BusinessTravel №9, Сентябрь 2011 «Верная траектория»← Вернуться к журналу

Здесь вам не курорт


Подготовила Анна ЮРЬЕВА

«В Москву! В Москву!» – стремились чеховские три сестры. Искали они в столице не праздности, которой хватало и в родном поместье, а бурлящей жизни, настоящих дел. С тех пор цели людей, приезжающих в столицу, не изменились: сюда по-прежнему приезжают не отдыхать, а работать.

Для того чтобы стать мировым центром познавательного туризма, Москве необходимо преодолеть долгий путь развития: справиться с тяжелой дорожной ситуацией, наладить low-cost перевозки, воссоздать систему экскурсий и многое другое. В то же время центром индустрии встреч столица России является несмотря ни на что.
Финансовый центр огромной страны не может не привлекать потоки деловых туристов, как индивидуальных, так и группы, как из регионов России, так и из-за рубежа.
Соответствует этой особенности турпотока и структура гостиничного рынка. Большая часть качественного предложения в столице представлена отелями высокого класса, принадлежащими международным гостиничным сетям. По данным аналитиков, 80% новых номеров, введенных в эксплуатацию в 2009–2010 гг., соответствовали стандарту upscale/luxury.
Прибыль от проведения деловых мероприятий – встреч, банкетов, конгрессов и конференций – составляет порядка 50% совокупного дохода большинства отелей столицы.
«Корпоративные клиенты и агентства, организующие мероприятия для компаний, являются основными заказчиками московских гостиниц и приносят около 50% годового дохода отеля. К корпоративным мероприятиям можно отнести конференции, тренинги, тимбилдинги», – рассказала Екатерина Лифанова, руководитель отдела мероприятий отеля Radisson Royal Hotel, Moscow. Похожую цифру приводит и Swissotel Krasnye Holmy Moscow.
«В отеле 18 банкетных залов и переговорных комнат», – говорит менеджер отдела по организации мероприятий и конференций отеля Саломе Ломсадзе. – Конечно, для нас это бизнес, и достаточно доходный. Мы стремимся к тому, чтобы соотношение дохода от проживания и от проведения мероприятий было 50 на 50. Пока этот показатель – где-то 60 на 40 в пользу дохода от проживания».
Корпоративные мероприятия составляют львиную долю от общих заказов, поступающих в банкетные службы отелей. Директор по продажам конференций и банкетов Lotte Hotel Moscow Светлана Морозова рассказала о том, что рынок корпоративных мероприятий занимает около 65% от общего количества мероприятий, проводимых в отеле. Старший директор отдела по организации конференций и банкетов отелей «Марриотт» в Москве Ольга Матушкина приводит даже большую цифру. По ее словам для трех гостиниц «Марриотт» в Москве корпоративные мероприятия составляют более 70% от общего количества мероприятий.

Площадки для людей и для машин
Эксперты не раз справедливо отмечали, что Москве необходим современный крупный конгресс-центр. Пока единственной такой площадкой является Центр Международной торговли (ЦМТ), который, конечно же, не в состоянии удовлетворить требованиям всех желающих провести мероприятие в Москве.
Таким образом, наиболее востребованными площадками для проведения семинаров и конференций становятся залы крупнейших столичных гостиниц.
Отели обладают всем необходимым для обслуживания самых разных групп: трансформируемыми залами с техническим оснащением, банкетными службами, службами трансфера и проч. Важно отметить, что многие сети предлагают дополнительные услуги, существенные скидки и бонусы своим постоянным клиентам.
«Гостиница является лучшим местом для проведения корпоративного мероприятия, так как может предложить сразу целый спектр необходимых услуг: проживание, питание, трансфер, аренду оборудования и помещение для проведения мероприятия. В настоящее время преимуществом обладают те отели, которые предлагают для корпоративных организаторов не только стандартный набор услуг, но и добавляют в пакет дополнительные бесплатные услуги, например флипчарт, экран, проектор, блокноты, минеральную воду, кофе/чай во время мероприятия, предлагают особые цены на выходные и праздничные дни», – рассказала руководитель отдела мероприятий отеля Radisson Royal Hotel Екатерина Лифанова.
Отсутствие крупных конгресс-центров в Москве делает особенно востребованными отели, способные разместить не одну сотню делегатов и организовать мероприятие для больших групп.
«К сожалению, не многие отели имеют возможность предложить те условия для проведения мероприятий, которые запрашивает компания», – полагает Светлана Морозова. По мнению эксперта, довольно часто отели ограничены в количестве переговорных комнат или не имеют большого зала для проведения крупных конференций (от 250 до 400 участников).
«Лотте Отель Москва» является одним из немногих отелей, которые располагают всеми необходимыми условиями: основной зал «Кристалл» имеет площадь 580 кв. м и может разместить до 450 участников мероприятия. Достаточное количество переговорных залов также помогает решить вопрос о проведении пресс-конференций, тренингов, сессий во время проведения конференции», – рассказала Светлана Морозова.
В «Лотте Отеле Москва» можно даже проводить презентации новых автомобильных концептов: грузовой лифт (грузоподъемность до четырех тонн) поднимает машину сразу в конференц-зал. Его вместимость – до пяти машин.
Во всех залах и фойе подключен интернет WI-FI, которым участники мероприятий могут пользоваться бесплатно. «Кроме того, во всех залах можно проводить видеоконференции, которые становятся особенно популярны в последнее время», – говорит Морозова.
Общая площадь конференц-залов «Лотте Отеля Москва» составляет 900 кв. м плюс 1000 кв. м фойе, в котором проводятся выставки, презентации, фуршеты.
Привлекающим фактором для организаторов мероприятий являются и программы лояльности. «Лотте Отель», в частности, предлагает членство в клубе «Шарлотта», которое становится все более популярно среди клиентов, учитывая тот спектр услуг и льгот, которые получают члены клуба.

