BusinessTravel №9, Сентябрь 2011 «Верная траектория»← Вернуться к журналу

Поволжье – центр деловой активности


Подготовила Екатерина СИРИНА

Благоприятный деловой климат, наличие отраслевых выставок и форумов, культурных, политических, спортивных мероприятий федерального и международного масштаба во многом  определяют степень развития в регионе делового туризма.

Региональный расклад

Приволжский федеральный округ – один из самых активных. Cемь из тринадцати регионов округа вошли в рейтинг Forbs «30 наиболее благоприятных для бизнеса российских  регионов».  Татарстан занимает первое место, Самарская и Нижегородская области – пятое и шестое места. В десятку (восьмое место) вошел Пермский край. Башкортостан занял 13 место, а Волгоградская и Оренбургская области – 22 и 23 места соответственно.
Но если деловые поездки и командировки в развитые регионы совершают клиенты из разных городов России, то спрос на проведение корпоративных мероприятий, как правило, внутрирегиональный. Такие мероприятия составляют значимую долю рынка MICE-туризма, но заказчики предпочитают проводить их пока либо за границей, либо в своем регионе. «Наши основные корпоративные клиенты – компании из соседних Самары, Саратова, Волгограда, Астрахани», – отмечает Роман Хасанов, директор «АМАКС Сафар Отеля» (Казань). 
При этом отметим, что как раз Казань является исключением из правил и выделяется на общем фоне. По словам Татьяны Комаровой, операционного директора по России и СНГ компании «Демлинк» (Москва), и столичные компании выбирают Казань в качестве площадки для своих корпоративных мероприятий, для проведения семинаров, конференций, «встреч с дистрибуторами». Правда, «мода на Казань», как отмечает г-жа Комарова, возникла несколько лет назад. Компании, предпочитающие организовывать для своих сотрудников путешествия по России, любят менять регионы и хотят посмотреть как можно больше. Сейчас больше востребованы Алтай, Байкал или, например, Узбекистан.

Регионы-лидеры

Татарстан (Казань)
Деловой туризм дает Татарстану 26–27% от общего потока туристов, и это немалая доля. При этом рост турпотока в целом за 2010 г. составил 12%, а, по мнению местных туроператоров, сегмент делового туризма растет больше, чем другие сегменты. «Даже в кризисный 2009 г. мы наблюдали рост около пяти процентов, – отмечает Екатерина Балабанова, руководитель отдела государственного регулирования и организации туристической деятельности Министерства по делам молодежи, спорта и туризма Республики Татарстан. – Увеличилась и глубина продаж по этому направлению».
«По сравнению с 2008 г. количество деловых клиентов возросло более чем в четыре раза. Значительно вырос и спрос на конгресс-услуги», – говорит Роман Хасанов.
Это не удивительно, столица республики Казань периодически становится площадкой для международных мероприятий, привлекающих гостей со всего мира, или мероприятий федерального масштаба. По словам г-жи Балабановой, в республике проводятся несколько мероприятий международного уровня в неделю, часть из них проходят при поддержке государства.
Сейчас столица Татарстана готовится к Универсиаде 2013 г., а также к проведению чемпионата мира по тяжелой атлетике в этом же году. В 2009 г. Казань принимала международный форум «Россия – спортивная держава» (в 2011-м форум будет принимать Саранск) и с тех пор активно борется за звание «спортивной столицы» России. «Теперь в нашем городе MICE-направление тесно связано со спортивным и культурным туризмом», – отмечает Роман Хасанов.
Все это способствует развитию инфраструктуры. «Казань готова к большому потоку туристов. В городе много достойных выставочных площадок и комплексов, отелей, мест питания. Экскурсионные объекты приведены в порядок, предлагается много интересных маршрутов, а обслуживание ведется на всех основных языках мира», – говорит Екатерина Балабанова. С тем, что в Казани легко найти отель, соответствующий предъявляемый требованиям, согласна и Татьяна Комарова: «У наших клиентов популярностью пользуются отели «Корстон», Courtyard Marriott, Ibis, «Азимут», «Амакс». Работают также «Шаляпин Палас Отель», «Сулейман палас отель», «Мираж». Выбор отелей в Казани действительно очень большой».
Татарстан развивает деловой туризм не только в столице республики, другими «точками роста» стали Набережные Челны и Елабуга. «Свободная экономическая зона Елабуга привлекает деловых гостей со всей России из-за рубежа, здесь проходит много межотраслевых мероприятий. И в Набережных Челнах, и в Елабуге достаточно средств размещения, в том числе есть гостиницы очень хорошего уровня. В Набережных Челнах это пятизвездный спа-отель Rasstal,  в Елабуге – четырехзвездный «Елабуга-Сити», – говорит она.

Нижний Новгород и Нижегородская область
Деловые поездки составляют существенную часть прибытий в развитый промышленный «миллионник», претендующий на звание столицы Поволжья. Основа области – машиностроение, а автозаводы находятся в Нижнем и в городах Арзамас и Павлово. Кроме того, в области ведется активная промышленная и научная деятельность. Но кризис ударил по Нижегородской области сильно, и теперь деловая активность здесь только восстанавливается.
Проходят здесь и различные крупные отраслевые мероприятия, но до Казани Нижнему Новгороду пока далеко. Рынок корпоративных мероприятий, по словам экспертов, в основном местный, а нижегородские компании предпочитают проводить их в загородных домах отдыха, которых в области множество. До недавнего времени в Нижнем Новгороде  не было крупных международных и даже российских гостиничных цепочек, а названия гостиниц вызывали ностальгические чувства – «Центральный», «Волна», «Октябрьская». Тем не менее, гостиницы строятся, и на данный момент, по мнению экспертов, в городе много неплохих бизнес-отелей. А не так давно открывшийся сетевой Ibis, по словам г-жи Комаровой, радует заказчиков удачным соотношением цена/качество.
С вводом «Сапсана» время передвижения по железной дороге из Москвы до Нижнего Новгорода сократилось до четырех часов (в Нижнем Новгороде есть и аэропорт), и многие  столичные командировочные предпочитают ездить в Нижний Новгород, так же как и в Санкт-Петербург, «одним днем».

