BusinessTravel №9, Сентябрь 2011 «Верная траектория»← Вернуться к журналу

Верная траектория. Рынок MICE: два года после кризиса


Подготовила Анна ЮРЬЕВА

Экономический кризис 2008-2009 гг. повлиял на развитие рынка MICE в России: по завершении рецессии клиенты отказались от бездумной оптимизации расходов, но стали уделять больше внимания сервису и деталям. Существенных изменений на рынке за прошедший год не произошло: он стабилизировался, произошла дифференциация по сегментам, и, как следствие, клиенты стали лучше понимать специфику рынка.

Рынок стабилен и дифференцирован
Рынок MICE в России устоялся, считают эксперты. На данном этапе его развития соотношение сил существенно не меняется. "В настоящий момент рынок MICE стабилизировался, каких-то крупных и сильных игроков за прошедший год не появилось" - говорит Наталья Сидельникова, руководитель по развитию отдела MICE FCm Travel Solutions.
Изменения происходят в соотношении сил внутри существующего пула игроков. По мнению директора по продажам компании Carlson Wagonlit Travel Meeting & Events Татьяны Исаевой, произошло некоторое переопределение сил и выход на первый план небольших российских компаний.
Это связано в том числе и с активным развитием продаж в компаниях рынка MICЕ, созданием специализированных подразделений или расширением существующих.
Также к новым тенденциям можно отнести попытки (и иногда довольно успешные) по созданию внутренних креативных отделов внутри MICE-компаний.
Несмотря на то, что кризис существенно ударил по рынку MICE, эксперты признают: этот рынок остается одним из самых развивающихся и перспективных в современной туриндустрии: "Именно здесь пробуют все новинки, рискуют, предлагают нетипичные программы и направления, поскольку мы имеем дело с очень требовательными и искушенными клиентами", - говорит Екатерина Захарова, глава департамента MICE-компании UTS Travel.
Одной из тенденций последнего времени можно назвать стремление клиентов получать готовое мероприятие "под ключ": "Клиенты уже давно поняли, что подготовка мероприятия с привлечением одного агентства, которое делает мероприятие "под ключ",  дешевле, чем привлечение отдельной креативной компании", - рассказала Татьяна Исаева, директор по продажам компании Carlson Wagonlit Travel Meeting & Events.
Эту же тенденцию отметили в компании UTS: "Из последних тенденций можно отметить то, что теперь клиенты хотят иметь дело с компанией, предоставляющей полный спектр услуг, начиная от разработки концепции, предоставления сувенирной продукции и полиграфических услуг и заканчивая воплощением этой концепции (бронирование площадок, оборудования, артистов, логистика и т.п.). Мы отметили тенденцию корпоративных клиентов работать с компаниями полного цикла и стараемся этому соответствовать", - говорит Екатерина Захарова.
Генеральный директор компании "Континент Экспресс" Станислав Костяшкин отмечает также существенные изменения во взаимоотношениях агентство - клиент. По его наблюдениям, происходит более четкая дифференциация сегмента MICE и, как следствие, лучшее понимание клиентом специфики отрасли. Все чаще клиенты оплачивают MICE-услуги после проведения мероприятия, а не до, как практиковалась раннее. Сам размер агентского вознаграждения снижается. В выборе поставщика MICE-услуг возрастает роль отдела закупок. Даже в пуле низкобюджетных мероприятий увеличивается доля тендерных запросов. С отелями клиенты все чаще предпочитают общаться напрямую.