Конгрессные площадки отелей могут предложить клиенту главное – это бренд-стандарты, определенный уровень обслуживания и качество сервиса. «В Swissфtel Krasnye Holmy – устоявшаяся банкетная служба, мы не вчера набирали персонал. Являясь отелем сети Swissфtel Hotels & Resorts, мы должны следовать и всегда следуем установленным сетью стандартам», – говорит менеджер отдела по организации мероприятий и конференций отеля Саломе Ломсадзе.
Важное качество для конгрессных площадок отелей – их гибкость, способность быть легко трансформируемыми в соответствии с нуждами каждого клиента. «С точки зрения проведения различных мероприятий отели «Марриотт» предлагают уникальные возможности. Общая площадь залов составляет 900,00 кв. м, – говорит Ольга Матушкина, старший директор отдела по организации конференций и банкетов отелей «Марриотт» в Москве. – Это позволяет нам организовывать мероприятия любого типа: как небольшие совещания, тренинги, так и показы мод, грандиозные банкеты, конференции с количеством участников до 400 человек».
Становится популярным проведение части деловых или поощрительных корпоративных мероприятий на свежем воздухе. Для подобных неоднородных встреч хорошо подходят площадки с балконами и террасами, а также отели, расположенные подальше от центра и ближе к природе. «Отель Holiday Inn Moscow Vinogradovo является идеальной площадкой для проведения корпоративных мероприятий, как деловых, так и развлекательных. У нас 14 конференц-залов вместимостью от 10 до 350 человек и площадки на открытом воздухе на приозерной территории вместимостью до 500 человек, – рассказала менеджер по продажам и маркетингу отеля Holiday Inn Moscow Vinogradovo Юлия Пименова. – Все конференц-залы могут быть оснащены необходимым оборудованием для любого формата конференции или выставки. Помимо залов на приозерной территории отеля есть четыре шатра вместимостью от 20 до 500 человек, которые могут быть использованы как площадки BBQ или торжественных ужинов, так и как конференц-залы».

