BusinessTravel №9, Сентябрь 2011 «Верная траектория»← Вернуться к журналу

Зачем Москве конгрессное бюро?


Подготовила Полина БОЙЦОВА

31 мая в Москве в Московской Торгово-промышленной палате состоялся образовательный семинар, посвященный необходимости создания в столице конгрессного бюро. Семинар Building Moscow's Future Convention Business был организован при поддержке правительства Москвы. Его участниками стали топ-менеджеры крупных российских туркомпаний, гостиниц, образовательных учреждений сферы туризма и других отраслевых организаций MICE-индустрии столицы.
Современные тренды индустрии встреч
Ведущий семинара Гарри Гриммер (Gary Grimmer) - известный международный эксперт в сфере MICE-индустрии - в течение нескольких часов объяснял представителям бизнес-сообщества, зачем российской столице нужно конгрессное бюро.
Для начала он очень подробно рассказал об истории развития конгрессного движения в мире, о разных типах ассоциаций индустрии встреч, об их структуре, о том, зачем, как и на какие деньги они создаются: не нужно забывать, что финансирование должно исходить и от государства, и от частных инвесторов, так как цели интересны всем сторонам. После такого детального анализа докладчик осветил деятельность основных международных конгрессных организаций, таких как International Convention & Congress Association (ICCA) и Union of International Associations (UIA).
MICE-индустрия не стоит на месте: Гарри Гриммер проанализировал современные тренды мировой индустрии встреч. После кризиса заказчики хотят получить намного больше услуг, чем раньше, за меньшие деньги. Для них нынче очень важна прозрачность - они любят, чтобы им скрупулезно объясняли, куда потрачен каждый доллар. Кроме этого, Гари Гриммер обратил внимание и на то, что в цивилизованном мире при организации встреч сегодня принято обязательно учитывать "зеленый" фактор, например, не использовать пластиковую посуду и полиэтиленовые пакеты. Кроме того, занимаясь организацией конгрессов, современный бизнесмен должен быть социально ответственным, поэтому порой решение о месте проведения конгресса принимается в пользу более слабого города-претендента, чтобы дать ему шанс для развития. Однако для нас все это - в будущем. Сегодня же основная задача - открыть полноценное конгрессное бюро.
Зачем Москве конгрессное бюро?
Особенно детально докладчик разобрал вопрос, на основании чего организаторы принимают решение о месте проведения конгрессов. Прежде всего играют роль несколько факторов: удобно ли долететь до обсуждаемого города на самолете, есть ли там помещения для проведения встречи конкретного уровня, могут ли отели предложить интересный и выгодный пакет для участников и обеспечить достойный уровень сервиса. Также учитываются предыдущий опыт проведения конгрессов в этом месте, уровень развития инфраструктуры, возможности обеспечения личной безопасности участников. Очень важно, чтобы поблизости были университеты и научные институты, занимающиеся проблематикой, связанной с темой конкретного конгресса. Но главное - организаторы встреч часто отказываются иметь дело с направлениями, где нет полноценно работающей представительской организации. Ведь им удобнее общаться с единой структурой, а не заниматься самостоятельно анализом местного рынка и подбором надежных партнеров.
Поэтому Москве необходимо полноценное конгрессное бюро - официальная маркетинговая организация, которая озадачилась бы продвижением столицы как направления для бизнес-туризма. Россия вообще и Москва в частности не в полной мере используют свой MICE-потенциал. По статистике ICCA, в нашей стране проходит всего 48 крупных конгрессов в год - это всего 1% от общего количества подобных мероприятий в Европе (для сравнения: в Германии их 458, в Испании - 360, Италии - 350). Тогда как в странах-лидерах развиты отраслевые организации, российская индустрия встреч не имеет единой сильной ассоциации, способной представить ее интересы на международной арене, поэтому Москва даже пытается участвовать в международных торгах.
Идеальный образ московского конгресс-бюро
По мнению Гарри Гриммера, такая организация будет аккумулировать информацию о потенциально возможных площадках для различных мероприятий, отелях для расселения любого количества участников, транспортных компаниях, кейтеринговых компаниях, переводческих фирмах и разнообразных ресурсах для туристов, чтобы иметь возможность всесторонне представлять город на международной арене. Работа такого конгресс-бюро предполагает также создание веб-сайта, выпуск информационных брошюр и рассылку новостных релизов.
Конгресс-бюро должно иметь правительственную поддержку, что позволит принимать решения более оперативно, без дополнительных согласований. Нужно постоянно напоминать руководству страны о необходимости инвестиций в индустрию встреч. Почему конгрессный бизнес интересен чиновникам? Как рассказал Гарри Гриммер, каждый участник симпозиума или конференции оставляет в Москве примерно 2000 евро. Во время подобных мероприятий в столице собираются самые лучшие эксперты в данной области, и благодаря этому местные специалисты получают возможность повысить квалификацию, узнать о новейших продуктах и технологиях, обменяться опытом. Кроме этого, серьезный конгресс - это дополнительный повод привлечь внимание иностранных средств массовой информации, что лишний раз поспособствует формированию положительного имиджа страны. Именно по этой причине большинство правительств государств мира закладывает в годовой бюджет средства на финансирование деятельности конгрессных бюро.
Противоречивый потенциал Москвы
Каков же конгрессный потенциал Москвы? По мнению докладчика, организаторы конгрессов интересуются Россией как страной с одной из величайших экономик мира. Люди хотят проводить встречи именно в столице, потому что туда удобно добираться (она связана прямыми рейсами со многими городами мира), там находится руководство страны (это важно, если участники конгресса хотят каким-то образом оказать воздействие на политику правительства).
Потенциальные возможности развития российской столицы как мирового конгресс-направления заключаются в том, что многие мероприятия, "путешествующие" по странам, еще ни разу не проводились в Москве и, значит, организаторов может привлечь эффект новизны, то, что участники захотят не только поработать, но и увидеть новые интересные места. Кроме того, в главном городе нашей страны работает большое количество всемирно известных ученых, что может привлечь их иностранных коллег. В то же время есть и очевидные минусы: в первую очередь это то, что в Москве нет единого конгрессного бюро, с которым можно взаимодействовать, наша столица - один из самых дорогих городов мира, и то, что граждане многих стран для поездок в Россию вынуждены получать визу.
Но оказалось, что список достоинств и недостатков нашей столицы этим не исчерпывается. Она обсуждались во время workshop, который Гари Гриммер провел после небольшого перерыва. Слушателей поделили на группы и предложили им самим составить список сильных и слабых сторон Москвы как направления для конгресс-туризма. Участники были настроены очень критично: "минусы" вспоминались легко, тогда как над "плюсами" приходилось серьезно размышлять - большинство предложений выглядели неубедительно и отвергались. Среди негативных моментов совершенно справедливо были названы имидж России в целом как криминальной страны, неразвитость гостиничной инфраструктуры Москвы - нехватка недорогих отелей 3* на большое количество мест, транспортные проблемы - пробки. Иностранцам трудно ориентироваться в нашем городе, так как в нем отсутствует понятная система навигации - нет указателей на английском языке, и, главное, участники workshop оценили уровень развития нашей MICE-индустрии как "незрелый" и сказали, что и у правительства, и у бизнеса часто отсутствует интерес к этой сфере деятельности. Потенциальные угрозы таятся и в том, что у Москвы слишком сильные конкуренты: многие европейские города превосходят ее по уровню развития инфраструктуры, но в то же время никто не будет отдавать российской столице предпочтение просто ради того, чтобы дать ей заработать (как это бывает иногда с некоторыми городами развивающихся стран). Хотя конгресс-бюро городу необходимо, некоторые участники семинара выражали опасение, что в самое ближайшее время этим вряд ли кто-то займется, ведь все силы и средства будут брошены на грядущие президентские выборы, даже если что-то будет предпринято в этом направлении, никто не знает, как изменится ситуация после выборов, поэтому вряд ли захочет рисковать своими деньгами. Кроме этого, Россия занимает отнюдь не почетные места в рейтингах коррупции и соблюдения прав человека.
Среди положительных сторон участники семинара указали историко-культурное наследие Москвы, большое количество научных центров и то, что у столицы уже есть опыт поведения крупных мероприятий. Надежду, что в Москве когда-нибудь появится конгрессное бюро, вселяет появившийся в последнее время интерес правительства Москвы к конгресс-деятельности. Возможно, столичные госструктуры уже готовы оказать официальную поддержку.
Что же, по мнению Гари Гриммера, нужно предпринять московским компаниям, работающим в индустрии встреч? Объединиться и лоббировать создание единой маркетинговой организации, что уже несколько лет пытается сделать Московская Торгово-промышленная палата. Конгресс-бюро может быть как подразделением национального туристического офиса страны и города (как, например, это происходит в Австрии), так и самостоятельной структурой - это не так важно. Главное - необходимость появления подобной структуры возникла уже давно и медлить нельзя.