Нюансы экономии
По единодушному мнению опрошенных экспертов, востребованность MICE-услуг возрастает: "На примере нашей компании могу сказать, что кризис для нас закончился еще в начале прошлого года, как по количеству заявок клиентов, так как по бюджетам, - говорит Татьяна Исаева. Наталья Сидельникова из FCm Travel Solutions  также отмечает заметный рост числа заказов на MICE-мероприятия. Об этом же свидетельствуют специалисты компаний "Континент Экспресс" и UTS Travel.
"Рынок, несомненно, растет, корпоративные клиенты увеличивают количество мероприятий, при этом стараясь сохранить бюджет. Вопрос бюджета по-прежнему стоит очень остро, и выигрывает только та компания, которая может предложить самые выгодные условия благодаря прямым контрактам с поставщиками услуг", - рассказала Екатерина Захарова из UTS Travel.
В то же время по-прежнему сохраняется тенденция к оптимизации бюджетов: "Несмотря на то, что клиентам сняли запреты за выезды, оптимизация бюджета является одним из приоритетов наших клиентов, и компания  CWT позиционирует как одно из направлений деятельности  оптимизацию бюджета".
Но в экономии появились свои нюансы. "Если в период кризиса оптимизация происходила за счет выбора бюджетного направления, сокращения числа участников поездки, продолжительности, то сейчас клиент обращает внимание на соответствие цены и качества", - говорит Татьяна Исаева.
Наталья Сидельникова из FCm Travel Solutions отмечает, что, несмотря на то, что некоторые компании-клиенты все еще сохраняют политику экономии бюджета, непосредственно в процессе заказа бюджет может быть пересмотрен и увеличен, если того требует концепция мероприятия или объективная ситуация. "В качестве примера приведем недавнее мероприятие на Мальте одного из наших клиентов - алкогольной компании. Из-за сложной политической ситуации в средиземноморском регионе и роста стоимости топлива бюджет всего мероприятия вырос примерно на 20%, несмотря на изначальную политику оптимизации затрат", - рассказала г-жа Сидельникова.

Виза больше не помеха
Из последних тенденций индустрии встреч опрошенные эксперты отметили, что страны Шенгенского соглашения больше не отпугивают клиентов. "Хочется отметить тенденцию увеличения планирования поездок (даже крупных) в визовые страны, что раньше было не очень характерно. Мы связываем это с тем, что безвизовые направления уже исчерпаны частыми пользователями MICE-услуг, и клиентов перестал пугать вопрос оформления виз. К тому же некоторые консульства при большом количестве туристов в группе идут на уступки и предусматривают некоторые послабления при сборе комплекта документов на визу. То есть можно говорить о некой упрощенной системе при подаче документов для MICE-групп в ряде посольств", - рассказала Наталья Сидельникова.
По ее словам, одним из внешних факторов, влияющих на рынок, является ожидаемое вступление Хорватии в Шенгенскую зону в 2012 г. В настоящее время Хорватия - один из лидеров безвизовых MICE-направлений. Интересно будет проследить, насколько факт вступления в Шенген скажется на популярности страны.
Отмечает популярность Европы и Екатерина Захарова из UTS Travel: "В 2011 году у нас было очень много запросов и реализованных проектов по Европе (Германия, Франция, Италия, Финляндия, Португалия, Испания и т.п.). Также мы обратили внимание на растущий спрос к средиземноморским круизам для групп из 40-50 человек".
Также стоит отметить влияние на отрасль политических волнений и природных катаклизмов, из-за которых от посещения ряда стран MICE-группам пришлось отказаться. "В силу геополитических событий выпали из пула такие направления, как Египет, Марокко, Тунис, Япония", - говорит генеральный директор компании "Континент Экспресс" Станислав Костяшкин. По его мнению, "безвизовые направления с хорошими конференц-возможностями по-прежнему приоритетны для организации крупных конференций и мероприятий".
В сегменте инсентивных поездок клиентов более всего привлекают нестандартные направления: Африка, Латинская Америка. Наблюдается рост интереса к Азии и регионам РФ (Золотое Кольцо, Алтай, Байкал, Камчатка).
Наталья Сидельникова также отметила снижение спроса на популярные Египет, Тунис и Грецию по геополитическим причинам. "Все из-за неспокойной политической ситуации, которую мы все долгое время наблюдали и которой сопереживали. Надеемся, что доверие к этим странам будет вновь восстановлено и туристы-клиенты без боязни смогут планировать свои новые мероприятия в этих странах", - говорит эксперт.
И все же большинство крупных мероприятий по-прежнему проводятся в России. Львиная их доля приходится на Москву, где ежегодно открываются новые специализированные площадки.
Из последних новинок эксперты отмечают Radisson Blu Belorusskaya - новый 4-звездный отель, открывшийся в июне. "Хороший отель бизнес-класса, располагает продуманной площадкой для организации конференций и совещаний до 150 человек", - говорит Наталья Сидельникова.
Стоит упомянуть также Lotte Plaza, Renaissance Monarch, Radisson Royal.
По мнению Станислава Костяшкина, по-прежнему в Москве ощущается нехватка площадок, рассчитанных на проведение мероприятий от 300 человек с хорошими конференц-возможностями и высоким уровнем сервиса. "Если говорить о новых московских ивент-площадках, то ни одна из громко заявлявших о себе в начале года (Lookin Rooms, Posh Friends, Castle Grand...) не привлекли ожидаемого внимания", - считает эксперт.
Екатерина Захарова отмечает новый тренд - так называемый лофт (для групп до 100 человек). "Примером таких площадок могут быть PMLOFT или модный "Красный Октябрь". Для проведения больших мероприятий (от 500 до 6000 человек) можем отметить Центр культурно-деловой активности Kazakova. Концепция данной площадки - комфорт и грандиозные шоу для больших аудиторий", - уверена она.