Требование клиента – безупречный сервис
Вместительная площадка – важное условие проведения мероприятия, именно она определяет его форму. За содержание, которое становится все сложнее, отвечает персонал отеля. «Именно поэтому сейчас так важно предлагать клиентам не только удобные, комфортные и хорошо технически оснащенные конференц-залы, но и предоставлять безупречный сервис, что и отличает наши гостиницы. Многое зависит от обслуживающих мероприятие сотрудников, которые ориентированы на высокий уровень предоставления услуг и умеют предвосхитить пожелания гостей», – считает старший директор отдела по организации конференций и банкетов отелей «Марриотт» в Москве Ольга Матушкина
По ее мнению, требования клиентов остаются неизменными. Это безупречный сервис, максимально удобные залы, вкусная и полезная еда. «И если эти требования выполнены, у клиента появляется уверенность в том, что он сделал правильный выбор, когда принял решение провести свое мероприятие в одной из трех  гостиниц «Марриотт» в Москве. А это значит, что клиенты снова к нам вернутся». С ней согласна Светлана Морозова из «Лотте Отеля»: «Особенно хочется отметить довольно высокие требования корпоративных клиентов к качеству обслуживания – мы можем провести блестящие переговоры с компанией, предоставить всю исчерпывающую информацию об отеле, но если в процессе проведения мероприятия качество сервиса и ассортимент еды были ниже ожиданий заказчика, клиент будет потерян».
«Раньше на качество сервиса обращали меньше внимания», – считает Саломе Ломсадзе из Swissфtel Krasnye Holmy. По ее мнению, причина того, что сейчас во главу угла ставится качество обслуживания, – возросшая конкуренция. «Раньше на рынке было меньше игроков, поэтому клиенты меньше внимания уделяли некоторым нюансам. Сейчас все изменилось, конкуренция растет, и клиенты требуют сервис на уровне мировых стандартов», – считает эксперт.
В то же время ряд изменений в запросах клиентов эксперты рынка все же отмечают. Так, формат мероприятий становиться все более разнообразным. «Сегодня клиенту не интересно просто собраться в зале и сделать презентацию для сотрудников или партнеров: все хотят как-то по-особенному донести информацию до аудитории. Это и непосредственная демонстрация продукта с возможностью не только увидеть, но и сделать предварительный заказ на него; и интерактивное совещание с привлечением креативной компании и т.д. Немаловажную роль играет декорирование места проведения мероприятия (вплоть до живых деревьев в помещении). При этом требования к технической оснащенности помещений возрастают. Клиентам более интересно активное времяпрепровождение: интерактивные игры вместо обычных торжественных ужинов», – рассказала Юлия Пименова из Holiday Inn Moscow Vinogradovo.
Как уже упоминалось, все больше клиентов предпочитают проводить мероприятия вне Москвы.
«В данный момент существует заинтересованность корпоративных клиентов в организации мероприятий вне Москвы, на природе, за городом. Это позволяет заказчику совместить бизнес и отдых в одном мероприятии. Иногда стоимость проведения мероприятия в Подмосковье существенно выше, чем аналогичное предложение в центре Москвы, тем не менее заказчик все равно склоняется к загороду», – делится опытом Екатерина Лифанова из Radisson Royal Hotel.
Одновременно со стремлением к природе клиенты все более заинтересованы в высокой технической оснащенности площадок для встреч. «Новые тенденции, новые требования связаны с развитием, безусловно, технического прогресса», – подтверждает Светлана Морозова, директор по продажам конференций и банкетов «Лотте Отеля». – Компании предпочитают экономить средства и довольно часто проводят конференции, тренинги, семинары в режиме онлайн. Приятно отметить тот факт, что в «Лотте Отеле Москва» можно провести видеоконференцию в каждом зале».

Залов больше, конкуренция жестче
Эксперты единодушны во мнении, что, несмотря на разнообразие предложения, число конгресс-площадок в столице будет увеличиваться.
Ольга Матушкина отмечает, что тенденция эта двусторонняя: с одной стороны, растет потребность в конгресс-площадках, а с другой – появляются новые игроки, которые предлагают новые возможности.
При этом рынок еще далек от насыщения. «Игроков на рынке корпоративных мероприятий в столице все больше, но, как ни странно, найти площадку для проведения большого мероприятия человек на 500 все равно сложно», – говорит Саломе Ломсадзе из Swissфtel Krasnye Holmy.
По мнению Екатерины Лифановой, деловые мероприятия – динамично развивающийся рынок, который будет находиться в фазе роста как минимум в ближайшие 10 лет. «По экспертным оценкам, объемы данного сегмента растут приблизительно на 20–25% в год в России и на 30% в год во всем мире», – рассказала Лифанова.
Подмосковные гостиницы и конференц-центры, количество которых увеличивается с каждым годом, как и качество предоставляемых услуг, являются основными конкурентами московским отелям. Также растет и предложение по площадкам в Москве.
Однако, несмотря на увеличение объема предложения на рынке MICE-услуг, сохраняется дефицит качественных гостиничных номеров и банкетных залов.
Количественный рост рынка приводит и к качественному улучшению оказываемых отелями услуг.
«Рынок Москвы постоянно пополняется новыми участниками, что, безусловно, радует корпоративных клиентов, т.к. у них появляется больше возможностей для выбора площадок под разные форматы и размеры мероприятий. Однако это заставляет существующие отели пересматривать свою ценовую политику и более тщательно заботиться о состоянии отелей и лояльности клиентов, – полагает Юлия Пименова. – Мы также стараемся не отставать и недавно прошли ребрендинг (relaunge бренда HolidayInn по всему миру). Реновация коснулась как общественных помещений, так и номерного фонда. Кроме того, у IHG в ноябре этого года открывается еще один отель в Москве, и на этот раз это бренд InterContinental».