawker 850XP, Hawker 750 и Ан-74Д. Помимо Внуково-3 свои борта она базирует в Ростове и на Украине. Это позволяет клиентам, находящимся недалеко от этих трех точек базирования, делать заказ за три часа до вылета.
Авиакомпания "Московское небо" также рассматривает вопрос выхода в регионы. Это облегчается наличием у компании воздушного  флота, состоящего из Gulfstream  моделей V 5, 200 и 450 и трех бортов Fokker 100 в компоновке VIP. Для заказывающих  самолеты последней модели "Московское небо" предоставляет такую услугу, как отстой в течение недели в аэропорту прибытия без взимания платы. В парке авиакомпании есть также пять Ту-134 в компоновке VIP. Именно наличие "тушек" облегчает выход в регионы в связи с наличием российской регистрации и технической возможностью приземления и взлета в большинстве провинциальных аэропортов.
Самым же большим парком деловых самолетов и вертолетов управляет "РусДжет" - более 20 бортов.
Из провинциальных  крупных авиакомпаний следует выделить казанскую "Тулпар Эйр". Она имеет в своем распоряжении российские самолеты и вертолеты в VIP-комплектации, а также бизнес-джеты и вертолеты зарубежного производства.
Что касается цен за рейсы деловых самолетов, то они практически никогда не вывешиваются на сайтах авиакомпаний - вопрос уж слишком деликатный и зачастую является предметом торга. Кроме того, крупные компании предоставляют скидки постоянным клиентам.
Так как бизнесменам, особенно связанным с горнорудной, лесной и нефтегазовой отраслями, приходится добираться до своих объектов зачастую на вездеходах по бездорожью, то для них будет интересна информация, изложенная замминистра транспорта Валерием Окуловым на первом Авиатранспортном форуме, прошедшем в конце апреля в Ульяновске. Она связана с предстоящим переводом части аэропортов на "северах" в категорию посадочных площадок и прямым государственным финансированием их деятельности. Естественно, что принимать такие площадки смогут в основном отечественные воздушные суда или иностранные типа Pilatus-12. Здесь пригодятся и канадские DHC-6 Twin Otter Series 400, сборка которых налаживается авиакорпорацией "Витязь" в свободной экономической зоне Ульяновска. Для рыбалки и деловых поездок в отдаленные места с большим количеством водоемов подойдут выпускаемые в Самаре амфибии Л-42 на четырех пассажиров.
Опять же деловым людям, которые выходят на рынок деловой авиации с целью регулярного пользования ее услугами, могут помочь фирмы, занимающиеся маркетинговыми услугами по расчету стоимости обслуживания воздушных судов. Самой квалифицированной в этом деле считается Conklin de Deker.
Не крылья, а лопасти
Еще один сегмент развития бизнес-авиации - это вертолеты. В России он только набирает обороты, но препонов у вертолетов значительно больше, чем у деловых самолетов. К наиболее существенному можно отнести запреты полетов над Москвой, а в Санкт-Петербурге везде, кроме как над акваторией Невы.
В основном заказы на частные полеты вертолетов выполняют крупные авиакомпании, имеющие в своем парке отечественные машины с кабиной VIP-класса и различные модели еврокоптеров. Занимаются этим время от времени и владельцы легких однодвигательных Robinson R44. Появилось и первое вертолетное такси. Это московская компания  HELIEXPRESS, имеющая в своем парке Robinson R44 и двухдвигательные Eurocopter AS 355 и Eurocopter AS 350.  Плата в зависимости от типа вертолета за час полета составляет от 24 тыс. рублей (Robinson R44) до 250 тыс. рублей за Еврокоптер AS 355. Рейсы по индивидуальным маршрутам осуществляются в пределах Центрального федерального округа, где имеется порядка 110 официально зарегистрированных вертолетных площадок. Заявка на выполнение полета принимается за сутки до необходимого времени вылета.
Как заявил генеральный директор ЗАО "Русские Вертолетные Системы" Михаил Казачков, "первый рейс HELIEXPRESS сделает доступными регулярные услуги вертолетного такси в пределах Центрального федерального округа. Уже существует огромный спрос на такой вид услуг". HELIEXPRESS  выполняет по заказам вертолетные экскурсии, облет владений, довозит охотников до мест охоты и многое другое. Во время выставок, проводимых в "Крокус Экспо", компания совершает рейсы до Внуково-3.
По словам руководителя вертолетного комплекса Utair Алексея Виноградова, VIP перевозки могут существовать в дополнение к основному бизнесу оператора, занимающеглся выполнением авиационных работ. И в настоящее время компания Utair перевела в отдельное подразделение все 12 своих VIP-вертолетов.
Перспективы
И в заключение о ближайших перспективах развития деловой авиации в России. Их оценивает генеральный директор Infomost Борис Рыбак.
По его мнению, рынок этого сегмента авиации систематизируется и переходит от эксклюзивного для  богатых людей к более востребованному потребительскому продукту. Это означает, что деловая авиация в течение трех - пяти лет станет более доступной, более организованной и более привлекательной для широких масс делового сообщества. И если до кризиса это был во многом элемент престижа, особенно покупка собственного самолета, то сейчас этот фактор практически исчерпал себя. В обозначенный период деловая авиация превратится, да и сейчас превращается, в деловой инструмент для бизнесменов и верхних эшелонов чиновников. Особенно быстро начнет расти деловая авиация тогда, когда борт будет продаваться в расчете на одного пассажира на уровне бизнес- и первого класса регулярных авиакомпаний, но со значительно большими возможностями планирования самой поездки (без долгого ожидания в аэропортах, в том числе стыковочных рейсов, длительных досмотровых процедур).  
Одна из первых "ласточек" среди авиакомпаний, появление которых связано с ростом деловых перевозок, - это Jetalliance East, совместное детище австрийской Jetalliance и "Аэрофлота". Компания регистрирует все свои самолеты, а их по планам будет 30, в России. Таким образом, полеты на внутренних линиях будут осуществляться полностью легально.

Рейтинг самых активных авиаперевозчиков на рынке деловой авиации в России
(по данным журнала TopFlight)
 Название  Общее количество выполняемых
рейсов в среднем
 в месяц  % от общего количества
рейсов деловой авиации
 в месяц  Количество самолетов в парке  Год основания
1  Jetalliance  150  6,25%  31  1996
2  Vista Jet  100  4,1%  23  2004
 Global Jet Concept  100  4,1%  Более 60  1999
 "РусДжет"  100  4,1%  17  2006
3  NetJets  84  3,5%  150 (в Европе)  1996 (в России работает с 2004 года)
4  Jet-2000  60  2,5%  6  1999
 Airfix Aviation**  60  2,5%  6  н/д
5  Ocean Sky  55  2,3%  32  2003
6  Группа компаний "Премьер"  35  1,45%  7  2006
7  Cirrus Group  30  1,25%  46 (включая региональные самолеты и те, что в управлении а/к)  2008
 Jetflite  28  1,17%  11  1980
 Arkasair  27  1,13%  3  1998
8  Сириус-Аэро  23  0,95%  6  1999
 Amira Air GmbH  20  0,84%  7  2005
9  Космос  13  0,54%  5  1997
10  Lufthansa Private Jet  2  0,08%  7  2005