Мнение эксперта
Во время перерыва корреспонденту Business Travel удалось пообщаться с участниками семинара. Все они отметили, что подобные встречи необходимы. Большинство из них признались, что пришли на семинар, чтобы узнать о мировых тенденциях и посмотреть, что думают о создании конгрессного бюро в Москве коллеги. По мнению директора конгресс-центра "Москва" Сергея Иванова, это было очень полезное мероприятие с точки зрения корпоративного взаимодействия. В Москве уже явно созрела необходимость создания ассоциации, которая занималась бы предложением услуг по конгрессной деятельности и помогала формировать на международной арене имидж Москвы как открытого города. Наша столица - крупный финансовый центр, он привлекает людей. Но на сегодняшний день некоторые функции такой единой организации приходится брать на себя туркомпаниям и отдельным конгресс-центрам. "Например, наш выставочный комплекс является на сегодняшний день очень современным, и у нас есть поддержка правительства Москвы. У нас есть возможность принимать крупные международные конгрессы с большим количеством участников. Но чтобы наша инфраструктура работала эффективнее, нам действительно нужен посредник в лице конгресс-бюро. Оно аккумулирует информацию по нескольким площадкам, и это создаст условия для здоровой конкуренции. Представляя страну на международной арене, такая организация позволит насыщать российский рынок крупными качественными мероприятиями, привлекать крупных иностранных инвесторов. Очень хорошо, если это будет частно-государственное партнерство, потому что если в такой организации будет участвовать только бизнес, это будет кулуарный закрытый вариант, если только государство - то ассоциация будет не особо лояльна к бизнесу. Поэтому продвигать Москву на международных рынках стоит объединенными усилиями".

Справка
Гарри Гриммер (Gary Grimmer) - ведущий международный эксперт в сфере MICE-индустрии, основатель и глава консалтинговой компании GainingEdge (Gary Grimmer&Company). На сегодняшний день он курирует консалтинговые проекты в США, Южной Африке, Макао, Сербии и Корее, консультирует конгрессные бюро Малайзии, Омана и Австралии. Гарри Гриммер - постоянный модератор семинаров Международной ассоциации конгрессов и конференций (ICCA), основатель BestCities - первого в истории индустрии встреч объединения конгрессных бюро городов мира.