Интересное содержание плюс безупречный сервис
Именно такой формулой можно охарактеризовать требования клиента к MICE-мероприятию. Наиболее популярным форматом при этом остаются комбинированные программы. Клиенты предпочитают совмещать деловую часть с командообразующим тренингом или развлекательной программой.
"У нас есть ощущение, что в этом году еще большее внимание стало уделяться ивент-составляющей MICE. Все больше заказчиков планируют  крупномасштабные ивент-программы развлекательного характера", - говорит Наталья Сидельникова.
По ее словам, основная тенденция  заключается в том, что заказчики ищут новые, неизвестные площадки для мероприятий, им интересны новые направления, возможны комбинированные варианты программ. Чем больше новых и свежих идей мы можем предложить, тем более вероятен успех мероприятия.
"По-прежнему наиболее востребованы бизнес-митинги - выступления профессиональных спикеров перед целевой аудиторией, а также тренинги новых сотрудников в разных форматах: роад-шоу, региональные школы, круглые столы, телемосты, дистанционное обучение...", -  рассказал Станислав Костяшкин.
По крупным инсентивным и конференц-мероприятиям наблюдается тенденция к повышению интереса к креативной составляющей. Основной упор в отличие от предыдущих лет делается не на развлекательную, а на содержательную часть, которая в обязательном порядке должна соответствовать текущим бизнес-задачам компании.
Екатерина Захарова отметила, что самое популярное наполнение MICE-мероприятия - конференция, тимбилдинг, экскурсия или гала-ужин с программой: "Мы всячески пытаемся расширить данный стандартный формат мероприятий, предлагая, скажем, проведение конференции не в стандартном конференц-зале отеля, а, например, в медресе (в Узбекистане). Тимбилдинг или экскурсию мы также предлагаем сделать в нестандартном формате: квесты, мастер-классы с привлечением самих участников, у которых появляется уникальная возможность приобрести новые уникальные навыки, кулинарные мастер-классы, сити-квесты с использованием последних инновационных технологий и многое другое".
Вторая составляющая успеха - сервис. "Наши клиенты растут и развиваются вместе с нами, соответственно, их требования и запросы тоже постоянно возрастают, - говорит Екатерина Захарова, глава департамент MICE-компании UTS Travel. -  Со своей стороны мы всегда стараемся быть оперативными, конструктивными и конкурентоспособными, гибкими и, конечно же, позитивными. Таков наш поход к разработке и проведению мероприятия любой сложности и формата. Плюс эффективная коммуникация и координация проектов. Почти на все проекты мы всегда выезжаем и контролируем процесс на месте, так как это является неотъемлемой частью любого успешного мероприятия".
"Быстрота реакции на пожелания клиентов очень ценится. Также клиенты ожидают больших бонусов и апгрейдов для VIP-гостей или топ-менеджмента компаний", - рассказала Наталья Сидельникова.