Самара и Тольятти
Общее население Самары и Тольятти, расположенных друг от друга на расстоянии примерно 90 км, составляет почти 2 млн человек, а крупнейшее предприятие АВТОВАЗ во многом определяет деловое лицо области. До кризиса деловой туризм в области развивался весьма активно, развивалась и соответствующая инфраструктура. В частности в Самаре представлены отели ведущих мировых гостиничных брендов Holiday Inn, «Ренессанс Самара», а также российской сети «Азимут». Есть неплохие отели и в Тольятти, в частности «Соверен-клуб».
Кризис сильно ударил по автомобилестроению, но сейчас деловая активность в городе восстанавливается, а количество гостей, посещающих город с деловой целью, по мнению экспертов, растет. В свою очередь министр спорта, туризма и молодежной политики Самарской области Сергей Бамбуров утверждает, что по финансированию сферы туризма Самарская область сейчас занимает одну лидирующих позиций в Приволжском федеральном округе.
Самара может похвастаться и развитым событийным туризмом, здесь проходят такие известные культурные события, как Грушинский фестиваль, «Рок над Волгой», GES fest, «Барабаны мира». И хотя большинство подобных мероприятий демократичны, зрители живут в палатках, они обеспечивают дополнительную загрузку отелей, дают работу принимающим компаниям.

Активно развивающиеся регионы

Башкортотсан (Уфа)
«Нефтяная» специализация республики способствует деловой активности в регионе. В Уфе достаточно много гостиниц, развита туристическая инфраструктура, а по количеству средств размещения в Приволжском федеральном округе Башкортостан уступает только лидеру – республике Татарстан. Но, по словам Светланы Гарагули, директора «АМАКС Турист Отеля» (Уфа), деловой туризм в регионе только начал развиваться, а новое правительство активно этому способствует. В целом же положительная динамика развития наблюдается уже несколько лет, а объемы спроса на сегодняшний день превышают докризисные объемы примерно на 5%.
В свою очередь столичные business-travel компании констатирует увеличение спроса на деловые поездки в этот регион. По словам Татьяны Комаровой, спросом среди клиентов ее компании пользуются отели российский сетей «Амакс» и «Азимут».

Пермский край (Пермь)
Пермский край – промышленно развитый регион, здесь много химических и металлургических предприятий, а Пермь – один из самых богатых городов Поволжья. В кризис произошел серьезный спад промышленного производства, но с 2011 г. наблюдается оживление деловой жизни, в том числе рост международных отраслевых мероприятий, выставок, ярмарок. Немалый вклад в развитие делового туризма вносит начатая в 2007 г. масштабная программа «Пермский край – территория культуры». Программа реализуется настолько активно, что сумела привлечь внимание к себе не только в России, но и в Европе, и способствует как росту интереса к Пермскому краю, так и укреплению туристического бизнеса.
«В этом году количество деловых и культурных мероприятий в Перми приближается к показателям докризисного 2008 г. Если в 2008 г. средняя загрузка нашей гостиницы за год составила 64%, , то в первые полгода 2011-го мы уже вышли на показатель в 51%», – сообщает Игорь Орлов, управляющий директор «Амакс Премьер Отеля» (Пермь).

Структура спроса
Интересно, как анализ структуры спроса на примере трех отелей сети «Амакс», расположенных в Казани, Уфе и Перми, отражает состояние делового туризма в регионе.
Приезжающие в деловые поездки (командировки) составляют половину гостей «Амакс Премьер Отеля» в Перми, 40% «Амакс Турист Отеля» Уфе и только 30% «Амакс Сафар Отеля» в Казани. И наоборот, доля участников внутренних корпоративных мероприятий, проходящих, как правило, на базе отеля и являющихся для него наиболее выгодной услугой, составляют: в Перми – не более 5%, в Уфе – около 15%, в Казани – около 30%.  В то же время Пермь претендует на звание культурной столицы не зря – 20% постояльцев отелей Перми приезжают на фестивали, а 15% – на выставки. Активное строительство в Уфе выражается в том, что, по словам директора «Амакс Турист Отеля», 5% постояльцев отеля приезжают в город на открытие новых объектов.
При этом послекризисные изменения в пакетах предложений бизнес-отелей сохраняются. «Структура пакета при организации мероприятий сильно изменилась. Если раньше все дополнительные услуги оплачивались отдельно, то теперь многие из них включены в стоимость, например, аренда конференц-зала», – говорит Роман Хасанов.
По словам Татьяны Комаровой, отели идут на хорошие скидки, но происходит это там, где на фоне деловой активности сильна конкуренция средств размещения. При этом сегмент деловых поездок и сегмент MICE предъявляют разные требования к отелям. «При организации мероприятий мы стараемся ориентироваться на хорошие отели уровня 4* и выше. При планировании деловых поездок выбор осуществляется в первую очередь по цене – бюджет командировки, как правило, ограничен 3,5–4 тысячами рублей за размещение одного человека в сутки», – говорит она.